Дошкольная педагогика

Nov 24, 2020 12:32

А вообще я серьезную тему хотела обсудить, даже не знаю, как к ней подступиться. Пыталась поговорить об этом со своим преподом по дошкольной педагогике, тот выслушал и попросил напомнить, не готовимся ли мы к защите кандидатской вместо написания курсовой за первый курс. Велено не выеживаться, короче.

Итак, задано было провести сравнительный анализ советской комплексной образовательной программы, по которой работали все детские сады, и современных комплексных программ, которых тьмы. Наиболее распространены штук 7-8, их и нужно было взять для анализа. Но мне же открыли доступ к институтской библиотеке с кучей оцифрованных старых методичек и прочих работ. Пед у нас старый, поколения студентов до меня писали курсовые и дипломные работы, конспектируя занятия и тестируя детей. В общем, там я и пропала.

Мне, конечно, еще копать и копать, но хочется зафиксировать свои ощущения сейчас, на начальном этапе, чтобы потом виднее было, в чем я ошибалась.

Итак, старые программы, методички и конспекты. Отличие первое, бросающееся в глаза. Знания - это абсолютная ценность. По умолчанию предполагается, что все дети хотят овладеть теми знаниями, умениями и навыками, которыми пока не обладают, а педагог лишь выражает готовность предоставить им такую возможность. О мотивации, необходимости заинтересовать детей речи вообще не идет. Предлагая ребенку конфету мы же не думаем, как бы нам заставить его съесть угощение?

Во-вторых, индивидуальные особенности детей принимаются во внимание, но так... словно речь идет о недостатках сырья, подлежащих исправлению, что ли. Саша медлителен, поэтому его нужно ставить в пару с более шустрой Леной, пусть она его разгонит. Ира застенчива, преодолеть это ей поможет главная роль на утреннике. То есть воспитателю детского сада предстоит за четыре года из разномастных болванок выточить ровненькие готовые к употреблению заготовки для школы. Точить предлагается нежно и аккуратно, но неуклонно, с каждым годом чуть увеличивая нажим.

Ну и в противовес всему этому все разнообразие современных программ, где цели и задачи сформулированы "за все хорошее против всего плохого". Детей велено заинтересовывать и мотивировать, принимать во внимание индивидуальные особенности каждого, следовать за их склонностями и желаниями. Дать возможность раскрыться личности каждого ребенка, сделав дошкольный период самым счастливым в его жизни. Занятия проводить в атмосфере радости и праздника, расширяя кругозор за счет обилия их направлений, но сокращая время каждого, чтобы не нарушать санпин.

Психологи, нейрофизиологи и вовлеченные родители плачут от счастья, видя такое внимание ко всем их рекомендациям, сформулированным по результатам новейших исследований, а также надеждам, мечтам и чаяниям. Пусть расцветают все цветы, сольемся в экстазе во славу счастливого детства.

Только вот с результатами выходит фигня. Прямо вот по результатам тестов и выходит. Те показатели, которые раньше считали важными маркерами готовности к школе, они мне кажутся и сейчас актуальными. Моторные навыки, типа умения завязать бантик и правильно держать ложку и карандаш. Умение сидеть спокойно и концентрировать внимание на одной задаче в течение определенного промежутка времени. Навык индивидуальной, парной или коллективной работы над задачей, несмешивание этих процессов. Признание авторитета педагога, готовность соблюдать принятые правила. По этим параметрам выпускники детсадов 80-х, к примеру, годов прошлого века дают нынешним большую фору. Хотя нынешние, надо сказать, по большей части умеют читать-писать-считать и очень этим гордятся.

На данный момент у меня есть следующая версия. Жесткая система дошкольной педагогики была ориентирована на выравнивание подавляющего большинства детей, а неафишируемый отсев принимался как неизбежное зло. То есть тридцать условных нормотипичных воспитанников послушно завязывают бантики, а один гений или злодей стоит в углу либо выдает соматику и сидит дома. Потом он либо адаптируется со временем, либо исчезает с радаров, не входя ни в какие отчеты. Теперь же, по всей видимости, гениев и злодеев стало больше, углов не хватает, и иметь с этим дело приходится школе. Дошкольное детство, действительно, становится самым счастливым временем.
Previous post Next post
Up