Автопробег, день 4. Плато Устюрт.

Apr 22, 2010 14:41

Четвертый день нашего путешествия начался в гостинице «Жипек Жолы», куда мы заселились в третьем часу ночи и готовили отчет по третьему дню автопробега. Засидевшись за компьютером до самого утра, мы отправились на плато Устюрт. Из-за жуткого бездорожья, наш гид порекомендовал оставить Suzuki SX4 в Нукусе и поехать на военном Mercedes 290GD, который был «позаимствован» из рядов узбекской военной техники.
За четвертый день мы успели зайти на небольшой рынок в Кунграде, посетили несколько живописных мест Устюрта, посмотрели на заброшенный рыбацкий поселок, озеро Судочье, каньоны и само Аральское море.





1. За день нам предстояло преодолеть около 450 километров пути, из которого 150 были отвратительного качества, в итоге на весь маршрут у нас ушло около 12 часов! Перед поездкой мы закупили продукты на рынке в Кунграде.



2. Многие жители с радостью фотографировались и позировали, но были и те, кто начанал на нас махать руками.



3.



4. Мы отправились в путь. После Кунграда, мы проехали около 10 километров по дну Аральского моря, которое ушло отсюда в 60-е года.



5. Дальше начался подъем на плато. С нами на втором автомобиле ехали океанологи - ученые из института океанологии РАН, которые занимаются проблемой высыхания Арала и собирались взять очередные пробы воды. Среди них был доктор географических наук Петр Завьялов, который занимается данной катастрофой уже более 9 лет. В рассказах про Аральское море мы использовали его материалы и статьи.



6. На сегодняшний день Аральское море продолжает высыхать. Когда-то на этом уровне была вода...



7. Плато Устюрт расположено между Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе, Аральским морем и дельтой Амударьи на востоке. Плато представляет из себя пустыню площадью около 200 000 км².



8. Со стороны Аральского моря плато изрезано сотней грунтовых дорог, проехать по которым можно только на серьезном внедорожнике. Связи здесь нет, а за целый день мы никого не встретили. Ехать сюда на одной машине крайне опасно - в случае поломки помощи ждать будет не от куда. Бывали случаи когда люди умирали от жажды летом или замерзали зимой, погода на плато ветреная и своеобразная, температура зимой может опускается до -60 градусов!



9. Высыхающее озеро Судочье и остатки брошенной рыбацкой деревни Урга. Это было одним из мест ссылки староверов. В 60-е годы деревню бросили в связи с началом Аральской катастрофы и сейчас от нее осталось небольшое русское кладбише, развалины домов и небольшого завода. Сейчас здесь стоят вагончики артели рыбаков, которые арендуют у государства часть озера.



10.



11. Наш транспорт. Это трехдверный Мерседес Гелентваген, армейский вариант. В 95 году его новеньким «списали» из армии Узбекистана и теперь он приносит владельцу по 200 долларов в день.



12. Христианское кладбище.



13. Какой-то исписанный камень на одном из холмов у деревни.



14. Лодки рыбаков.



15. А вот и сами рыбаки, которые напоили нас зеленым чаем и угостили тушенкой.



16.



17.



18.



19.



20. В 40-е годы XX века СССР начал реализацию амбициозного проекта по забору воды на орошаемое земледелие из рек Амударья и Сырдарья. Очень быстро экономика среднеазиатских республик взлетела на небывалые высоты. Но через 20 лет успех обратился в экологическую катастрофу. Сегодня количество воды в Арале составляется примерно 1/4 от первоначального объема.



21. По словам Петра Завьялова, сейчас Западный Арал похож на мощный химический реактор. В условиях аномально высокой солености - в некоторых частях моря она достигает 200 г/л (для сравнения, соленость Мертвого моря около 300 г/л) происходит выпадение на дно карбонатов кальция и магния, гипса и мирабилита. Еще одна серьезная проблема - заражение сероводородом. Сероводородная зона занимает почти половину всего Западного Арала. Газ заполняет практически всю нижнюю толщу воды и залегает всего в 10-20 метрах от поверхности. Концентрация этого ядовитого газа в Аральском море в 10 раз больше, чем в Черном.



22. Когда море отступило, берега стали высыхать и разрушаться, превращаясь в причудливые каньоны.



23. Это маленький домик, который одиноко стоит на обрыве плато, в нем любой желающий может остановиться на ночлег. Внутри есть все необходимое: посуда, печка, одеяла, Коран, ковры, дрова, инструменты.



24. Многим людям этот домик спас жизнь.



25.



26. Солевые кристаллы.



27.



28.



29.



30. Через 450 км мы добрались до места ночевки - берега Аральского моря.



Увеличить изображение

31.



32. Раньше здесь были казармы советских времен. В 80-е годы на этом месте располагалась береговая база снабжения острова Возрождения. На этом острове Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных.



33. Местные жители рассказывают про внезапный уход военных с острова Возрождения. В середине 80-х годов там что-то произошло, и в один день весь персонал покинул базу. На внезапный исход указывало то, что было брошено большое количество техники, оборудования и продовольствия. А на взлетно-посадочной полосе (там был аэродром с четыремя 3-километровыми полосами в форме розы ветров) валялось большое количество одноразовых шприцев и противогазов. Как следствие, база снабжения тоже была брошена.



34. Разноцветный берег Аральского моря по-своему прекрасен...



35. Нам рассказали, что несколько лет назад известный московский фотограф pavel_kosenko купался в холодной октябрьской воде озера, и потом бегал обнаженным )



36.



37.



38. Пока мы ставили палатку и гуляли по берегу, наши водители приготовили вкуснейший плов.



39. Так как нам досталась продуваемая палатка, да еще и без дна (спали на земле), мы чуть не околели и с огромным трудом поднялись в 6 утра на рассвет. Но об этом, и многом другом, мы напишем завтра, не пропустите )



На сайте Турбина есть еще фотографии, не вошедшие в этот отчет.

Путевые заметки автопробега «Геннадий»:
3-й день. Казахстан и таможня

Рассказ Ильи: http://zyalt.livejournal.com/238397.html.

Спонсоры нашего автопробега: «Suzuki», Официальный дилер Suzuki «Сим», сайт «Турбина», «Adidas», «Oblako», «Фотоагентство 28-300», «Suunto» и «Russia Today».
Путевые заметки на английском можно читать на RT.com

Каталог всех моих записей.

Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту mail@vostokphotos.ru

Плато Устюрт, Автопробег Геннадий, Путешествие, Узбекистан

Previous post Next post
Up