Jan 17, 2013 18:24
Есть ли человек, который отнесся к выходу английского фильма «Анна Каренина» без предубеждения? Вряд ли. Да и в анонсах - то Вронский сахарный блондин, то действие происходит практически все время на театральных подмостках, и, вообще, не Россия-матушка, а сплошной кафе-шантан. А как же поля и пейзажи русской природы, холодная аристократия, произносящая толстовские диалоги и монологи, где, в конце концов, загадочная русская душа, бессмысленная и беспощадная? Нет её.
И, слава богу, что нет.
И, слава богу, потому что в этих декорациях мы видим живых людей, видим настоящие страдания, сильные чувства. «Анна» Джо Райта - фильм о любви и о том, как любовь убивает. Убивает женщину, которая разрешила себе чувствовать, и чувство поглотило её. И ничего не осталось - ни семьи, ни друзей, Анна отбросила запрет на счастье - но этот запрет вернулся к ней бумерангом в другом облике. Она поставила все на карту любви - но эта карта была бита. И не имя возможности жить, как ей подсказывало сердце - она погибает. Любовь, страсть, ослепление полыхали в ней таким костром, что женщина не выдержала. Не было выхода для такой вот любви, настоящего счастья, полноценной жизни - и для Анны не стало выхода тоже. И вот эта драма, которая разворачивается как туго сжатая пружина, которая заставляет смотреть фильм на одном дыхании - вот то настоящее, что и хотел, наверно, показать Толстой и что показывает зрителям Райт. Анна может вслед за Шекспиром воскликнуть: «В своем несчастье одному я рад - что ты мой грех, и ты мой вечный ад!».
Параллельно с историей Анны наконец-то внятно показана история Левина. Раньше в экранизациях к Левину режиссеры, казалось, относились с плохо скрываемым раздражением - и из фильма не выкинешь, и от дуэта Анна-Вронский ненужно отвлекает. Здесь же история Анны и Левина - две параллельные прямые, которые лишь подчеркивают друг друга. Перефразируя слова Трумэна Капоте - как будто оба они, и Левин и Анна оказались в одном доме Любви, только Анна вышла через заднюю дверь, а Левин - через переднюю. И все, что не случилось у Анны - случилось у Левина, его обоюдное чувство с Китти, которое сначала еле мерцало - разгорелось теплым пламенем, тем пламенем, которое поддерживает домашний очаг долгие годы.
Но кто упрекнет женщину, что она осмелилась чувствовать и прожила свою любовь как могла? Анну жаль в конце, но не убогой жалостью к неврастеничке, а вот этим человечным сочувствием к женщине у которой - НЕ СЛУЧИЛОСЬ. Не случилось счастья, которого она так жаждала и была достойна, не сложилось любви, и перед такой драмой чувств, все остальное - тлен и суета.
Это прекрасный фильм о любви, которая не могла выжить.
кино