(no subject)

Mar 02, 2015 17:07

Какое-то время назад я сделала у себя в фейсбуке перепост заметки об Анне Халприн. Анна - профессиональная танцовщица, в юности ученица Айседоры Дункан. В возрасте 51 год она заболела раком и мучительно умирала. Однажды она попробовала нарисовать свой рак. Затем, позвав друзей посмотреть на картину, попросила их станцевать то, что они на ней увидели. И, наконец, стала сама танцевать свой рак, так, как его чувствовала. Это был странный танец. Некрасивый, пугающий, похожий на молитвенный шаманский ритуал. Анна выздоровела и посвятила свою дальнейшую жизнь исследованию терапевтических возможностей танца и вообще изобразительного искусства. Она создала свою школу, в которой преподаёт до сих пор (http://www.annahalprin.org).
Один мой приятель оставил раздражённый комментарий под этим перепостом, что в эту чушь он не верит. Наш общий товарищ недавно умер от рака, это грустно и страшно. Я не ответила. Многие люди не верят в то, что для меня несомненно. Действие гомеопатии, например. Даже мой муж каждый раз говорит: "Я знаю, что она действует. Но я не верю!" :)
Я верила, что история и дело Анны Халприн - правда. Но, оказывается, эта вера не была достаточно сильной. Ведь мне даже не пришло в голову попробовать её метод на себе. Такая вера - вера в далёкие чудеса - всё равно что неверие, толку от неё ноль.

На последнем занятии по импровизации Эва предложила новое упражнение. Оно было похоже на многие другие наши упражнения, но по эффекту оказалось для меня очень особенным и ценным.
Как обычно, для начала нужно внимательно прислушаться к себе. Почувствовать импульс в теле, импульс к движению, возможно очень незначительному. Желание пошевелить мизинцем, бровью, выпятить грудь, повернуть ладони вперёд, дотронуться языком до нёба или присесть - что угодно. Сосредоточившись, нужно последовать импульсу, сделать это движение и повторять его, каждый раз давая ему всё больше свободы. Амплитуда и скорость увеличатся, вместе с тем, внутренний импульс начнёт как бы затихать и возникнет противоположный ему сдерживающий импульс. Как порог амплитуды, как замедление из-за усталости или скуки. Примерно в это же время, чуть раньше или чуть позже, возникнет эмоция, природа которой одинакова с импульсом. Иногда возникнет слово или ощущение ситуации, роли. Теперь движение нужно продолжать делать, но уже не не на энергии внутреннего импульса, а осознанно. Причём, делать, подключая всё тело, вкладывая намного больше усилия, чем требуется, добиваясь гротескного преувеличения. Вы когда-нибудь поднимали бровь всем телом? :) Эмоция при этом будет становиться всё отчётливее и понятнее, с ней оформится и некое послание - послание тела. А потом всё исчезнет. И после полной остановки, в тишине родится новое послание тела.. Эффект потрясающий. Наблюдатели его усиливают, но они необязательны и никак не вмешиваются в процесс.
Все примерно знаю о психосоматике, многие умеют прочесть травмы по осанке или болезням человека, но это знание редко реально помогает. А это простое упражнение позволяет доставать из тела застрявшие эмоции и конфликты, без умствований и без вмешательства извне, мягко, точно, индивидуально.

Вернувшись домой, я рассказала мужу об этом упражнении, рассказала и об Анне Халприн. Пока рассказывала, умяла два больших яблока - в 11 ночи, и у меня закололо в боку. Это был хороший повод попробовать для сравнения и метод Халприн. Я закрыла глаза и начала двигаться так, как мне подсказывал мой бок. Через секунд двадцать я превратилась в жабу ("Здесь произошло какое-то волшебство", - прокомментировал муж). Жаба сидела и пыталась издать очень важный для неё звук, а он всё никак не получался. Наконец, я рассмеялась и вышла из роли. И поняла, что у меня больше нигде не тянет, не колет и не болит.

Интересно соединить эти два упражнения. Впрочим, сами по себе, по отдельности они имеют громадный потенциал.

Previous post Next post
Up