По России поездка проходила по территории следующих субъектов: Москва - Московская область - Тульская область - Липецкая область - Воронежская область - Ростовская область - Краснодарский край - Старвопольский край - Кабардино-Балкарская республика - Северня Осетия - Ингушетия - Чечня. Ингушетия и Чечня лежит в стороне от маршрута в Грузию, но еще в Москве было решено, что мы хотим заехать в Грозный, поскольку вероятность посещения этого города и республики в будущем достаточно мала. А сейчас Олимпиада, все спокойно, поэтому проблем никаких быть не должно.
Города по маршруту: Москва - Нальчик - Беслан - Грозный - Тбилиси - Ереван - Степанокерт - Шуши - Хирхан - Боржоми - Батуми - Кобулети - Минводы - Москва. Беслан и Минводы - просто ночевка.
Авто: Ford Focus 2.0 (2011 года выпуска) С собой был радар-детектор + видеорегистратор (кстати, полезная связка. Ручных радаров, похоже, что гайцы используют все меньше и меньше, от треног и стационарок спасает, единственное, чего стоит бояться - это когда стреляют со встречки) Также для такой поездки просто необходима защита картера.
Средний расход: 9.3 л на 100км Бензин: около 22 тысяч рублей Расстояние: 6 750 км.
До Батуми: в машине было 4 человека, из них 3 водителя. После Батуми: в машине было 3 человека, из них 2 водителя. После Тбилиси по дороге туда перешли на формат: 2 водителя/3-й водитель с пассажиром находится на винной вахте.
Полиция В итоге за всю поездку с полицией общение было 2 раза: первое - развод в Ставрополье, второе при въезде в РФ нас тормознул осетинский коп, проверил права(!) и ушел. Вероятно, какую-то роль играл видеорегистратор, но в любом случае ни Кабарда, ни Осетия не оказалось напряжными, как мы предполагали. В Грузии, Армении и Карабахе нас не тормозили.
Россия
М4 Ну про М4 писать что-то бессмысленно. Написана уйма информации, стройка идет, каждый месяц вводят новые участки, к олимпиаде, думаю, закончат полностью. Что будет после - остается только гадать. По ней доехали до Павловской, дальше ушли на Тихорецк.
Ставропольский край Дорога до Ставропольского края оставляет желать лучшего, но без криминала. Ехали в темное время суток, полиции не было, трафик большой. В общем ничего особенного. По одной полосе в каждую сторону. Иногда возникает 3 или 4-х полосная дорога. В Ставропольском крае абсолютно бешенные гайцы, стоят под каждым кустом, меряют скорость всем, чем могут, в т.ч. и со встречки. На границе края в поселке Заветное попали под радар со встречки. Ехали где-то 90, предъявили 123. Хватали абсолютно всех, кто превышал, после подобных разводок не встречалось ни в РФ, ни в других странах. В общем, нарушать не советую.
Кабардино-Балкария Очень красивая дорога - озера, поля, холмы. Гайцов было мало, но на обратном пути была жуткая авария. Фура с прицепом на половину в кювете, остальной половиной перекрыла дорогу с полностью расплющенной мордой. Две легковушки смяты под ноль, еще штук 5 раскидано по ближайшим кюветам. Предположение: кто-то из разбитых легковушек вылетел на встречку и не успел уйти, фура попыталась увернуться, после чего ее занесло и опрокинуло, а дальше она собрала всех, кто был рядом. Мораль: как учили в автошколе - дистанция, плюс мониторьте зеркала. Упираясь в жопу впередиидущим вы, может быть и сможете оттормозиться, но уж точно не сможете сманеврировать.
Вообще Кабарда - это место, где начинается идиотское кавказское вождение. Аборигены не умеют стоять в пробках, в случае пробки сразу же заполняется обочина, встречка и обочина встречки, ментам на это плевать. Советов никаких тут не дашь, просто стоим и спокойно материмся под релаксирующую музыку. Апофеоз этого дебилизма происходит на погранпереходе с Грузией, но об этом ниже. В остальном все спокойно, объездная Нальчика - отличная двухполосная дорога, прекрасные пейзажи.
Ужин в Нальчике. (скоро принесут) Именно отсюда началось обжорство... Бар burlesque, проспект Ленина, г. Нальчик К русским отношение нейтральное, в Нальчике проживает много русских, вечером девушки спокойно гуляют в одиночку по городу, с колясками, в общем, никаких проблем. Единственное, при въезде в Нальчик проходила какая-то спецоперация (трое на земле с руками за головой и вокруг автоматчики в масках), но решили не подходить и не фотографировать, остановились метрах в ста от них, отфотографировали стелу и поехали искать ужин.
Северная Осетия
Северная Осетия толком ничем не запомнилась. Переночевали в Беслане, поехали в Чечню. В общем все было спокойно. Отношение к русским нейтральное. Дорога - по полосе в каждую сторону.
