Одна косовско-адыгейская история

May 14, 2008 11:41

Расскажу вам сегодня одну адыгейскую историю.
Есть на Косовом поле городок Вучитрн, он же албанский Vushtrri, он же древнеримский Vicianum. Расположен он ровно на половине пути из Митровицы в Приштину, т.е. на самой линии огня в 1998-99. Рядом с городком есть два села: одно сербское - Прилужи и одно мусульманское - Stanoc i Poshtёm (Donje Stanovce).
Когда началась партизанская война, то села начали сводить друг с другом счеты. Албанцы вступали в УЧК, сербы - в местное ополчение. Немногое известно о местном противостоянии. в ночь с 12 на 13.09.1998 сербы обстреляли артиллерией Становцы и подожгли семь домов. 50-летний Amrush Muharrem Asllani выбежал из горящего дома и был застрелен. В другой раз были ранены Selim Curri и Sami Durmishi, то ли работавшие в поле, то ли партизанившие в УЧК. 25.02.1999 в деревню заехали три сербских танка для зачистки.
Становцы - село наполовину албанское, наполовину адыгейское. Адыги появились на Балканах в результате Кавказской войны. Тысячи беженцев-переселенцев устремились в Османскую империю, спасаясь от истребления в результате зачистки Черноморского побережья российской армией. в результате сформировалась мощная адыго-черкесская диаспора, в т.ч. и в Косово, куда султан (подобно Сл. Милошевичу) отправил переселенцев на укрепление титульной нации.
До 1991 года албанцы и адыги более-менее мирно уживались, но после начался разрыв. Как говорил уже знакомый нам Selim Curri, с адыгами сложно, они говорят на непонятном языке, стали отдавать детей в сербскую школу Прилужи, конечно, соседи-соседями, но...
В 1990-е годы взрыв национализма захлестнул обе общины. Албанцы стали говорить об национальной чистоте. Адыги начали "национальное возрождение" с оглядкой на Россию.
Когда грянула война, несколько адыгских семейств из Становцев обратились к Б.Н. Ельцину с просьбой дать им возможность вернуться в Адыгею. В их числе было и семейство Цей:

Цей Абдурахмон, 1966 г.р.
Цей Адем, 1956.
Цей, урожденная Хасани, Адие, 1924.
Цей, урожденная Мекичи, Аете, 1946, с сыном Махиром 1983.
Цей Азбие, 1973, с дочерьми Мейсой 1991, Мерсие 1992 и сыном Ерканом 1997.
Цей Алкес, 1976
Цей Везире, 1953, с сыновьями Исой 1982, Менсуром 1990 и дочерью Сурьете 1984.
Цей, урожденная Абази, Емине, 1960, с дочерью Румейсе 1987, сыновьями Лукманом 1989 и Илясом 1993.
Цей Ибрахим, 1938
Цей Имер, 1962
Цей Исак, 1947 с дочерью Пшизе 1983.
Цей Искандер, 1949
Цей Исмие, 1974.
Цей Муса, 1950
Цей Нарт, 1979
Цей, урожденная Абази, Неджибе, 1953, с дочерью Хамиде 1981 и сыном Исамом 1990.
Цей Неджмие, 1955, с сыновьями Хиндазом 1980, Бинасом 1982 и Умаром 1984.
Цей Нефен, 1978.
Цей Ресмие, 1971.
Цей Энвер, 1955.

(из Указа президента РФ от 14.11.1998 n 1383 о приеме в гражданство РФ)

Россия в этот момент балансировала между пронатовским и националистическим курсом. Запрос адыгов давал прекрасный пиар-повод для вмешательства в косовские дела и краткосрочного удовлетворения националистическего общественного мнения. Тем более что руководство Адыгеи выступило с встречным предложением принять беженцев.
В числе переселенцев был и герой нашего очерка, Рамадан Цей, не попавший под действие указа.

