Сегодня рассказ будет об артиллерийском ДОТ №15. Его история интересна тем, что, несмотря на то, что до нашего времени он не дошёл, мы имеем довольно полное представление о его конструкции. Связанно это с тем, что ДОТ находился на довольно оживлённом перекрёстке и проезжающие немцы его часто фотографировали.
Начать, конечно, необходимо с этого фото:
Снимок знаковый, так как он является одной из первых появившихся немецких фотографий артиллерийского ДОТа севастопольской постройки. Среди любителей занимающихся фортификацией СОР, этот снимок известен как «ДОТ и велосипед». Однако, несмотря на то, что он давно был в обороте, длительное время запечатлённый объект не могли опознать, так как сравнить было не с чем (как я уже писал выше, сооружение до нашего времени не дошло), а видимые участки местности нельзя было ни к чему привязать. Надёжно идентифицировать ДОТ удалось только после появления его фотографий с других ракурсов. На снимке хорошо видна фронтальная часть ДОТа, причём снимавший стоял практически строго по оси сооружения. Обращает на себя внимание большое количество отметин от попаданий снарядов. Под велосипедом лежит коробка для дисков к ручному пулемёту ДП-27.
Прежде чем проложить о фотографиях, пару слов о том где же наш ДОТ числился и где находился. Построен ДОТ №15 на Тыловом рубеже в 1941 г. Числился в 1-м взводе управления 1-й группы ДОТов. Взвод включал в себя артиллерийские ДОТы №15, 16 (45 мм), 17 (45 мм), 18 (75 мм) и 19 (45 мм). После проведенной в феврале 1942 г. реорганизации, входил в состав 1-го взвода 2-й отдельной батареи арт. ДОТов 3-го батальона ДОТов и ДЗОТов. Помимо него, во взвод так же входили ДОТы №41 (45 мм) и №79 (120 мм).
Ниже показано положение объекта на аэрофотоснимке периода ВОВ:
Директриса амбразуры показана пунктиром. Сектор стрельбы принят в 120 гр., как у большинства других объектов этого типа. Хорошо видно, что главной целью постройки в этом месте артиллерийского ДОТ являлся контроль над автомобильным мостом через р. Чёрная, а так же протяженной дамбы идущей к мосту через заболоченную местность в устье реки.
После войны, этот участок претерпел очень значительные изменения. Местность просто не узнать. Там где раньше были мост с дамбой, выкопали небольшую бухточку - т. н. Инкерманский ковш. А на месте ДОТа №15, сейчас находятся строения пригородной ж. д. станции Инкерман-1:
Но вернёмся к фотографиям.
Снимок довольно информативен. Во-первых, здесь хорошо видно вооружение ДОТа. Из документов известно, что он был вооружён 76,2 мм орудием Лендера, однако по снимку можно точно указать его модель. Это 30-калиберная пушка об. 14/15 г. Во-вторых, на фотографии виден выступ левой ниши боезапаса (на ней лежат два бревна). Эта деталь даёт точное указание на то, к какому именно типу артиллерийских ДОТов построенных под орудия Лендера, принадлежит ДОТ №15. Выступающая ниша (наряду с казематом имеющим в плане вид правильного пятиугольника) является характерны признаком сооружений которые я отношу к 3-й группе.
ДОТ №2 аналогичного типа я рассматривал совсем недавно и №15 в целом такой же. Так же видны концы двутавровых балок, которыми усиленно покрытие сооружения. Помимо самого факта, что здесь были использованы не рельсы, а именно балки, можно сказать и то, что они уложены в два ряда (нижний ряд с опорой на боковые стены, второй ряд перпендикулярно ему). Это важный факт, так как есть ДОТы этого типа только с одним рядом усиливающих балок. Левый фас фронтальной стены сильно разрушен внутренним взрывом (арматура загнута наружу), но если судить по этой, и последующим фотографиям, этот взрыв не был вызван детонацией боезапаса, так обе снарядные ниши не разрушены. Как я уже упоминал, сооружение находилось на оживлённом перекрёстке и немцы ставили рядом с ним массу указателей. В частности здесь, помимо указателя «Севастополь», мы видим ещё и направления на села Новые Шули (сейчас пос. Штурмовое) и Гайтань.
И ещё несколько фотографий сделанных примерно с того же ракурса, где ряд деталей можно увидеть подробней:
Следующий снимок сделан с тыла сооружения:
Тут мы видим, что ДОТ изначально был построен без сквозника, но его пристроили позднее. Взрывом сквозник разрушен полностью, его железобетонное покрытие лежит рядом. В связи со сквозником, интерес представляют прямоугольные ниши, которые можно увидеть на тыльной стене сооружения (две из них хорошо видно справа от двери). Подобные ниши, сформованные опалубкой ещё при постройке огневой точки и предназначенные для последующего устройства сквозника, можно увидеть и у ДОТ №40 (45 мм 21-К), который, кстати, так же стоит у р. Чёрной. Второй важный момент это то, что на снимке видна дверь в каземат. Это, во-первых, единственное известное изображение двери ДОТа, а во-вторых, то, что дверь в №15 металлическая. Подобные известны только в меньших по размеру ДОТах для 45 мм орудий 21-К. Во всех других ДОТах для 76,2 мм двери были только деревянные (во всяком случае в тех, где современное состояние объекта позволяет определить их тип). Кроме того, хорошо видимые географические ориентиры (слева например, виден мост, который должен был защищать ДОТ) позволяют довольно точно определить его положение и направление амбразуры.
Дверь более крупно и сохранившаяся дверная коробка этого типа из ДОТ №21:
Идущие мимо ДОТа русские пленные:
Вид из амбразуры:
И в завершении подборки, не очень качественная фотография с видом на фронтальную часть сооружения: