ИНО-КИНО-СОТКА Часть 9 (20-11)

Dec 31, 2011 20:57

Не хочу переходить в новый год с долгами. Так что по-быстренькому закруглюсь-ка с кино-эпопеей. А в 2012-м придумается что-нибудь новенькое...

20. "A Beautiful Mind" / ИГРЫ РАЗУМА / 2001 (США)

В чём главная черта, отличающая кино от книги? Очевидно - визуальное восприятие. В книге автор может написать от себя всё, что угодно: назвать время и место события, пространно распространиться на тему своего отношения к тому или иному событию, вложить в текст мысли героев. Кино физически не имеет такого инструмента. Именно поэтому нельзя думать, что писать сценарий даже по оригинальному источнику - как два пальца. Следует учитывать множество нюансов.
В кино приходится прибегать к различным уловкам - меткам. Так, появляющиеся предметы быта, одежда, печатная продукция и т.п. обязательно должны соответсвовать тому временному промежутку, в котором происходит действие. Мимолётный наезд камеры на фотографию в рамке, на которой пропечата дата, крупным планом показать новую для своего времени модель автомобиля... Зритель должен научиться читать такие метки, как авторские отступления в тексте рассказа.
Обратная сторона экранизации произведений - введение сцен, которых вообще не предусматривал автор печатного издания. Так, мы знаем, что лауреат нобелевской премии Джон Неш страдал только слуховыми галлюцинациями, но ведь, извините, Рон Ховард не за радио-постановку брался. отсюда и отступление от факта - почти треть экранного времени Рассел Кроу (Джон Неш) общается с вполне видимым Полом Беттани (Чарльз Герман). Нельзя только из-за этого освистывать картину. Зато сюжет построен таким образом, что зритель, не отягощённый познаниями о душевном расстройстве реального Неша, лишь ближе к концу понимает, в чём соль истории, предстающей его взору. А это уже повод аплодировать режиссёрским находкам.
В фильме много приятных глазу мелочей: мудрёные формулы, калейдоскоп из газетных вырезок и пиктограмм, кружащихся вокруг главного героя под музыку Джеймса Хорнера, неподражаемая игра Беттани: своими британскими замашками он внёс те крупицы характера, которые контрастировали и тем самым дополняли центрального персонажа - "чёкнутого" американца.

19. "Requiem for a Dream" / РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ / 2000 (США)

Ещё один фильм в обзоре с приставкой "культовый". Режиссёр Даррен Аронофски снял его по написанному в 1978 г. одноимённому роману Хьюберта Селби-младшего. На главные роли он взял Джареда Лето, Дженнифер Коннелли и Эллен Бёрстин, которая в 2001 г. была номинирована на "Оскар" как "Лучшая женская роль" за работу в этом фильме (для сравнения: тогда победила женщина-улыбка с ролью Эрин Брокович).
Пожалуй, самое необычное в ленте - это стиль съёмки. Этакая нервная нарезка "рекламных" клипов совокупной продолжительностью час двадцать - монтажных склеек насчитывается свыше двух тысяч, у среднего фильма их 600-700.
Многие пишут про тонны сочувствия к центральным персонажам, мол, вот как их жизнь-то повернулась к ним пятой тоЧКой... Во мне таких настроений не возникло. Скорее, осела мысль, что все они - просто идиоты. Мамаша-жизофрениЧКа, мечтающая об участии в теле-шоу, её сынок, ввязывающийся в рискованный наркобизнес только потому, что лень зарабатывать честным трудом, к тому же втягивающий в это и свою подружку. Они сами выбрали путь, по которому пришли отнюдь не к своей мечте, а в точности наоборот: к ужасающему краху всего, в том числе самой личности. Но "депрессивный депресс" я мазохистски обажаю, потому картину так высоко оцениваю. К тому же самоотдача актёров выше всяких похвал. Ну а музыкальная тема стала просто-таки международным мемом.

18. "Girl, Interrupted" / ПРЕРВАННАЯ ЖИЗНЬ / 1999 (США, Германия)

фильм режиссёра Джеймса Мэнголда, снятый по книге Сюзанны Кейсен, которая провела два года в психиатрической больнице. Блестящий актёрский состав: Вайнона Райдер, Бриттани Мёрфи, Джаред Лето, Ванесса Редгрейв, Анджелина Джоли и даже Вупи Голдберг в эпизоде!
Я не знаю, где проходит грань между "нормальностью" и безумием. Поэтому посмотреть эксперимент на данный аспект было очень интересно. В центре кадра - две девушки. Одна добровольно становится пациентом психушки, считая, что с её головой не всё в порядке. Другая - полная её противоположность (нам так кажется) - непредсказуемая, агрессивная асоциальная личность, её в смирительной рубашке доставляют в больницу уже в который раз. Первая считала, что её жизнь остановилась, что она просто "пустота в оболоЧКе", поэтому среди убогих умом ей самое место. За вторую так решило общество, хотя всё её поведение говорит об обратном. Но только уседев до конца перед экраном, вы сами для себя откроете, кто же по-настоящему остался "живой" внутри.

