Вчера мне удалось побывать на той самой «вечной стройке», которая ведется в районе пересечения Ленинградского и Волоколамского шоссе. Строительные работы идут уже много лет - сначала реконструировали (а точнее построили заново) Ленинградский тоннель длинною 660 метров, потом - Волоколамский тоннель (1730 метров), и сейчас заканчивается проходка Алабяно-Балтийского тоннеля - самого глубокого в развязке на Соколе. Тоннель пройдёт под Замоскворецкой линией метро, Волоколамским и Ленинградским туннелями, коллектором речки Таракановки и путями Рижского направления МЖД.
1. Стартовая камера на улице Балтийская. Уникальность Алабяно-Балтийского тоннеля в том, что в зоне проведения работ проходит действующая линия метро. Средняя глубина тоннеля 25 метров, максимальная - 30.
2. Изначально рассматривался вариант проведения работ в ночные часы, когда метро не работает. Потом было предложение ограничить скорость поездов на участке строительства. В итоге инженерами был разработан хитрый способ проходки, который никак не отразился на движении составов метрополитена.
3. Вход в тоннель со стороны улицы Алабяна.
4. С виду обычное подземелье, если не знать ничего про место съемки. В центре сверху кадра видны распорные конструкции (горизонтальные трубы). Над ними «черный потолок» - это пол Ленинградского тоннеля. Справа вверху виден фрагмент Волоколамского тоннеля, а вдалеке, где горят лампочки (слева в кадре) ведется проходка под путями метрополитена.
5. На схеме поперечного сечения Ленинградского проспекта я отметил точку и ракурс предыдущего кадра (спасибо Саше
macos за фотографию).
6. Мало того, что проходка ведется под действующими автомобильными и метро-тоннелями, большие сложности вызывают плывуны. Как на зло именно в этом месте под землей протекает река Таракановка - самая грязная река Москвы. Для работы в таких условиях рассматривались несколько вариантов закрепления грунта: заморозка, силикатирование или грунтозамещение.
7. Вариант с заморозкой не подошел, так как при переходе через нулевую температуру возникли бы большие смещения конструкций метрополитена. Силикатирование сильно бы отравило почву. Поэтому был выбран вариант грунтозамещения.
8. С помощью специальных установок пробуриваются горизонтальные отверстия, которые заполняются цементной смесью. Вместо плывуна создается искусственный полускальный грунт из грунтоцементных свай. И уже в укрепленном грунте ведется проходка тоннеля.
9. Цементная смесь подается в скважины при давлении в 150-400 атмосфер.
10. Оператор буровой установки с помощью нехитрого пульта ведет ювелирную работу по замещению грунта. За смену смещение тоннеля метрополитена не должно быть больше, чем 0,7 миллиметра.
11.
12.
13. Стоимость строительства тоннеля составляет 63 миллиарда рублей. Из этого треть суммы тратится на работы по перекладке существующих коммуникаций.
14.
15. Фильм «Матрица» )
16. После того, как грунт будет укреплен, в ход пойдет тяжелая техника.
17.
18.
19.
20. Предполагается, что тоннель будет полностью открыт в начале 2013 года. После открытия Алабяно-Балтийский тоннель станет частью новой автомагистрали - Северо-Западной хорды.
21. Ожидается, что открытие тоннеля разгрузит движение на Ленинградском и Волоколамском шоссе на 20-25%.
22. На сегодняшний день уже пройдено несколько сквозных тоннелей.
23.
24.
25. Строительные работы осуществляет НПО «Космос». В конце 2011 года на стройплощадке работало 7500 человек, 40 буровых установок, около 30 экскаваторов и более 200 единиц техники. Строительные работы на тоннеле ведутся круглосуточно.
26.
27.
28.
29. Теперь я знаю, зачем в тоннеле оставляют просветы в потолке - это обеспечивает естественную вентиляцию и дополнительное освещение.
30. В центре управления проходкой специалисты каждые 15 минут снимают показания с датчиков, установленных в тоннелях метро в районе проведения строительства (по 30 метров в каждую сторону). Общий допустимый люфт конструкций метрополитена - 2 см.
31. Выход из 9-й штольни. Прямо надо мной проносятся поезда )
В настоящий момент строительство Алабяно-Балтийского тоннеля близится к завершению. Однако для его запуска необходима реконструкция транспортных путей в районе улиц Народного Ополчения и Большой Академической. Именно этот участок и вызывает множество споров.
Как вы считаете, нужна ли хорда городу?
Каталог всех моих записей в блоге
Дмитрий Чистопрудов,
фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту
mail@vostokphotos.ru