Вело Черногория 2018. Часть 2.

Jun 27, 2018 20:45

Часть 2. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Часть 1 (начало) - ЗДЕСЬ

В городе решили заселиться в апартаменты, чтобы немного погреться и постираться. На самом деле вот в эти 3 ночи - перед Дурмитором, в Жабляке и около Биоградского озера я конкретно подмерзала в своём летнем спальничке, поэтому ночью одевала на себя всю одежду, которую можно, т.к. было примерно +7 и к тому же ещё и весьма сыро и промозгло. И этот контраст, конечно, меня, как и всегда, удивлял - там до моря рукой подать, на машине меньше 200км, а так всё меняется кардинальным образом. И в то время, пока в Тивате и Будве народ плавится от жары, в Дурмиторе и на Биоградской горе, прямо скажем, свежо!

В итоге в Колашине быстренько сняли апартаменты, помыли хозяйским керхером велосипеды (после грунтов и дождей они имели слишком уж походный вид) и пошли прогуляться по городу.
Город маленький, но миленький :)

Центр Колашина


На следующее утро (10 июня) нам предстояло определиться, как ехать дальше. Изначально Лёха нарисовал трек по довольно глухим грунтам, но мне, как обычно, эта идея не нравилась, и я боялась там ехать. Меня смущало абсолютно всё: покрытие (там точно не асфальт, а грунт, но вопрос - какого он качества?...), серьёзный набор высоты (в абсолюте около 1000, т.к. надо было перевалить через гору), непонятная ситуация с водой (родников по дороге нарисовано не было, а, если их реально не будет, то что делать? тащить воду на 1,5 дня?) и отсутствие какой-либо населёнки. На самом деле на тех 40км щебенки, которые были в первые дни, примерно так всё и было, и мне не очень хотелось бы ехать по такой дороге 1,5 дня. Но вообще, как было написано в гайдбуке, все велотреки в Черногории идут таким образом, что нет необходимости брать еду и воду более чем на полдня, т.к. мол, что-то вам на пути да встретится, но не знаю-не знаю, черногорские веломаршруты у меня были под подозрением. Как минимум потому что мы слишком мало по ним ездили и не успели составить ясное представление.

Вообще, что касается воды, то обычно я ехала с 2-мя фляжками общим объёмом 1,5 литра и ни разу не было ситуации, чтобы я "обсохла" или была бы к этому близка. Как только одна из двух фляг подходила к концу, я начинала искать, где бы пополнить запас, и всегда что-то находилось - или родник, или кафе. Поэтому, если сравнивать с Крымом, то в Черногории НЕТ проблемы с питьевой водой, т.к. в Крыму, когда я была там в походе с палатками, меня весьма удручало, что нужно было постоянно париться насчёт питьевой воды, а уж о том, чтобы встать на ночёвку рядом с пресным водоёмом, и мечтать не приходилось... В Черногории, в отличие от Крыма, достаточно много озёр, рек и прочих водоёмов. Но, если сравнивать Черногорию в этом вопросе, скажем, с Грузией, то тут всё же Грузия лидирует, т.к. там о питьевой воде можно не думать вовсе, она есть повсеместно, а в Черногории всё же приходится держать этот вопрос в голове.

Но вот, например, фотофакт того, что в Черногории есть родники и даже вполне обустроенные


Но вернёмся к моим сомнениям насчёт трека :) В общем, в этом случае Лёха вдруг довольно легко согласился объехать тот участок по асфальту - то ли уже надоело бороться с полным отсутствием у меня авантюризма и желания исследовать неизведанное, то ли и у самого были сомнения по поводу этого маршрута. В итоге поехали по второстепенному асфальту и не пожалели (по крайней мере, я).