Ингушетия Проехали насквозь 2 раза за 1 сутки. Сразу при въезде в Назрань стоит мемориал жертвам репрессий. Вход в него был перегорожен свадьбой, поэтому внутрь не заходили, осмотрели через забор. К свадьбе не стали подходить, так как не знаем местных традиций и, вероятно, при общении выяснилось бы, что обязны выпить и праздновать вместе, а нам этого совсем не хотелось, поскольку дорога туда была расписана по дням, ибо в Карабахе надо было быть в определенные дни.
Мемориальный комплекс "Девять башен", посвященный жертвам политических репрессий. Республика также достаточно красивая. Трасса ничем не запомнилась, кроме того, что и по дороге туда, и по дороге обратно были сдвинуты полицией с дороги из-за чьего-то кортежа. В любом случае дорогу перекрывают за минуту до проезда, и открывают через минуту, правда особо непонятливых полиция сгоняла достаточно жестко. Дорога по одной полосе в каждую сторону, наличие КТО выдавала только граница: при въезде в республику переписывают паспорта и просматривают салон авто. В остальном же все спокойно, спасибо hardingush :)
Ингушская свастика на холме В любом случае, если у вас будет время, посмотрите достопримечательности Ингушетии, по описаниям они достаточно интересны, и мне жаль, что нам не удалось заложить на Ингушетию хотя бы день.
Чечня
Первый чекпоинт.
Опять же, посетили достаточно мало - только Грозный, хотя как я понимаю, главные интересности Чечни находятся в других местах, но на них тоже надо закладывать больше времени, чем 1 день.
Движение в Чечне и Ингушетии абсолютно отмороженное. В принципе все происходит так, как в этом видеоролике. Шутка :) Все, конечно, не так, но будьте начеку. Неопытным водителям может быть несколько необычно и страшно, когда встречные обгоняющие не собираются уходить со встречной полосы, даже если вы там едете. В Грозном же вождение абсолютное нормальное и спокойное, москвичам или казанцам будет вполне комфортно. По дороге из Ингушетии в Грозный встретился прекрасный автобан европейского уровня.
Пустынный Грозный-сити
Пустынный центр Сам центр Грозного пустынный, около Грозный-сити стояло штук 5 машин, не похож он на полноценный бизнес-центр, Депардьё прятался где-то, девушки красивые, но забитые, на проспекте Путина зашли в кафе, пообедали, пообщались с девушкой, что там работала, и пошли искать магнитики. А вне центра жизнь какая-то идет. В итоге магнитики купили, пообщались с полицейскими (или кто это был?), охраняющими какое-то правительственное здание, спросили, как проехать до Владикавказа и поехали собственно в Грузию.
Проспект В.В.Путина
Весь город и вся республика увешана портретами Путина и Кадырова-старшего. Дороги очень хорошие, где-то вообще полноценные автобаны. В принципе, как налогоплательщика республика очень впечатляет.
Вожди на каждом фасаде встречаются. Правда Рамзана редко можно увидеть. Скромный он.
Верхний Ларс (погранпереход между Россией и Грузией) Апофеоз Кавказа. Как писал выше, в пробках местные жители стоять не могут. В итоге достаточно глупо спроектировнный российский блокпост: по одной полосе в каждую сторону, где в перемешку стоят и фуры и легковушки. Поскольку фуры проходят переход из-за таможни медленнее, чем легковушки, то надо что-то было придумывать. В итоге придумано было следующее: все едут как хотят.
Визуально же это представляется тем, что легковушки в большом объеме пытаются вклиниваться между фур, а также выстраиваются паралелльной очередью на встречке, кроме того, по встречке и встречной обочине поближе к погранпереходу пытаются подъехать и вклиниться в параллельную очередь местные "читтеры". Все это сопровождается руганью и братанием.
На удивление, прошли и туда и обратно мы все достаточно быстро, на все про все ушло часа по 2-3. Традиционно пограничные объекты фотографировать нельзя, часть фотографий нас попросили удалить.
Кстати, эксперементально этот погранпереход летом работает круглосуточно, вместо обычных 12.
Крайний ряд, тот который на переднем плане - это очередь желающих вклиниться.
Посмотрите на 10-ку, например. За этим рядом еще 2 стоит в очереди :) На обратной стороне был цирк. Мы объехали то ли припаркованные, то ли стоящие в очереди фуры, уперлись в жопу очереди из легковушек, вскоре очередь стала и за нами. Фактически мы перегородили половину встречки. В боковое зеркало вдруг видим как по встречной обочине объезжая очередь пробирается автобус. Доехав почти до блокпоста, автобус встал на обочине, и водитель пошел договариваться, чтоб он проехал без очереди. Далее между автобусом и нами набился набился еще ряд тех, кто хочет влезть без очереди. Итого забита наша полоса, наша обочина, встречка и встречная обочина. И тут из России выезжает фура... Все вышли из машины и начали совместно решать проблему. 5 тысяч микродвижений и фуре создали коридор для проезда :)
Обратная дорога. Радость от возврата доступа к безлимитному интернету :) На грузинской стороне все спокойно и быстро. Смотрят в паспорте абхазские штампы, если их нет, то фото на веб-камеру на въезде и на выезде, шлепок в паспорт и you are welcome. Тех, кто лезет без очереди отправляют в очередь.
