О долгокормлении

Oct 04, 2012 09:41

В "заявочный" пост пришел вопрос:

«У меня вопрос относительно долгокормления. Что вы об этой теме думаете? Может быть, какие-то ссылки на серьезные исследования или др. авторов. Может, Вы где-то уже об этом писали? Меня в последнее время занимает этот вопрос и хотелось узнать мнение не только экспертов ЕР».

Здесь, если я правильно поняла, имеется в виду длительное кормление грудью.
О проведении каких-либо действительно серьезных, лонгитюдных исследований на эту тему мне неизвестно.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить ребенка грудью минимум до 2-х лет. Я естественное вскармливание только приветствую и всячески пропагандирую его.

Что касается оптимальных сроков окончательного завершения ГВ (если речь идет именно о долгокормлении), то, на мой взгляд, идеально сделать это именно к двум годам: начать после полутора и закончить к двум (upd: если вам эти сроки кажутся сильно заниженными или, наоборот, сильно завышенными, не ориентируйтесь на них; отвечая себе на вопрос "когда?", смотрите на своего малыша, на его психологическую готовность и доверяйте себе, своим внутренним ощущениям; в таких важных вопросах нужно вообще поменьше оглядываться на чужой опыт и мнения, а слушать то, что подсказывает сердце).


После полутора лет сосательный рефлекс у деток постепенно начинает угасать, ребенок все меньше нуждается в прикладываниях, могут появиться признаки инволюции лактакции (у мамы повышается утомляемость или раздражительность, грудь в течение дня остается мягкой, полупустой, легко переносит перерывы между кормлениями в 12 и более часов, молоко вырабатывается лишь в ответ на сосание, меняется его состав - в нем появляется больше иммунных факторов).
Более того, после полутора лет малыши физиологически готовы переходить на «взрослую» пищу, пить из чашки или поильника. Они активно познают мир, поэтому, если нужно, их легко отвлечь от прикладываний к груди, предлагая и придумывая новые интересные занятия. Эмоциональную близость и ощущение безопасности, которые дают ребенку кормления, можно обеспечить и другими способами: объятиями, поглаживаниями, совместными играми, спокойной, душевной обстановкой в семье.

Отлучение от груди - очень важный и тонкий момент, поэтому в этом вопросе все очень и очень индивидуально. Надо смотреть на ребенка, на его психологическую готовность. Каковы критерии этой готовности?
- в течение суток малыш прикладывается к груди не более 3 раз, а все остальное время вовсю кушает «взрослую» пищу,
- копирует взрослых и уже хочет научиться есть и пить сам;
- способен довольно долго обходиться без мамы (т.е. пропускать грудные кормления, если не видит маму около себя);
- его может уложить спать (без груди) другой человек;
- малыш учится отдавать, делится игрушками или пробует кормить кукол, людей, животных;
- проявляет интерес к горшку и его содержимому.

И, конечно, решаясь на отлучение, очень важно делать это мягко и ненасильственно, никуда не уезжать, не мазать грудь горчицей, не перетягивать. Признаки того, что отлучение идет слишком быстрыми темпами: малыш беспокойный, плохо спит, не «отлипает» от мамы днем, слишком часто прикладывается ночью, сосет пальчики, начал заикаться или кусаться; у мамы сильно переполняется грудь, она раздражена.

Возвращаясь к вопросу долгокормления, хочу еще сказать, что у любого явления всегда есть две стороны - положительная и отрицательная. Положительную сторону длительного ГВ мы все знаем: грудное молоко - бесценный компонент питания, защита от болезней, страхов и боли. Вместе с тем, долгокормление все же таит в себе некоторые риски, которые тоже нужно иметь в виду.

Очень частая ситуация: продолжая кормление по собственной инициативе, мотивируя это тем, что ребенок «в ней еще очень нуждается», мама таким образом (по каким-то своим причинам) просто не хочет «отпускать» от себя малыша, который, считывая мамины послания, лишается ценного опыта развития самостоятельности, не учится чувствовать границы своего «Я» и отделять свои потребности от желаний других людей. Кроме того, он не учится справляться с неприятностями большого мира самостоятельно, а по привычке ищет утешения у маминой груди.

Поэтому, сохраняя длительное грудное вскармливание, очень полезно спросить себя, а по каким причинам оно продолжается? Сопровождается ли долгокормление выстраиванием четких границ и ограничений для подросшего ребенка или ему позволено задирать маме одежду в любом месте и в любое время, где и когда ему вздумается?
Взаимодействие с мамой и маминой грудью - это первый опыт отношений малыша с миром. И есть все основания полагать, что в будущем именно на основе этой модели человек будет строить свои отношения с другими людьми.

Как и обещала - UPD к посту:
У меня нет никаких ссылок на исследования, чтобы подтвердить свои слова. Но есть знания по психическому развитию ребенка и опыт коллег, сталкивавшихся с долгокормившимися детьми. Это все, чем я могу похвастаться.