Хотя в начале пути у меня даже были мысли, что, может, надо было ехать грунтами?... А всё почему... Хорошая погода, второстепенное шоссе, спуск, Черногория... Казалось бы, что там может пойти не так? А вот может! В том случае, если китайская корпорация строит рядом с этой тихой дорогой автобан... Проект очень масштабный - эта скоростная автомагистраль Бар-Боляре соединит юг и север страны, а затем дорога должна будет соединить Черногорию с Сербией. Как я прочитала, это крупнейший проект в истории Черногории, объем инвестиций составляет около 2,8 млрд Евро. Сложность прокладки связана с тем, что дорога идёт через горы, поэтому на пути предусмотрено строительство 48 туннелей и 107 различных мостов и виадуков. И мы как раз наблюдали строительство одного из самых сложных и приоритетных участков дороги между населёнными пунктами Смоковац и Матешево.
Масштаб строительства действительно впечатляет - по пути мы проезжали через китайские рабочие посёлки, где живут строители, и это не просто посёлки, это уже напоминает небольшие города. Пэтому на месте черногорцев я бы немного опасалась :)

Стройка идёт


Ехать параллельно с такими стройками - удовольствие ниже среднего, и из "эпицентров" строительных работ мы выезжали по уши в пыли и цементе. Зачем мыли велосипеды вечером? Непонятно...
Но вскоре мы всё же оставили китайцев позади и поехали по очень милой дороге с идеально ровным покрытием.

Вот такая она:


На спуске начало конкретно поджаривать, а мы уж и отвыкли от такого. Искупались по пути в реке Зета и "огородами" поехали в сторону Даниловграда.

Река Зета


Проехав Даниловград, начали искать место, где бы пришвартоваться. Сделать это хотелось на той же реке Зете, но поскольку мы не очень понимали, сможем ли мы к ней подойти, то на всякий случай имели с собой бутылки с водой. Немного отъехав от города, увидели грунтовку, отходящую от шоссе и, рассудив, что наверняка это дорога к реке, поехали по ней. Мы не ошиблись и почти сразу выехали на симпатичную полянку на берегу речки. Но было одно НО! Где-то совсем неподалёку от нас отдыхала компания местных жителей, поэтому были слышны мужские (исключительно мужские) голоса, какие-то крики итд Я напряглась. Лёха в своём стиле не видел проблемы. Но я, вместо того, чтобы сразу понять про себя, что для меня это критичный фактор, и озвучить, что ночевать здесь я не буду, предалась душевным метаниям - а может, нормально?, да нет, вроде не очень... да ну наверное, всё нормально, они же, наверное, добрые?... да ну нет, ну что-то, если честно, мне это совсем не нравится, а как я буду купаться, а как мы будем ложиться спать, если там совсем рядом какие-то непонятные люди? итд итп На подобные метания ушло часа полтора, после чего я поняла, что всё же НЕТ! Я НЕ ХОЧУ ЗДЕСЬ НОЧЕВАТЬ!!! При этом, пока я мучилась сомнениями, Лёха уже успел поставить палатку и немного разобрать свои вещи, поэтому, мягко говоря, выпал в осадок, когда я сообщила, что никак не могу тут ночевать. В качестве последнего аргумента мною было применено секретное женское оружие, в смысле слёзы (о, ужас......). Лёха, видимо, решил, что не готов к такому мозговыносу до следующего утра, поэтому, сжав зубы, собрал палатку и вещи, и мы уехали. Тем временем уже начало темнеть, поэтому шансов найти ещё одно такое же место на берегу реки практически не было. Отъехав буквально 2-3км от того места, увидели проход через поле в сторону реки и мужчину, который чинил там рядом машину. Увидев наши растерянные лица, мужчина поинтересовался, чем нам помочь. Мы сказали, что ищем место для ночёвки. Мужчина сказал - вставайте здесь, не вопрос, это мой участок (вот это вот поле). В итоге там под яблонькой на берегу речки мы и встали, и я наконец успокоилась.

Вообще в этом походе неожиданным открытием для меня стал тот факт, что я, оказывается, боюсь диких ночёвок... Никогда об этом не задумывалась (а может, и не боялась раньше?...). Но дело в том, что до этого я обычно в походы всегда ездила толпой чуть ли не по 10 человек и там, конечно, чего бояться... Или, если народу меньше, то это были совсем пустынные места типа Рыбачьего, там жизни нет по определению. Или мы стояли в кемпингах, как в Европе. Вспомнила Грузию, но там сначала нас было шестеро, а после так как мы остались вчетвером, мы всё время ночевали в гостиничках или кемпингах. В мою поездку по Абхазии мы всегда ночевали в частном секторе. Поэтому, собственно, такого опыта, как сейчас, у меня и не было. И вот вдруг оказалось, что я этого боюсь. В общем, буду впредь иметь в виду эту мою новую фобию...