Когда в 1999 году адыги добрались до Майкопа, то радужные ожидания не совсем оправдались. Из выделенных бюджетных денег и особого международного фонда на предоставление жилья, работы и прочие социальные и материальные льготы мало что осталось. Новый аул Мафехабль (Счастливый) состоял лишь из пары десятков домов. Остальных поселили в майкопском детском саду. Больницу для новороссиян профинансировал известный благодетель международной медицины Муаммар Кадафи.
С фермерством тоже не заладилось. Адыгам удалось пригнать из фронтового Космета свои трактора (!), но они ломались на тяжелых почвах. Виноградники не выросли. Осталась единственная традиционная культура - кукуруза.

Рамадан Цей до переезда закончил факультет богословия Амманского университета (Иордания). В связи с общим упадком мусульманской культуры в титовской Югославии (вспомним Изетбеговича), молодежь предпочитала обучаться на Ближнем Востоке за счет грантов и проникалась радикальными идеями, не свойственными местным традициям.
Например, в отличие от националистического большинства албанцев "новые" мусульмане (известные у нас под собирательным и неточным термином ваххабитов) проповедовали единство по вере албанцев, адыгов и сербов-горанцев.
Рамадан Цей работал охранником и не имел нареканий со стороны правоохранительных органов. Снискал популярности среди молодежи своими богословскими беседами, а также статьями в местной мусульманской газете "Читай".
А в 2004 году произошле конфликт, взбудораживший местных мусульман. Началось все с противостояния двух групп адыгских репатриантов - сирийцев и косоваров. Когда ревизионная комиссия Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края вскрыла растрату, то сирийские руководители Духовного Управления (муфтий майкопской мечети Нихад Ташу, Самир Хатко, Сарват Сташ) обвинили косоваров и лично Рамадана Цея в в "экстремистской деятельности, направленной на провоцирование раскола и противостояние мусульманской общины".
После этого Цею запретили богословские занятия, а спустя некоторое время арестовали и выслали из РФ в Турцию, отказав в продлении вида на жительство из-за отсутствия работы.
Потом начались протесты и демонстрации родственников, длительные разбирательства в Европейском суде, тянущиеся и поныне.
Черкесская и так во многом антироссийская диаспора Турции обрела талантливого и популярного проповедника. Цей ныне говорит: "Мы просим Всевышнего Аллаха помочь нам понять важность этого вопроса, помочь решить его наилучшим образом. Мы просим Всевышнего поднять наше религиозное и национальное самосознание, чтоб мы с гордостью могли сказать: «Да, я мусульманин, я адыг»".

Подведем итог. Любая показуха, любое самое незначительное вмешательство России в кавказские и балканские религиозно-этнические трения в конце концов оборачивается против нее самой. За пять лет из-за короткой "патриотической" пиар-кампании наши власти сумели получить многолетнюю головную боль в самой маленькой и спокойной республике Адыгее. Балканы вновь и вновь наказывают за непрофессионализм.
Сейчас вновь пошли разговоры о национальной программе по репатриации, о введении "Карты русского". Маленькая адыгейская история показывает: с такими инициативами нам и врагов не надо.

Краткая литература по теме:
Указ президента РФ от 14.11.1998 n 1383 о приеме в гражданство российской федерации
Ислам в России: Взгляд из регионов. М.: Аспект Пресс, 2007. С.115.

Кудрявцева Е. Возвращение // Огонек. 2007, №40.

Нефляшева Н.А. Исламская составляющая в современных процессах в Адыгее

Маркедонов С. Вернуться на Кавказ // Апология. 2006, №9.

http://www.regnum.ru/news/273225.html

http://www.regnum.ru/allnews/260431.html

http://www.regnum.ru/allnews/255926.html
http://www.regnum.ru/news/362810.html
http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1183799.html

http://www.natpress.net/news/2004_avg/080804/i001.htm
http://listserv.acsu.buffalo.edu/cgi-bin/wa?A2=ind9807C&L=albanews&D=1&P=57252

http://www.adigeyaislam.com/index.php?page=sorucevap&func=detay&ID=85
http://www.ddh.nl/fy/kosova/news/1998/week38.html

политика, права человека, репатриация, религия

Previous post Next post
Up