17. "La journee de la jupe" / ПОСЛЕДНИЙ УРОК / 2008 (Франция, Бельгия)

Французское кино особенное. Оно без напускного глянца голливудских поделок, без излишних размышлизмов, присущих нашим полотнам. Оно честное, открытое, бескомпромиссное. За то и любимое.
В данной картине на фоне выяснения отношений между преподавателем и учениками затрагиваются наиболее острые социальные темы современной Франции: рассизма, различия культур, религиозной терпимости. Что и говорить: бок о бок с "коренными жителями" в государственной школе учатся подростки из арабских стран, евреи, чернокожие, в основном из неблагополучных семей. У каждого свои траблы, и своя правда.
И настоящее имя Мольера наверняка навсегда впечатается в память, когда тебе  рассказывают про него, угрожая пистолетом. Также, как навсегда оставляет след в душе данная картина, созданная Жан-Полем Лилиенфельдом, с Изабель Аджани в главной роли. "Хэппи энда" не ждите, не тот случай.

16. "Klass" / КЛАСС / 2007 (Эстония)

Много ли вы смотрели фильмов про подростковую жестокость? В моём "кинопортфеле" наберётся не меньше десятка (кроме тех, что уже упоминались в обзоре, могу порекомендовать "Академию смерти" (Германия, 2004). Но "Класс" Ильмара Раага прочно занял лидирующие позиции среди себе подобных.
Рецепт успеха: взять реальные события за основу (сам факт расстрела школьников, не более того), набрать никому не известных актёров-подростков и дать им возможность импровизировать и обогощать картину со своей колокольни, использовать эффект как бы документальной съёмки (дрожащая камера).
Кажется, подход стандартный (Ван Сент со своим "Слоном" поступил практически так же), однако именно в этом фильме психологическая напряжённость повестования достигает своего апогея. Прочтите сколько угодно рецензий - данная картина не оставила равнодушным ни одного зрителя. Да, поведение К'аспара (Валло Кирс) многие признают нелогичным, однако не стоит забывать, что речь идёт о рядовом школьнике, а не о Мистере Справедливость вселенского масштаба. Кто побывал в шкуре "белой вороны" в школьные годы - тот поймёт.
Интересный факт: спустя 3 года появился мини-сериал-продолжение "Класс: Жизнь после" (7 часовых серий). Сериал удачно расскрыл и другие стороны случившейся трагедии, которые не получилось затронуть в полнометражном произведении в виду ограниченности во времени.
Рекомендую однозначно.

15. "Terminator 2: Judgment Day" / Терминатор 2: Судный день / 1991 (США)

Сага о роботе в человеческой шкуре всегда будет вспоминаться поколением 90-х с ностальгией. Романтический боевик с убойной дозой морализма (Шварцик чуть ли не отца родного изображает по отношению к молокососу-Коннеру), притушённого эффектными взрывами, тоннами пуль и плавящимся и превращающимся в ледышку Т-1000. Как раз тот случай, когда сиквел на голову превзошёл оригинал. В "Т-2" использованы уже "взрослые" спецэффекты, и при этом даже более "живые", чем "цифра" 21-го века. Именно благодаря Кэмерону до сих пор многие грезят не таким уж и далёким будущим, когда машина встанет плечом к плечу с человеком. Машина в человеческой шкуре, с электронными мозгами, но имеющая душу... а также обворожительную улыбку Шварценеггера 1991 года разлива.
З.Ы. Как и в случае с Титаником, Кэмерону пришлось "со слезами на глазах" обкорнать своё детище, удалив почти четверть экранного времени. Законы шоу-биза иногда идут в разрез с замыслами Художника...
З.З.Ы. Более интересные рецензии можно прочитать на www.afisha.ru и my-hit.ru

14. "Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl", "Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest" / ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: ПРОКЛЯТИЕ "ЧЁРНОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ", ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: СУНДУК МЕРТВЕЦА / 2003, 2006 (США)

Начну с чужой рецензии: http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/907812/
Прибавлю от себя, что "Пираты" дейстительно очень удачно сняты: есть драйв, есть движуха, постоянно меняющиеся кадры и ракурсы съёмки, искромётный юмор (в том числе импровизации Джонни Деппа), неизменная в голливудском кино любовная линия и обилие шикарных костюмов (почему хоббитские плащи выставили на "Оскар", и они его "заработали", а косиЧКи Ворьбя и Дейви Джонса - нет, не пойму, ну да бог им судья). В общем, создатели от Диснея оказались в ударе, причём запала слихвой хватило даже на 2 полнометражки. Следующие продолжения, увы, уже не дотягивают до установленной первым фильмом планки, однако в целом составляют всё же удачную на данный момент тетралогию. Посмотрим, что будет бальше...