Наша поляна утром следующего дня


В планах на 11 июня было съездить в монастырь Острог - главную святыню Черногории. Пишут, что православные паломники посещают его чуть ли не также часто, как и храм Гроба Господня в Иерусалиме. В стенах монастыря хранятся мощи святого Василия Острожского, к которым, судя по фото, в туристический сезон и в православные праздники выстраиваются огромные очереди. Но мы были в самом начале сезона, поэтому ажиотажа не увидели.
Монастырь находится в скальной нише на высоте 900 метров н.у.м. Вообще там даже 2 монастыря - нижний и верхний. Но основная достопримечательность это, конечно, верхний.
Вот пара фотографий оттуда.

Верхний монастырь




После посещения Острога зашли в кафешку немножко перекусить :)) Порции в Черногории - это, конечно, да...


Котлета на фото называется "плескавица", это популярное блюдо на Балканах. Вообще во время поездки мы старались попробовать разной местной еды. Пробовали пршут (сырокопченый окорок), каймак (молочный продукт, что-то среднее между густыми сливками и творожным сыром), чевапи или они же чевапчичи (жареные колбаски из перемолотого мяса с приправами; плескавица - это практически то же самое, только в виде котлеты), чорба (суп из телятины), буреки (выпечка из слоеного теста с разными начинками), ражничи (что-то типа шашлыка) и что-то ещё, названия чего не запомнились, но то, что я перечислила выше, пожалуй, самое популярное. Из салатов в Черногории очень популярен "шопский салат" - что-то среднее между обычным овощным и греческим. Также в меню всегда есть моно-салаты, то есть порезанные овощи в чистом виде, и mixed salad, в смысле обычный овощной салат (огурцы, помидоры, капуста). Попробовали 2 популярных национальных сухих вина - Вранац (Vranac, красное) и Крстач (Krstac, белое). Также из алкоголя всегда присутствует местное пиво Никшичко (Niksicko). Местные десерты попробовать не удалось (хотя их хвалят), но отметили большое количество "пекар", то есть пекарен, где продают свежую выпечку. Туда несколько раз наведывались. Ещё что меня удивило в местной кухне - в Черногории очень cложно найти обычный чёрный чай! То есть чай есть, но обычно он или травяной, или фруктовый, или ещё бог весть какой, но не обычный черный. А вот черный кофе очень популярен.
Возвращаясь к размеру порций, добавлю, что обычно, несмотря на то, что это был велопоход, мы не осиливали и обед, и ужин в таком объёме, поэтому часто получалось, что мы обедали в кафе такими вот порциями (правда, иногда это случалось не рано), и ужинать потом уже не хотелось, поэтому обходились чаем с чем-нибудь или походом в "пекару", если находились в городе. Ну или прекрасно ужин заменяли вино и фрукты :)

После нашего "скромного" обеда, мы начали спуск в Подгорицу (столицу Черногории) и снова уехали от грозы. В Подгорице осмотрели местные достопримечательности, коих на самом деле не так много.

Но вот, например, мост Тысячелетия


А вот памятник Высоцкому


Казалось бы, причем здесь Высоцкий? (Сначала я даже подумала, что мне показалось и что это не может быть он) А вот, оказывается, он даже посвятил Черногории песню и такие строки (они выгравированы на памятнике):

Мне одного рожденья мало -
Расти бы мне из двух корней...
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей.

После проезда по ключевым точкам города встал вопрос, что делать дальше. Лёха настаивал, что нужно обязательно сегодня доехать до Скадарского озера, то есть ещё плюс 30км. Я уже устала и не очень понимала, зачем, но поскольку за треком я не особо следила, то считала, что, значит, от Скадарского озера до Будвы, где у нас было забронировано жилье с 13 до 15 июня, ехать далеко. Но потом открыла трек и поняла, что там совсем близко, а времени у нас ещё 1,5 дня. Сказала об этом Лёхе, чем очень его удивила, т.к. он считал, что в Будве мы должны быть уже завтра и что типа а чего тогда я (не он, а я) вообще всё время паникую и говорю, что мы не успеваем?! Я возмутилась, что, мол, да, я так говорила, от своих слов не отказываюсь!, ну так это когда было-то?! После того, как мы объехали тот длинный грунтовый участок, я уже давно поняла, что мы везде успеваем. Но, в общем, стало понятно, что рваться, на ночь глядя, на Скадарское озеро смысла нет никакого и надо ночевать в Подгорице.

