Для меня мгновением, обновившим меня, стали три недели в Непале. Там я смогла замедлиться, смогла почувствовать настоящее, понять, что значат слова "здесь и сейчас". Конечно, это гораздо проще удается где-нибудь в уединении, в тишине и местах, далеких от городской суеты. Но после Непала я научилась "ловить момент" и в своей обычной повседневной жизни.
Покхара.
Мне не терпится увидеть горы. Но погода облачная и несколько дней вершины прячутся от нас за легкими взбитыми облаками. Перед вылетом в Джомсом встаем рано на рассвете, и, надев новые трекинговые ботинки и кутаясь в теплые шарфы, бежим на крышу, чтобы в первый раз сквозь прозрачную дымку увидеть розовые очертания Аннапурны. На горы можно смотреть очень долго - они успокаивают и позволяют ни о чем не думать. Ты влюбляешься в их неровные вековые морщины с первого взгляда.
***
Остаешься один на один с собой. Во время пути становишься пустым глиняным сосудом (в хорошем смысле пустым), гулким, спокойным. И постепенно откуда-то снизу ты начинаешь наполняться глубокой радостью, осознанием чего-то ранее недоступного и непонятного. И эти чувства поднимаются до самой макушки и вытекают через край. И такая легкость вокруг, прозрачность, и никаких вопросов. Ум ясен. Как у Ошо: «Просто иди, хотя бы несколько секунд, и ты получишь проблеск другого мира - внесловесного мира, реального мира, не мира ума, которым окружает себя человек».
***
От Кингара начинаются ким-ки-дуковские пейзажи: безлюдные песчаные дороги, ярко-осенние деревья, ледяные макушки гор поднимаются над долиной, и отражения в неподвижной воде. Тишина. Он и она идут друг за другом по узкой горной тропинке. Каждый думает о своем, но в то же время, они настолько близки и прозрачны, что могут раствориться друг в друге. Только люди не актеры, а мы, и вокруг не декорации, а все самое настоящее.
***
Я жалею, что я не художник, не Н.К. Рерих - мне кажется, что только он смог найти цвета, передать настроение Гималайских гор. Это же воплощение Абсолюта: абсолютный Цвет, абсолютная Тишина, абсолютная Красота, абсолютная Свобода, абсолютный Покой, абсолютная Сила, абсолютное Совершенство.
Почему я не писатель - вот например, старина Хэм нашел бы нужные слова. А у меня не получается. Ну вот, допустим, небо. Что я могу про небо написать: ярко-синее, безоблачное, расстилающееся между гор и уходящее за горизонт - туда, где Запретное Королевство Мустанг, туда, где Крыша Мира - Тибет. Но на самом деле это не так, этого мало. Потому что оно звенящее и щекочущее нос, оно глубокое, как океан с облаками - барашками, и в то же время, мирное, как спящий Будда…
***
Гаса - Татопани.
Виды как из сказок Р. Киплинга - зеленые горы, горные водопады, несмелые холодные ручьи, большие яркие бабочки и миллион разных оглушающих звуков. Буйволы и мангусты. Каждый день новые виды, новые горы. Мы уже довольно подустали, решаем, как дальше продолжать путь: вверх через горы или вниз по прямой дороге. В Татопани главная достопримечательность - горячие источники с видом на горы - температура довольно высокая, но такое счастье погрузить еле ходящие непослушные ноги в горячую воду! (Татопани - «tato» - горячий, «pani» - источник).
***
В горах все населенные пункты растянуты во времени и пространстве. От первого дома до последнего надо идти то вверх, то вниз, никогда не зная, когда закончится деревня. Например, Гаса растянута на 30 минут.
***
Каменные ступени как кошмарный сон. Тебе приходится упрашивать ноги сделать еще и еще один шаг, угрожать, умолять, проклинать, изнывать от боли, подавлять комок в горле, но продолжать идти. В последний день я глупо расплакалась от своей слабости и боли. Но ведь даже пожилые люди идут и не жалуются: бабушка из Болгарии с больной ногой, женщина с огромным тюком за спиной, седые европейцы, аккуратно переставляющие палки. А я не могу. Что заставляет людей идти вверх, сознательно подвергая себя боли?
***
Рассвет на Пун Хил.
О Боже, опять ступени, опять нечеловеческий подъем - вереница налобных фонариков - тропа живая, она извивается электрической змеей и усиленно сопит. В узкой комнате с фанерными стенами большое окно. Спим в шапках, потому что очень холодно. Зато всю ночь можно смотреть на полную луну, которая подсвечивает серебристый снег на вершинах гор. Ночью горы объемные, в свете луны загадочные, абсолютно сказочные. Слева появляется оранжевая полоска - надо ускорять шаг. Первые лучи неяркого кремового цвета похожи на детский рисунок - широкие и по всему небу - возвращают пейзаж к реальности, сверху вниз окрашивая местность в мягкие теплые цвета наступающего дня. Слишком много людей, как в метро в час пик. Тайна рассвета нарушена суетливостью, вспышками фотоаппаратов, окриками. Очень хотелось услышать первые рассветные звуки - просыпающихся птиц, сонного ветра, почувствовать запах горных трав, но люди, люди… А потом чудный запах на теплой кухне с видом на Аннапурну.
***
Последний день.
Радость спуска вниз сменилась болью в коленях - 3280 каменных ступеней вниз, не считая остального пути, оказались серьезным испытанием последнего дня.
***
Непал - страна, которую невозможно не полюбить. Отчего-то очень спокойно и безмятежно, как в детстве. Или просто радостно. Без причины. Или потому что ближе к солнцу. А небо прозрачное и щекочет ноздри. И ветер глухо распевает мантры. Отчего-то хочется молчать или расплакаться от счастья. И еще невероятно нежный перезвон колокольчиков на шеях осликов. «Какослики» - мы их так называли. Друзья приходят в снах. По очереди, чтобы с каждым посидеть отдельно. Простые радости - желтые листья в лучах заходящего солнца, иней на синих цветах, аромат гречишного хлеба. Непал - моя мантра.