Словарь школьника и развитие речи

Feb 07, 2015 13:17



Пополнение пассивного словаря.
Активизация пассивного словаря.

Развитие школьника невозможно без развития речи.
О развитии речи человека можно судить по количественному и качественному объёму его словаря. Пополнение пассивного словаря происходит через познание окружающего мира. Чтобы перевести слова из пассивного словаря в активный, необходимы специальные упражнения по активизации слов.

Какие упражнения представлены в пособиях?
• Упражнения по обогащению знаний и представлений об окружающем мире, расширению кругозора (в пособиях представлены темы «Профессии», «Предметы», «Природа», «Человек»).
• Упражнения по систематизации знаний по заявленной теме: классификация, анализ, обобщение и сравнение.
• Упражнения с побуквенным разбором слов в работе над таблицами с зашифрованными словами определённого тематического блока.
• Упражнения на словообразование.
• Упражнения по различению лексических значений слов, по раскрытию смысловой составляющей слова, по нахождению родственных слов.
• Упражнения на сочетаемость в сфере употребления.

Пособия адресованы школьникам начальных классов.
Подразумевается, что у детей этого возраста игровая деятельность сменяется окончательно на учебную, а познавательная активность окончательно переходит в познавательную деятельность.

У дошкольника при восприятии информации на первом месте стоит отношение к этой информации, то есть эмоциональная составляющая в познании окружающего мира велика. Вот почему ребёнок познаёт мир через игру. Отсюда и наполнение среды ребёнка ярким впечатляющим, эмоционально наполненным материалом. Потому ролики-стимулы в работе с дошколятами незаменимы.

Однако я попыталась использовать подобные ролики и в работе над пополнением словарного запаса школьника. Но здесь применила рокировку. Вначале идёт работа над словом, систематизация материала по тематическому признаку. И только после этого можно предъявлять в подкрепление темы эмоционально насыщенные ролики-стимулы. С одной стороны, эти ролики дают наглядное представление об учебном материале, с другой - это база для творческих заданий. Отталкиваясь от ролика к конкретной странице пособия, можно варьировать творческие задания по этой теме.

Таким образом, и учебный материал в пособии и ролики взаимосвязаны между собой как компоненты одного процесса - пополнения и активизации словарного багажа школьника. В таком виде переработка информации идёт на разных уровнях, взаимно подкрепляющих и дополняющих.

Пособия серии по обогащению словаря школьника можно использовать и на уроках по окружающему миру, так как каждое пособие ориентировано на определенный тематический блок раздела "Окружающий мир".
Предназначено учителям начальных классов и групп продленного дня, полезно родителям для совместных занятий с детьми.

"Словарь школьника. Окружающий мир. Профессии".
Купить в Лабиринте: http://www.labirint.ru/books/453225/

"Словарь школьника. Окружающий мир. Предметы".
Купить в Лабиринте: http://www.labirint.ru/books/453224/

"Словарь школьника. Окружающий мир. Природа".
Купить в Лабиринте: http://www.labirint.ru/books/469138/

И ещё…
В пособиях подобного направления других авторов вижу кардинальное отличие от моих. Многие авторы пошли по модному ныне и облегчённому пути - пособия-тесты заполонили наш рынок. Я называю такие пособия - тошниловками. Надеюсь, скоро это безобразие в нашей стране кончится и подобные псевдоучебные пособия перестанут пользоваться спросом.

пассивный словарь, словарь школьника, активный словарь

Previous post Next post
Up