Забронировали жильё. Бронь вышла, хмммм, оригинальная!
Вообще Лёха по жизни не отличается сильно вдумчивым подходом к вещам, которые не являются для него принципиально важными (а таких большинство), поэтому он открыл Букинг, ткнул в самый дешёвый вариант поблизости с центром города и сказал, что вот, мол, отличный вариант. А для меня важно, где ночевать, и это тот вопрос, где я точно буду всё изучать, долго выбирать, читать, сравнивать итд Потому что чувствую, что я уже несколько переросла варианты из серии "абы где перекантоваться"... Но Лёха начал меня торопить, я мельком глянула и махнула рукой, что, мол, ой всё..., бронируй, что хочешь.
В итоге вариантик оказался задорный. Расположение у дома было неплохое, но прямо рядом с ж/д вокзалом, а вокзалы - это всегда специфическая обстановочка. Мы долго не могли найти дом, но, когда нашли, то оказалось, что нас там особо не ждут и не очень знают, что с нами делать. Хозяин, вообще не говорящий ни по русски, ни по английски, показал нам апартаменты, которые были явно переделаны из подсобного полуподвального помещения. В комнате находилась барная стойка (?!), а на стене было малюсенькое окно с решёткой... На полке рядом с барной стойкой обнаружилась следующая композиция:



Мне стало интересно - что должно быть в голове у человека, чтобы изготовить напитки с фотографиями Сталина и Гитлера?... Также интерьер бара удачно дополняла пара стаканов, вазочка с леденцами и... 2 лака для ногтей красных оттенков... (не сфотографировала)
Сама атмосфера в комнате была, на мой вкус, ОЧЕНЬ угнетающей - ни малейшего намёка на уют, старая мебель, тусклый свет... Лёха сказал, что, мол, да, видно, что это жилище достаточно странной семьи, и со свойственным ему оптимизмом добавил - но мне всё нравится! Я сказала - странной?, знаешь, а я вот не удивлюсь, если тут где-нибудь в соседнем помещении увижу женщин, сидящих на цепях... Лёха ответил, что я, как обычно драматизирую. Но вообще серьёзным минусом данного жилища было отсутствие кухни, а также ванная комната, где не было уклона в сторону слива, поэтому вода наливалась на пол и никуда не уходила. Что тут сказать - сэкономили... Все стены в комнате были увешаны какими-то портретами и грамотами, в результате изучения которых внезапно выяснилось, что человек, который сдал нам комнату - это местный певец Dragan Mirocevic... Точнее, наверное, не прям ПЕВЕЦ, но по крайней мере участник каких-то музыкальных мероприятий, Лёха нашёл записи с его выступлений на Ютубе. Это меня успокоило и по крайней мере я поняла, что он не маньяк, а просто, так сказать, творческий человек :) Но, боюсь, карьера его на Букинге будет недолгой... Судя по всему, мы были первыми, кто снимал у него жилье, и я не стала ставить ему единицы (и вообще писать отзыв), но обычно путешествующие люди такие варианты не любят, какими бы непритязательными они ни были...

Утром следующего дня (12 июня) выехали пораньше (я реально хотела побыстрее уехать из этого жилища, т.к. оно на меня давило своей атмосферой), позавтракали в кафе рядом с вокзалом и начали думать, как добраться до Скадарского озера. У Лехи была мысль проехаться на электричке - во-первых, чтобы не ехать по основному шоссе, которое не поддавалось объезду, а во-вторых, чтобы посмотреть, что из себя представляют черногорские поезда. Билет на человека до Скадарского озера стоил 1 Евро, билет на велосипед - 4 Евро (как мы поняли, это фиксированная цена за велосипед, независимо от расстояния)... Ехать полчаса... Но тут вступила моя жаба и сообщила, что за такие деньги лучше рискнуть жизнью на трассе М2. В итоге доехали эти 30км до Скадарского озера своим ходом. Трасса, конечно, не самая приятная, но не сказать, что прям очень загруженная - многие шоссе у нас в области гораздо хуже.

Доехали до населённого пункта Вирпазар на берегу Скадарского озера и встали там в кемпинге в 1,5км от озера. Решили, что раз время есть, то устроим тут день отдыха.
Скадарское озеро - это крупнейшее озеро Балканского полуострова, 2/3 его находится в Черногории, 1/3 - в Албании. Основной досуг на озере - это проехаться по нему на каком-нибудь плавсредстве. В основном, конечно, все выбирают небольшие кораблики, но мы выбрали каяк (аренда стоила 25 Евро на весь день). Решили дойти на нём до острова-крепости Грможур, которая осталась со времени черногорско-турецкого противостояния в середине XIX века и была впоследствии превращена в тюрьму. Моторные лодки людей на острове не высаживают (наверное, из-за большого количества камней на подходе), а мы на каяке высадились, всё там исследовали и искупались.

Идём на каяке


Грможур


Вечером Лёха ещё решил скататься на велосипеде в деревню Годинье и разведать веломаршрут, который там идёт, а я пошла в сторону кемпинга. Кемпинг скорее всего функционирует достаточно недавно, поэтому мы там были одни, но вообще нам он понравился - всё продумано, всё есть, всё чистенько. Правда, стоил 10 Евро за двоих. Недёшево для Черногории! Но особых альтернатив у нас не было - только если опять апартаменты в городе.

Кемпинг


Когда мы сели ужинать, где-то в домах по соседству начинался какой-то праздник. По мере наступления ночи гуляние становилось всё масштабнее - на всю деревню играла национальная балканская музыка, в какой-то момент выключилось электричество и, судя по возгласам, стало понятно, что гуляет там очень много народу, и всё это продолжалось часов до 2-3 ночи, наверное. И всё бы ничего, но! Всё это гуляние периодически сопровождалось выстрелами и очередями из автомата! Уж не знаю, что там было с патронами, но как-то такие вещи напрягают... Я сталкивалась с подобным в Абхазии - там на Новый год вместо салютов были очереди из калашей. Так что, возвращаясь к моим попыткам понять типаж черногорцев, могу сказать, что вот эта ситуация - и гуляния под национальные песни, и стрельба, мне реально напомнила Кавказ, т.к. где-нибудь в Европе (да даже и в России) подобную ситуацию я с трудом могу себе представить. Точнее, представить-то как раз могу, но, как мне кажется, у нас через полчаса веселье прекратится, т.к. приедет наряд милиции. Здесь же, когда всё это только начиналось, на балконе в доме напротив ужинала семья, и они вообще никак не отреагировали на подобные звуки и продолжали трапезу, как ни в чём не бывало. Но не могу сказать, что засыпать под звуки стрельбы где-то в непосредственной близости очень комфортно...

Утром 13 июня в объезд основной загруженной дороги вдоль моря поехали в сторону Будвы. По серпантину я уже ехала практически без напряга - как и обычно у меня, форма приходит к концу похода.

По дороге спасли от возможной смерти черепаху, греющуюся на асфальте, и порядком её утомили, пока фотографировали с разных ракурсов. Хотя вообще это не единственная черепаха, которую мы встретили в этом походе.

Внимание, черепаха!


По плану с вершины холма нам должен был открыться вид на "Будванскую ривьеру". Однако, мы не в полной мере насладились этим видом, т.к. всё было, как в молоке, из-за облаков. Но ниже была уже хорошая погода, и можно было фотографировать.

Вид на Будву


В Будве заселились в гестхаус в 1км от моря и 1,5 дня провели, загорая и купаясь. Я купалась как человек, который никогда раньше не видел моря, и вот его привезли туда на 1 день. Хотя обычно я разок искупаюсь, и больше и не хочу - надо переодеваться, лезть в воду, вода мокрая, солёная, потом надо переодеваться обратно итд итп Сложно это всё :)) Но в этот раз я периодически вспоминала, как мне было плохо перед Новым годом, и как я мечтала о тепле, море и солнце, поэтому, попав наконец на море, пыталась накупаться на 5 лет вперёд :)
Но вообще нельзя сказать, что Будва поразила моё воображение. Весь город - это сплошные кафе и пляжи. И толпы народу. Хотя сейчас ещё не совсем толпы, т.к. была ещё только середина июня, но всё равно людей много. Тиват и Херцег-Нови, на мой взгляд, более уютные, хотя, конечно, пляжей там гораздо меньше.

