Заключительная часть о посещении Жигулевской ГЭС.
После прогулки по зданию ГЭС и прилегающей территории мы отправились на бетонную водосливную плотину (длина которой целых 980 м).
1. Так выглядит водосливная плотина со спутника. Судя по тому, что водосливная плотина открыта - это весна, и через плотину сливают паводковую воду. Плотина может обеспечить до 40 тыс. м³/с (для примера Москва потребляет за одну секунду всего 82 кубических метра воды). Красным я обвел тот кран, на который мы лазили.
2. Предъявив бойцу с автоматом из наряда необходимые документы, мы попали за эту заветную ограду. За оградой хорошо видно 2 козловых крана. Наша цель - второй.
3. Для начала мы походили по водосливной плотине.
4. Вдалеке виднеется Тольятти.
5. Устройство водосливной плотины довольно просто. Стоят вот такие затворы. Они-то и удерживают воду. А во время паводка или какой-другой необходимости могут быть легко подняты с помощью козлового крана на необходимую высоту и зафиксированы специальными штифтами. На фотографии хорошо видно воду верхнего бьефа и воду нижнего (на заднем плане). Разница в уровнях порядка 20 метров. Другими словами давление воды снизу - 2 атмосферы (как в колесе машины или в водопроводном кране). А теперь представьте, какая нагрузка приходится на этот запор!
6. Вот так выглядит рабочее место в козловом кране. Оператор подъезжает к нужному затвору. Зацепляет затвор и поднимает на необходимую высоту. Все просто :)
7. Но за этой простотой скрываются тысячи тиристоров/реле и прочих управляющих элементов.
8. Резисторные блоки и прочая хрень. Конечно, можно было бы это все заменить на электронные блоки, но стоят они, как каменный мост, да и их обслуживание не так просто.
9. Вот мы и на "последнем" этаже козлового крана. Места тут со здоровенную квартиру. Хорошо видны направляющие для движения внутренней балки с подъёмным механизмом. За счет этой балки кран может поднимать и первый и второй затворы (почему их два, я расскажу дальше).
10. А вот и сам подъемный механизм. Тут и синхронизаторы, и лебедки, и система полиспастов (на самих крюках).
11. Вот она, крыша крана! С ней открывается великолепный вид на округу!
12. Как я уже говорил, в проточной части можно установить 2 затвора (или со стороны верхнего или со стороны нижнего бьефа). Сделано это для того, чтобы можно было производить ремонт проточной части.
13. На этой фотографии хорошо видно затвор, который вынули и привезли для ремонта или чтобы там не мешался. Кто его знает.
14. Я уже рассказывал, что кран обладает гигантской парусностью. Если направление и сила ветра сохраняются более 3 секунд (а это определяется с помощью этого анемометра), то внизу выпускаются дополнительные тормоза, которые предотвращают возможные перемещения.
15. Небольшая панорама с крана (по клику откроется большая картинка). Простите за небольшие несостыковки (не было время на подгонку). Панорама показывает верхний бьеф (слева) и кусочек нижнего бьефа (справа).
P.S. Хотелось бы ещё раз поблагодарить Татьяну и Сергея, первоклассных специалистов, которые сопровождали нас и рассказали много всего интересного!