13. "Dancer in the Dark" / ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ / 2000 (США, Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Италия, Испания, Аргентина, Норвегия, Исландия)

В ролях: Бьорк (Исландия), Катрин Денёв (Франция), Дэвид Морс (США), Петер Стормаре (Швеция).

Обычно при съёмке кинофильма используют всего несколько камер, в павильонах при создании сериалов и теле-шоу могут работать до 10 камер... Ларс фон Триер использовал 100 (!) камер для того, чтобы иметь в наличии самые неожиданные ракурсы одной и той же сцены. Во многих случаях крупный план он снимал собственноручно. В общем, на все руки от скуки.
Бьорк уже вошла в историю мирового кинематографа. И пусть из "фильма о фильме" "100 глаз Ларса фон Триера" мы узнаём, что с режиссёром у них были отношения как раз таки на той тонкой грани, где от любви до ненависти... Был момент, когда режиссёр даже рассматривал варианты доделывать картину с участием дублёрши в маске, но вроде всё обошлось, на радость нам, зрителям. Квинтесенция двух гениев!
Душевынималка, слёзовыжималка, соплевысасывалка, наружувыворачивалка. Эпитеты можно подбирать и дальше в том же духе, но сути это уже не меняет, а передать достоверно всё равно не сможет. Многие в рецензиях отмечают - и не имею права не согласиться с этим - режиссёр умело манипулирует чувствами зрителя (и пусть он кокетничает в "100 глазах", мол, никто не подозревал, насколько жётским и тяжёлым получится фильм). Но с другой стороны, ведь это и является как раз мерилом мастерства! Так что раз мы так себя все ведём - значит просто обязаны восхищаться режиссёрской работой.

12. "Shakespeare in Love" / ВЛЮБЛЁННЫЙ ШЕКСПИР / 1998 (США, Англия)

Перед нами не исторический роман, не романтическая комедия в чистом виде, не театральная постановка, хотя воссозданный масштабный макет елизаветинского театра так вдохновил Джуди Денч ("Оскар" за роль второго плана), что она уговорила передать его ей в собственность (конечно же, в разобранном виде), - это сплав сразу нескольких жанровых направлений и сюжетных ходов. В фильме много цитат из самого Уила (почему его нет в титрах среди авторов сценария?!), много аллюзий на домыслы о самом факте такой исторической личности.
Однако, если не разбирать произведение профессионально, то можно остановиться на том, что получилось очень интересное, лёгкое семейное кино. Лав стори в духе "Ромео и Джульетты" наполнена юношескими переживаниями (хотя персонажам по сути далеко не по 16!), весьма милыми и по-доброму забавными ситуациями. Здесь нельзя обделить похвалой творческий тандем Джозеф Файнс - Гвинет Пелтроу, ведь их игре мы верим ничуть не меньше, чем Леонарду Уайтингу и Оливии Хасси из фильма тридцатилетней давности. В итоге в зачётке имеем 7 "Оскаров", в том числе за антураж: костюмы, декорации, ну а я, любитель "смотреть" ушами, искренне рад за Стивена Уорбека, написавшего обалденный саундтрек.

11. "El laberinto del fauno" / ЛАБИРИНТ ФАВНА / 2006 (Испания, Мексика)

О Гильермо дель Торо был наслышан, но до "Лабиринта" никаких его вещей не смотрел (пара кадров из "Хэллбоя" не в счёт). Но подозреваю, что все его фильмы разные и по-своему уникальные. По крайней мере тот, о котором я здесь пишу, уж точно "обычным" не назовёшь. В подтверждение этому приведу факт, что на Каннском кинофестивале фильм наградили 22-х минутными аплодисментами!
Волшебная, тревожная, местами тяжёлая, как поступь монстра, местами пронзительная, как слёзы маленькой девоЧКи - всё это музыка Хавьера Наваррете (в "Оскаре", к сожалению, её обошёл невнятный "Вавилон"). Для меня фоном к музыке идёт картинка: местяЧКовый военный конфликт на закате гражданской войны происходит на глазах девоЧКи Офелии - впечатлительного и сердобольного ребёнка. Её единственное спасение от жестокой реальности - сказочный мир Фавна, который то ли волшебным образом открывается ей, то ли просто возникает в её воображении. Зритель сам волен решать, как воспринимать этот режиссёрский ход. А ход создаёт интригу, что и возбуждает интерес до последних секунд повествования.
Фильм мрачный. Снят в тёмных тонах, очень много действия в ночное время. Даже сказочный мир Офелии расцвечен только тремя малютками-феями да разномастными яствами на столе перед уснувшим "безлицым человеком". Сам Фавн изображён таким образом, что невозможно сказать однозначно, добрый он или злой. И хотя за все 2 часа фильма мы не наблюдаем пересечения двух миров, в финальной сцене камера застывает в аккурат на грани...
В общем, смотрите, возможно, вы увидете в нём несколько больше, чем я.

кино

Previous post Next post
Up