Это я плаваю в закате


В предпоследний день перед отъездом (15 июня) проехали около 30км до Тивата. Ехали опять не по основному шоссе вдоль моря, а через горы (ну, точнее, через холмы). В какой-то момент разделились - Лёха поехал по серпантину в сторону Ловчена (это ещё один национальный парк в Черногории, в который мы не заезжали), чтобы посмотреть сверху на Бока-Которский залив, с той точки его видно весь, а я поехала прямиком в апартаменты.
В Тивате у нас оставалась половина этого дня и утро следующего, и времяпрепровождение было стандартным: пляж, море, кафе, закупка сувениров итд

В одном из кафе в Тивате я сфотографировалась и сравнила фото с фотографией, сделанной в начале поездки. Как говорится - хотите немного прийти в тонус за 2 недели?, я знаю один способ :))

01.06.2018


15.06.2018


Утром завершающего дня (16 июня) сходили на море, собрали вещи и поехали в аэропорт, благо до него 3 км хода. В аэропорту народууууу...... Яблоку негде упасть. А ещё нет не то что телескопических трапов, но даже автобусов между зданием аэропорта и самолётом. То есть выходишь из здания аэропорта и идёшь к самолёту, как на маршрутку. Поэтому одновременно к вылёту готовится только 1 самолёт, и всё получается не быстро... Но, как я уже говорила, зато очень близко к побережью, в отличие от Подгорицы, и прямые рейсы Аэрофлота из СПб.

Идём к самолёту


Вот так мы съездили.

По дням график движения и набор высоты выглядели так:
01.06.2018: аэропорт - Тиват. Пробег 3 км :)
02.06.2018: отдых в Тивате. Пробег 0 км.
03.06.2018: Тиват - Херцег-Нови. Пробег 63,4 км, набор высоты 531 м, средняя скорость в движении 16,4 км/час. Утро в Которской крепости, вечер - в Херцег-Нови.
04.06.2018: Херцег-Нови - Граховское озеро. Пробег 61,6 км, набор высоты 2051 м, средняя скорость в движении 8,0 км/час.
05.06.2018: Граховское озеро -  Горнепольский вир (рядом с Никшичем). Пробег 61,6 км, набор высоты 1048 м, средняя скорость в движении 12,0 км/час.
06.06.2018: Горнепольский вир - Трса. Пробег 62,0 км, набор высоты 1949 м, средняя скорость в движении 10,6 км/час.
07.06.2018: Трса - Жабляк. Пробег 41,7 км, набор высоты 1251 м, средняя скорость в движении 9,4 км/час. Полдня на Чёрном озере.
08.06.2018: Жабляк - Биоградское озеро. Пробег 81,7 км, набор высоты 1337 м, средняя скорость в движении 14,9 км/час.
09.06.2018: Биоградское озеро - Колашин. Пробег 38,1 км, набор высоты 1259 м, средняя скорость в движении 9,3 км/час. Вечер в Колашине.
10.06.2018: Колашин - окрестности Даниловграда. Пробег 94,9 км, набор высоты 893 м, средняя скорость в движении 16,7 км/час.
11.06.2018: окрестности Даниловграда - Подгорица. Пробег 69 км, набор высоты 1233 м, средняя скорость в движении 13,5 км/час. Вечер в Подгорице.
12.06.2018: Подгорица - Вирпазар (Скадарское озеро). Пробег 57,3км, набор высоты 495 м, средняя скорость в движении 19,9 км/час. Почти целый день на озере.
13.06.2018: Вирпазар (Скадарское озеро) - Будва. Пробег 43,1 км, набор высоты 1118 м, средняя скорость в движении 12,6 км/час. Большая часть дня отдых в Будве.
14.06.2018: отдых в Будве. Пробег 0 км.
15.06.2018: Будва - Тиват. Пробег 52,7 км, набор высоты 1309 м, средняя скорость в движении 15,1 км/час. Большая часть дня отдых в Тивате.
16.06.2018: Тиват - аэропорт. Пробег 3 км :)

Всего по треку проехали 732,8км (точнее, это Лёха столько проехал, а я чуть меньше 700, т.к. 2 раза с ним не ездила), набор высоты по gpsies около 15000 (по Страве чуть меньше - около 14500), диапазон высот 1959 метров (чуть-чуть не дотянули, чтобы разменять 2000!).

