ocherednye afrikanskie novosti
16 января, четверг
Некоторые критически настроенные коллеги указывают на подозрительную увлекательность моих записок. Действительно, все это время обычной полевой работы «за столом» у меня было меньше, чем предполагалось. Теперь Фассу уехал в свою миссию в Сенегал, я начала работать положенные 6 часов в день со своим старым информантом по имени Папа́ Давид. Однако, как ни странно, интересное безобразие никуда не делось. Так, сегодня утром в голове у меня крутились блатные мотивы с лирикой вроде «Вчера мы пили с фармацевтом». Но обо всем по порядку.
Вчера (15 января) начала работать с папой Давидом - в первый мой приезд в 2008 году мы занимались фонологией, во второй всякими морфологическими штуками, а теперь у нас творится безумный синтаксис - сентенциальные актанты, номинализации, относительные предложения и т.д. Кроме того, записала у Давида вчера длиннющий текст про традиционную кпельскую свадьбу на 20 минут. Учитывая, что на одну минуту текста у меня сейчас уходит в среднем 50 минут расшифровки, трудиться придется долго.
Вечером еще два часа работала с чудесным Жаком-аптекарем, он же Жак Ашиль, но вообще я буду дальше называть его Жаком. Жак рассказал на кпелле, как надо готовить соус из листьев маниоки, мы это расшифровали, добавили кое-что в словарь. Итого 8 часов скучной полевой работы за день!
После этого мы решили пойти в бар Toit Rouge “Красная крыша” - главное злачное место Нзерекоре. Там были Жак, его подмастерье с христианским именем Жан и кпельским именем Зааволо, родственница Жака (не помню, как ее зовут) и я, Квеликоло. А, я не писала, что мне тут еще в начале экспедиции дали кпельское имя Квеликоло Kwɛ́líkɔ́lɔ̂, что значит «Кожа пантеры». Так называют светлокожих кпельских девушек. Учитывая, что у меня даже для белых кожа очень светлая, имя Квеликоло мне вполне подходит. Итого меня зовут Kwɛ́líkɔ́lɔ̂ Kɔ̀nɔ́mû, а Kɔ̀nɔ́mû - это фамилия моего первого информанта.
В баре мы весело пропустили по две бутылки пива. Обсуждали сложные отношения между кпелле и манинка, кпельские свадьбы. Жак жаловался, что на жениха ложатся страшные расходы по организации торжества, поэтому они с его Сильвией публично - в кпельском смысле - не женаты, хотя у них, кажется, двое детей (сегодня я разбирала свадебный текст с папой Давидом и убедилась в том, что сетования Жака были небезосновательны). Учитывая, что из-за вечернего транскрибирования текста про соус из листьев маниоки материальный ужин я съесть не успела, пиво ударило в голову, и дискуссия про кпельские свадьбы вышла очень веселой.
Сегодня (16 января) разбирали с Давидом свадебный текст, в обед забегала в аптеку к Жаку заряжать компьютер и есть рис с соусом. Кроме того, у Жака есть флешка с интернетом, но почему-то у меня интернет не появился.
После обеда крутили с Давидом всякие номинализации - проверяю гипотезу Тани Никитиной об особом статусе послеложных групп в манде. Статус действительно особый, они находятся не в глагольной группе, а сами по себе.
После работы ездила на рынок - купила ананааааасы, помидоооры и африканские ткани! Завтра пойду заказывать в ателье наряды.
Потом ко мне заходил пианист-аранжировщик Жоэль - мы с ним решили записать вместе песню на кпелле! Я написала текст и музыку, мы репетировали, в воскресенье пойдем в его студию писать. Это засчитывается за безобразие? думаю, да.
Теперь нечто вроде лирического отступления. Раньше я думала, что из кпелле прекраснее Фассу нет никого, но и Жак, и Жоэль - совершенно отличные ребята, с ними очень здорово разговаривать. У меня вполне могли бы быть такие русские приятели. Даже совестно, что приезд в их город называется экспедицией. Кстати, может, теперь я наконец-то соберусь написать грамматику, потому что все эти (и многие другие) прекрасные люди на меня рассчитывают и очень радуются тому, что я делаю.
Эту запись я делаю, лопая ананас. Все-таки поразительно, насколько жизнь может быть приятной. Еще аббаты вчера дали мне ключ от кухни - там лежат несметные запасы пива, причем мне даже предложили его брать. Очень любопытно - но в Красной Крыше веселее.
17 января, пятница
На завтрак у аббатов давали нечто вроде конфитюра из бананов с красным пальмовым маслом и перцем.
Все время забываю написать - какие дивные прохладные, слегка туманные утра в Нзерекоре! Днем туман, конечно, исчезает, но все равно погода сейчас довольно мягкая - никакого тебе мартовского пекла, когда жарко дышать.
Продолжаем разбирать с Давидом текст про свадьбу, теперь я понимаю местных аббатов, которые наверняка радостно принимают обет безбрачия - до того муторное это дело у них тут жениться.