Так вот мое мнение: 2 года - это хорошее время для прекращения (или начала прекращения) грудного вскармливания, потому что потребность в маме, в молоке, в реализации сосательного рефлекса, в представлениях о надежности мира удовлетворена достаточно. Далее ребенку постепенно надо выходить из диады (отношений мать-дитя), постепенно понимать, что он - отдельный человек, и что другие люди тоже отдельные (до того он просто этого не осознает), у них есть свои желания, свои потребности.

Что здесь нужно понимать: пока ребенка продолжают кормить грудью, отделения от мамы не происходит, ребенок продолжает думать, что "мир - для него". Концепция "мир - для меня" должна работать на первом году жизни, чтобы сформировалось так называемое "базовое доверие к миру" - понимание у ребенка, что мир - хороший, в нем - безопасно, в нем можно жить. Понимание, что мир хороший, приходит тогда, когда мама всегда рядом, откликается и удовлетворяет детские потребности (грудь=еда+защита+утешение). Второй год жизни - отличное время, чтобы подобные представления о мире закрепить.

Третий год жизни, на мой взгляд, как раз замечательно подходит для того, чтобы диада постепенно распадалась (окончательно это происходит к трем годам), и возникал треугольник - мама-папа-ребенок. Пока мама кормит грудью, диада продолжает функционировать, у ребенка не формируется его отдельное "Я". Нет "Я", есть "Мы". Пока нет "Я", нет и самосознания.

Сторонники ЕР пропагандируют кормление до самоотлучения. Надо еще серьезно разбираться с этим самоотлучением :). Я убеждена (много реальных примеров), что мамины негласные установки и послания волшебным образом считываются ребенком, и он будет кормиться, потому что это не ему, возможно (!), надо, а маме. Ребенок всегда, тем более маленький, стремится угодить маме. А если мама хочет его кормить - он будет.

Еще один серьезный такой, мощный вопрос: а почему у мамы такая установка - кормить до самоотлучения? Мотивы какие? Надо отличать мотивы от мотивировки. Мотивировка - это то, как мы сами себе что-то объясняем. Например, я буду кормить своего ребенка до самоотлучения, потому что это важно для его здоровья, а отлучение по моей инициативе нанесет ему травму. А мотив какой? Мотивы чаще всего бессознательны, т.е. истинные мотивы своей деятельности мы в большинстве случаев не осознаем. И среди них могут быть, например, такие: меня в детстве мама не любила, а я своему ребенку дам все-все и в первую очередь грудь до самоотлучения. Или: я зашибись какая мама, смотрите, я лучше вас всех. Или: мужа нет, секса нет, в личной жизни эмоциональный вакуум, зато у меня есть ребенок, мне так нравится быть с ним в симбиотической связи, я не хочу, чтобы он взрослел.

Итого. Диада на то и диада, что там все очень взаимосвязано. Мама и малыш продолжают быть как бы единым целым. И маме надо быть очень внимательной, чтобы уловить проклюнувшееся стремление ребенка к отделению, его первые шажки к самосознанию, психологическую готовность к отлучению. Однако с установкой "кормим до последнего" сделать это очень трудно. Я склоняюсь к мысли, что долгокормление в психологическом плане нужно скорее маме, а малыш мамины тайные желания просто поддерживает (и на самом деле уже давно удовлетворил все свои потребности, только если мама не показывает ему, что она вообще-то отдельный человек, ребенок это сам и не усвоит). Очень жаль, что эту мою мысль невозможно подкрепить никакими ссылками на исследования.

И да, на мой взгляд, искусственное поддержание диады после 3-3,5 лет создает риск (именно риск, ибо необязательно так будет в жизни) инфантилизации ребенка. Потому что отделения нет, самосознание невнятное, зато есть замечательная, поддерживающаяся мамой установка "мир - для меня".

ЕЩЕ РАЗ ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ: 2 года - возраст условный! Есть дети, которые очень привязаны к материнской груди и сильно в ней нуждаются, так зачем травмировать их, если через несколько месяцев они еще немного подрастут, удовлетворят свою потребность в маме и будут психологически готовы к отлучению? Если внутренний голос настойчиво шепчет вам, что еще рано, значит РАНО! Если вы уже физически и морально устали от кормлений и хотите "завязать", это вполне себе повод начать отлучение. Если ваше решение - кормить до самоотлучения, оно заслуживает уважения, как и любое другое.
Будьте благоразумны, пожалуйста. Не воспринимайте все, написанное по этой теме (в том числе и этот пост), как непреложную истину и единственно верный жизненный сценарий. Смотрите на своего ребенка, доверяйте себе, и у вас все получится!

Ирина Чеснова

легко ли быть мамой?, растем!, психология

Previous post Next post
Up