На западе среди учителей математики довольно распространена и признана методика обучения на основе так называемой algebra tiles. Сложно подобрать перевод - я выбрала сочетание алгебраическая мозаика. Наконец нашлись время и силы и прокопать, что такое :) Выяснилось интересное :)
Как выглядит algebra tiles, легко понять, вбив в строку поиска на yandex картинках algebra tiles - сразу виден весь спектр вариантов.
С помощью алгебраической мозаики с ребенком можно играть в решение разных арифметических и алгебраических задачек. Можно тасовать их на столе, на магнитной доске, на интерактивной доске, или в айпад-приложениях. Здесь можно скачать и вырезать бесплатный вариант.
Правила работы с мозаикой и варианты задач - в картинках ниже.
Мозаика представляет собой большие квадраты, прямоугольники и единичные квадратики:
При помощи мозаики можно показать арифметические операции с положительными и отрицательными числами:
Можно учить ребенка вычислять простые выражения и решать уравнения с неизвестным x:
Можно прикольным визуальным способом складывать полиномы:
А так же умножать и делить полиномы друг на друга:
Выносить на скобки -
И разбивать на множители (забыла название этой операции, по-английски - factoring)
И просто задавать логические задачки на основе мозаики:
Когда я начинала писать этот пост, идея казалась мне бредовой. Зачем объяснять простое не простым? Все эти иксы, скобки и правила просты и понятны, а в эти квадратики нужно "врубится".
Кто-то скажет, что не у всех детей сразу вприпрыжку развивается абстрактное мышление, и концепция черепицы может построить мостик от концепции "считаю вещи" к концепции "оперирую символами". Только мозаика - тоже вполне себе абстрактная концепция, будет ли легче? Мостик от счета к мозаике, а потом от мозаики - к символам....
А сейчас посмотрела написанное и поняла, что мне просто нравится. Хотя бы с эстетической точки зрения - яркие красивые кубики (привет Кандинскому) и прикольный математический смысл. Можно например, показать, что коммутативность умножения в арифметике не очень-то коммутативна в случаеэтой модели. И у задачки может быть два решения (это должно понравиться Жене Кац :)