ССЫЛКА НА ИТОГОВЫЙ ТРЕК

Что касается ночёвок, то 8 раз мы ночевали в апартаментах, 4 раза в кемпингах и 3 ночёвки были дикими.

В общем, получился гибрид велопохода и просто отдыха, в том числе пляжного. И это как раз то, чего мне сейчас хотелось

Итоговый бюджет на 1 человека за всю поездку за 16 дней:
- Авиабилеты СПб-Тиват-СПб: 24716 рублей. Брали билеты в конце марта, то есть за 2 с небольшим месяца до отъезда. И после того, как мы их взяли, билеты только дорожали. Подешевели резко до нашей же цены только за пару дней до вылета.
- Гостиницы и кемпинги: 104 Евро. За апартаменты со своей кухней мы платили обычно порядка 20 евро (за двоих). Все места, где мы останавливались, нас не разочаровали (ну кроме того, в Подгорице, но там и дешевле было). В Будве было подороже, порядка 25 евро за сутки. Цена кемпинга очень низкая, буквально 3 Евро с человека, но никаких особых удобств типа кухни и стиральной машины, которые обычно есть в Европе, здесь нет. Но в Европе и цены совсем другие...
- Еда в кафе: 127 Евро. Обычно мы обедали на 12-14 Евро за двоих, с напитками и чаевыми. То есть за 6-7 евро можно купить или одно большое мясное блюдо+напиток (пиво/лимонад), или суп+салат+напиток. Завтрак и ужин обычно готовили сами.
- Продукты в магазинах: 74 Евро. В целом, не сказала бы, что цены на продукты в Черногории сильно низкие. По ощущениям, с учётом нынешнего курса Евро, не ниже, чем в СПб, но мы себе ни в чём не отказывали, и очень часто покупали фрукты, вино и всякие местные деликатесы.
- Прочее (такси, бензин, аренда каяка, входы в нацпарки итд Без сувениров) - 36 Евро

Итого 24716 рублей стоили билеты и всего каждый потратил в поездке порядка 340 Евро (без сувениров). То есть суммарно около 50 000 рублей с человека за всю поездку. Разумеется, можно было съездить гораааааздо дешевле, если убрать гостиницы и кафе. Но у меня сейчас точно не было такой цели...

Немного собственных выводов (почти все уже озвучила в отчёте, но обобщу):
- С точки зрения направления для велопохода Черногория шикарна! И этим всё сказано :))
- Ситуация с питьевой водой, как я писала выше, совсем не критична, я думала, что будет гораздо хуже.
- Местные жители, с которыми мы встречались, вели себя доброжелательно и корректно. Ну то есть ненавязчивы абсолютно, но при этом, если ты сам к ним обращаешься за помощью, всегда постараются помочь;
- Языковой барьер практически отсутствует. Язык - смесь французского и нижегородского :), в смысле русского, черногорского, английского и языка жестов :) Но всё абсолютно понятно! Но часто было довольно забавно, т.к. ты не знаешь, слово на каком языке будет наиболее понятно;
Например, диалог при покупке сахара в магазине.
-Подскажите, пожалуйста, где лежит сахар? СА-ХАР
-Мммм?...
-SUGAR!
-Мммм...
-Мммм....ЦУКЕР!
-Ааа... ШЕЧЕР!... (показывают на полку) :))
- Первая половина июня для велопохода по Черногории мне показалась очень удачным временем. Народу ещё относительно мало, на побережье жарко, но не смертельно, а в горах прохладно, но не холодно. Хотя ради интереса посмотрела я сейчас прогноз погоды на день (26 июня) в Жабляке... Днём +1...+3, ливень 19 мм воды за 6 часов o_O То есть надо быть готовым к разному :) Хотя я к такому точно не была готова, но у нас с погодой всё было хорошо.
- В целом же погода тяготеет к хорошей и не является проблемой. Дожди в основном, если и есть, то кратковременные. За всё время мы, к примеру, ни разу не ехали под дождём. Пару раз он был днём, но мы его успешно пережидали. Но грозы оооочень частое явление. Что касается жары на побережье, то жарко там, конечно, в летние месяцы... И +30 может быть запросто. Но стоит подняться на 1000 метров, как этот вопрос сразу же снимается :) (по крайней мере, в июне)
- Еда вкусная!!! Много национальных блюд
- До Черногории ещё, как и до большинства развивающихся стран, не дошла мода на ЗОЖ и всякое такое. Поэтому в городах бегунов практически нет, везде курят итд
- Как ни странно, но велосипедистов и велотуристов за все 2 недели мы практически не встречали... На шоссейниках встретили за всё время человек 5 (из них двое были из Сербии) и с баулами человек, может, 8. Но оооочень много байкеров на мотоциклах, и вообще очень много кемпингов сделано с таким посылом, что мол, Bikers welcome.
- Живность - в основном встречалась нам на дорогах в не очень живом виде... Но, судя по всему, фауна в Черногории довольно богатая... Но особый интерес, конечно, вызывают змеи. А в Черногории они есть, в том числе и ядовитые (если верить интернету, там водится несколько видов гадюк). Также есть ещё неядовитые полозы (из разряда ужей) и огромные безногие ящерицы, которые называются блаворы. Вот последних мы пару раз видели на дорогах (мёртвых), но, честно говоря, не хотела бы я с ними встретиться рядом со своей палаткой... Они действительно огромные - около метра длиной и в диаметре сантиметра 3, наверное. Хорошо, что я про наличие змей в Черногории задумалась только ближе к концу похода, а то всю поездку вглядывалась бы в траву :)
- Есть ещё нюанс с регистрацией туристов. Вообще в Черногории есть правило, что все иностранцы, которые приезжают в страну, должны в обязательном порядке регистрироваться то ли в тур.бюро, то ли в полиции (честно говоря, не знаю деталей, т.к. не изучала этот вопрос). Помимо регистрации, нужно платить туристический сбор 1 Евро в сутки, иначе якобы при выезде можно получить штраф в 200 Евро. Я всю поездку об этом не знала, поэтому не имела повода для переживаний. А Лёха знал, но в свойственной ему манере не заморачивался и даже и не собирался нигде регистрироваться. В конце поездки на досуге я почитала парочку отчётов клуба 3х9 об их походах в Черногорию, ну и, естественно, они тоже ничего не платили, хотя одна группа честно пыталась это сделать, но потом махнула рукой, т.к. это абсолютно несовместимо с походом - то тут говорят, мол, приходите в понедельник, то там уже закрыто итд итп Проблем при выезде у них не возникло. Мы этот сбор честно заплатили только в Будве, в которой жили 2 дня. Точнее, сами бы мы не стали этого делать (всю поездку не регистрировались, не начинать же в предпоследний день), но нам попались очень трепетные хозяйки, которые сходили с нашими паспортами куда-то и принесли квитанции об оплате сбора. В других местах хозяева просили наши паспорта, но нашей регистрацией они точно не занимались. Ну и в итоге никто у нас эту регистрацию в аэропорту не спросил и никаких проблем не возникло.
- В первый день мы купили в аэропорту местную симку. Всё удовольствие с включёнными в цену 100 Гб интернета стоило 5 Евро (оператор M:Tel, тариф Turist).
- Где купить газ и какой там тип баллонов и переходников - не знаю! В нашем случае бензин снял все эти вопросы. В начале поездки мы купили 1л бензина (примерно на 100 рублей), и этого с запасом хватило до конца похода.

Вот. А так, в общем, отдохнули отлично, и я поняла, что с удовольствием съездила бы и в другие балканские страны - Хорватию, Сербию, Боснию и Герцеговину итд

Фотографии в отчёте мои и Лёхины.

Поездки, Вело

Previous post Next post
Up