Четвертый день нашего путешествия начался в гостинице «Жипек Жолы», куда мы заселились в третьем часу ночи и готовили отчет по
третьему дню автопробега. Засидевшись за компьютером до самого утра, мы отправились на плато Устюрт. Из-за жуткого бездорожья, наш гид порекомендовал оставить Suzuki SX4 в Нукусе и поехать на военном Mercedes 290GD, который был «позаимствован» из рядов узбекской военной техники.
За четвертый день мы успели зайти на небольшой рынок в Кунграде, посетили несколько живописных мест Устюрта, посмотрели на заброшенный рыбацкий поселок, озеро Судочье, каньоны и само Аральское море.
1.
За день нам предстояло преодолеть около 450 километров пути, из которого 150 были отвратительного качества, в итоге на весь маршрут у нас ушло около 12 часов! Перед поездкой мы закупили продукты на рынке в Кунграде.
2.
Многие жители с радостью фотографировались и позировали, но были и те, кто начанал на нас махать руками.
3.
4.
Мы отправились в путь. После Кунграда, мы проехали около 10 километров по дну Аральского моря, которое ушло отсюда в 60-е года.
5.
Дальше начался подъем на плато. С нами на втором автомобиле ехали океанологи - ученые из института океанологии РАН, которые занимаются проблемой высыхания Арала и собирались взять очередные пробы воды. Среди них был доктор географических наук Петр Завьялов, который занимается данной катастрофой уже более 9 лет. В рассказах про Аральское море мы использовали его материалы и статьи.
6.
На сегодняшний день Аральское море продолжает высыхать. Когда-то на этом уровне была вода...
7.
Плато Устюрт расположено между Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе, Аральским морем и дельтой Амударьи на востоке. Плато представляет из себя пустыню площадью около 200 000 км².
8.
Со стороны Аральского моря плато изрезано сотней грунтовых дорог, проехать по которым можно только на серьезном внедорожнике. Связи здесь нет, а за целый день мы никого не встретили. Ехать сюда на одной машине крайне опасно - в случае поломки помощи ждать будет не от куда. Бывали случаи когда люди умирали от жажды летом или замерзали зимой, погода на плато ветреная и своеобразная, температура зимой может опускается до -60 градусов!
9.
Высыхающее озеро Судочье и остатки брошенной рыбацкой деревни Урга. Это было одним из мест ссылки староверов. В 60-е годы деревню бросили в связи с началом Аральской катастрофы и сейчас от нее осталось небольшое русское кладбише, развалины домов и небольшого завода. Сейчас здесь стоят вагончики артели рыбаков, которые арендуют у государства часть озера.
10.
11.
Наш транспорт. Это трехдверный Мерседес Гелентваген, армейский вариант. В 95 году его новеньким «списали» из армии Узбекистана и теперь он приносит владельцу по 200 долларов в день.
12.
Христианское кладбище.
13.
Какой-то исписанный камень на одном из холмов у деревни.
14.
Лодки рыбаков.
15.
А вот и сами рыбаки, которые напоили нас зеленым чаем и угостили тушенкой.
16.
17.
18.
19.
20.
В 40-е годы XX века СССР начал реализацию амбициозного проекта по забору воды на орошаемое земледелие из рек Амударья и Сырдарья. Очень быстро экономика среднеазиатских республик взлетела на небывалые высоты. Но через 20 лет успех обратился в экологическую катастрофу. Сегодня количество воды в Арале составляется примерно 1/4 от первоначального объема.
21.
По словам Петра Завьялова, сейчас Западный Арал похож на мощный химический реактор. В условиях аномально высокой солености - в некоторых частях моря она достигает 200 г/л (для сравнения, соленость Мертвого моря около 300 г/л) происходит выпадение на дно карбонатов кальция и магния, гипса и мирабилита. Еще одна серьезная проблема - заражение сероводородом. Сероводородная зона занимает почти половину всего Западного Арала. Газ заполняет практически всю нижнюю толщу воды и залегает всего в 10-20 метрах от поверхности. Концентрация этого ядовитого газа в Аральском море в 10 раз больше, чем в Черном.
22.
Когда море отступило, берега стали высыхать и разрушаться, превращаясь в причудливые каньоны.
23.
Это маленький домик, который одиноко стоит на обрыве плато, в нем любой желающий может остановиться на ночлег. Внутри есть все необходимое: посуда, печка, одеяла, Коран, ковры, дрова, инструменты.
24.
Многим людям этот домик спас жизнь.
25.
26.
Солевые кристаллы.
27.
28.
29.
30.
Через 450 км мы добрались до места ночевки - берега Аральского моря.
Увеличить изображение 31.
32.
Раньше здесь были казармы советских времен. В 80-е годы на этом месте располагалась береговая база снабжения острова Возрождения. На этом острове Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных.
33.
Местные жители рассказывают про внезапный уход военных с острова Возрождения. В середине 80-х годов там что-то произошло, и в один день весь персонал покинул базу. На внезапный исход указывало то, что было брошено большое количество техники, оборудования и продовольствия. А на взлетно-посадочной полосе (там был аэродром с четыремя 3-километровыми полосами в форме розы ветров) валялось большое количество одноразовых шприцев и противогазов. Как следствие, база снабжения тоже была брошена.
34.
Разноцветный берег Аральского моря по-своему прекрасен...
35.
Нам рассказали, что несколько лет назад известный московский фотограф
pavel_kosenko купался в холодной октябрьской воде озера, и потом бегал обнаженным )
36.
37.
38.
Пока мы ставили палатку и гуляли по берегу, наши водители приготовили вкуснейший плов.
39.
Так как нам досталась продуваемая палатка, да еще и без дна (спали на земле), мы чуть не околели и с огромным трудом поднялись в 6 утра на рассвет. Но об этом, и многом другом, мы напишем завтра, не пропустите )
На
сайте Турбина есть еще фотографии, не вошедшие в этот отчет.
Путевые заметки автопробега «Геннадий»:
3-й день. Казахстан и таможня Рассказ Ильи:
http://zyalt.livejournal.com/238397.html.
Спонсоры нашего автопробега: «
Suzuki», Официальный дилер Suzuki «
Сим», сайт «
Турбина», «
Adidas», «
Oblako», «
Фотоагентство 28-300», «
Suunto» и «
Russia Today».
Путевые заметки на английском можно читать на
RT.com Каталог всех моих записей.
Дмитрий Чистопрудов,
фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту
mail@vostokphotos.ru