Вечером заказала себе африканские наряды, заходила к аптекарю, обсуждали с ним, почему его клан (Теа) единственный из всех кпельских кланов не состоит в шуточном родстве с каким-либо другим кланом. По легенде Теа пришли в страну кпелле первыми (Давид сегодня горячо возражал против этого) и им просто не с кем было дружить, если я не путаю, их пришло трое - М, Ж1 и Ж2, все Теа. М и Ж1 совершили инцест, а Ж2 зачала от дерева mùŋɔ̌, у меня в словаре написано, что это яблоня с желтыми и очень кислыми плодами. В общем, шуточные родственники Теа - это вроде как потомки яблони.
18 января, суббота
Почти расшифровали двадцатиминутный текст про свадьбу с Давидом, занимались возможными позициями разных наречий в клаузе - получается довольно любопытно.
Вечером у нас была белая вечеринка - ходили в бар с Машей Хачатурьян и ее соседом французом по имени Ромен, он тут учит гвинейцев разводить рыбу. Странно, но я как-то уже успела отвыкнуть от бледных белых лиц, кроме своего собственного, поэтому при встрече с коллегами испытала некоторое удивление. Сначала мы втроем пили сидр втроем в одном баре, а потом уже вдвоем с Машей пошли в едальное заведение Chez Madame Bari (с виду такая же в общем-то лачуга, как и остальные заведения), где подают совершенно особую авторскую кухню за достаточно высокую цену. Мы взяли главное блюдо заведения под названием “Spaghetti Hamburger”. Это макароны с кусками вареного яйца, вываленного в соусе из кубика магги и лука. Почему Hamburger - непонятно. Потом мы еще съели салат из зеленого салата, помидор, картошки, майонеза, лука и рыбы (впрочем, такой же, только без рыбы, мы ели в Конакри в первый день с мужиками под деревом). За два этих блюда мы заплатили 55 тыщ франков - это в районе 6 евро, а обычная еда на двоих (ачеке с бананами алоко и приличной рыбой) обходится максимум тысяч в 10. Вечером Ромен предлагал идти играть в покер, но я подумала, что порочность моя и так уже высока, и вернулась домой. Кухня Мадам Бари оказалась такая же выразительная, как и сама мадам, поэтому мой желудок немножко возражал, но лишь слегка.
Вечером приходил музыкант Жоэль - мы репетировали песню, которую завтра будем писать у него в студии.
19 января, воскресенье
Сегодня мы с музыкантом Жоэлем La Joie Гбанаму поехали на протестантскую мессу - Жоэль там аккомпанировал на ф-но. Протестантская месса понравилась мне гораздо больше католической - пели там гораздо лучше, я даже пританцовывала и подпевала. Проповедь была оформлена как лекция с доской и мелом, там всячески педалировалась мысль о том, что церковь - это школа жизни и морали. К концу, правда, я немножко увяла, обнаглела, открыла компьютер и стала глоссировать текст Жака Теа про соус из листьев маниоки и править словарь. За это время там по-быстрому крестили человек 10-15, потом представляли тех, кто пришел на мессу впервые. Я думала смешаться с толпой, но в итоге мне тоже дали слово - пришлось произнести мою первую коротенькую, но речь на кпелле. От смущения тоны у меня все уехали, открытые гласные перемешались с закрытыми, но, надеюсь, Иисус меня все равно понял.
Дальше мы с Жоэлем съели у тетушки-лома вкусный ломский соус с фасолью и баклажанами «Тафаги», а дальше приехали к нему в студию, чтобы записать песню на кпелле! Дом там очень интересный, это нечто вроде сквота, где живет гвинейская богема. Оказалось, у Жоэля прямо настоящая студия с полноценной аппаратурой. Песню мы записывали и аранжировывали часа 4, еще осталось сведение, это он уже без меня будет сегодня вечером творить. По-моему, получилось довольно забавно. После записи местная хозяйка угостила нас пищей богов под названием «Каняму» - это толченый рис с арахисовой пастой, сахаром и небольшим количеством перца. Еда мне так понравилась, что еще и с собой дали - вот сижу пишу эту запись, закусывая каняму. Сладко и немножко остро.
20 января, понедельник
Закончили разбирать текст про свадьбу!!! Нашла новое интересное про согласование.
Вечером получила свои платья и решила пойти в одном из них в интернет. Костюм мне сделали двухслойный - вдруг замерзну тут у них, а у юбки очень узкий разрез. То есть я иду вся из себя шикарная улитка. Неужели тут все передвигаются с такой скоростью? Правда, когда я представила, что на голове у меня 20 литров воды, идти быстрее не захотелось. В общем, если представлять ведро на голове, то ничего, а так до интернет-кафе я шла в три раза дольше, чем обычно. Зато один господин подарил мне по дороге белый орех кола, так что, наверное, выгляжу я неплохо. В интернет кафе интернета не оказалось (уже 3 день), взяла таксо и поехала в интернет к аптекарю. Но из-за узости юбки пришлось сидеть боком, как бы утонченной всадницей из 19 века.
UPD posmotrela na seba v zerkalo v apteke - ochen dazhe!