В общем на Ларсе главное не нервничать и все будет хорошо :)
Грузия Первые километры от границы с Россией дорога отсутствует. Небольшие вкрапления асфальта заставляют ехать очень медленно и аккуратно. В общем будьте готовы. На низкой машине надо ехать очень аккуратно, на специально заниженной машине можно и не проехать. Новая дорога уже строится, когда планируется ее введение - пока неизвестно. В остальной же Грузии дороги хорошие, если ехать от Тбилиси в сторону Кутаиси - вообще автобан и скорость 110.
Если ехать по кратчайшей дороге от Тбилиси в Ереван - имейте с собой навигатор, у нас его не было, поэтому раза 3 приходилось выходить и спрашивать, где Ереван. Дорога от Гюмри до Батуми через Боржоми и Хашури на территории Грузии хорошего качества, и очень красивая. Ехать советую днем, поскольку и красиво и серпантин. А поскольку в Грузии в норме вещей обгонять на серпантине в слепой пововот, ночью это может быть опасно.
Страховка. Как мы поняли ОСАГО в Грузии не требуется. Т.е. можно где-то купить страховку, но где мы так и не поняли.
Отношение к русским теплое, войну никто не вспоминает. Иногда ругают Саакашвили, но зря. Полиция всегда ездит с включенными мигалками. Развод на деньги отсутствует. По правилам, что касается обгонов, ездить сложно, но на это часто закрывается глаза.
Молодежь по-русски говорит плохо. Некоторые говорят на английском. Старшее поколение (30+) понимает и говорит по-русски. Но проблем с общением нет, если вдруг вы нарвались на человека, который не говорит ни по-русски, ни по-английски, он обязательно найдет того, кто говорит на русском и поможет вам. Единственное, где нам не удалось пообщаться вообще никак - это в некоторых клубах Батуми. О них позже.
Боржоми. Если конкретнее - Borjomi Palace Hotel. Курьзный момент. Многие знают, что в Грузии за то, что ты называешь себя "вором в законе" - статья и тюрьма. Как оказалось когда "вор в законе" выходит из тюрьмы - на пороге его под камеру на в микрофон спрашивают "ты вор?". В зависимости от ответа его ждут или возвращение сходу обратно в тюрьму или путь на свободу. Насколько я понимаю, специфика субкультуры не позволяет на подобный вопрос дать отрицательный ответ.
Работа полицейского в Грузии престижна (из-за высоких по местным меркам зарплат), но иногда скучна...
Тбилиси
Тбилиси прекрасен. В целом еда дешевая, за исключением одной улицы с кафешками в самом центре. В том же центре вино от 20р за бокал, хинкали от 10 рублей.
Въехали в Тбилиси мы в 3 часа ночи и принялись искать гостиницу. Первым делом сунулись к таксисту, он с отелем в центре помочь не смог, зато предложил девочек. Отказались - хотелось есть и спать.
Город очень красив, правда в центре много полуразрушенных или обшарпанных зданий. Есть куда расти и что делать, благо все условия для этого созданы. В итоге час бегали по всяким хостелам и гостиницам - либо мест не было, либо они были выше нашего допустимого диапазона: 20 евро за ночь с человека. В итоге нашли хостел прямо на площади республики за устраивающую нас цену, сняли 2-х местный и 3-хместный номер и в пол5 пошли добывать еду. Как нам подсказала девочка, которая закрывала свой клуб, на Майдане мы можем найти круглосуточный грузинский ресторан. Пошли, нашли, потом еще не раз туда возвращались. Вкусно, недорого и прекрасный вид.
В центре часто встречаются подобные граффити. Кто третий, правда, так и не поняли... Вождение по Тбилиси спокойное. Про всякие достопримечательности традиционно не пишу, интернет и так пестрит статьями.
Батуми Мы были не в сезон (пляжный сезон начинается с 15 июля). Уверен, что наши впечатления не совсем корректные. Батуми оккупирован турками. Старый город в значительной степени скуплен турками, там открыты турецкие кафе, бордели и отели под бордели. Искать дешевые гостиницы с улицы достаточно проблематично, вы всегда будете натыкаться либо на "отель под бордель", либо на дорогие гостиницы от 150 лари (3000 рублей) за номер. Местные же советуют решать эту проблему через съем квартиры заранее. Стоимость квартиры на 2-6 человек обойдется в 100 лари (2000р), что получается и значительно дешевле, чем нормальная гостиницы. Мы жили в гостинице Церители (80 лари за номер и удобное расположение ул. Горького(соврм. Гаргиладзе)) в квартале от Набережной и центра. Традиционно приехали в город ночью и до 4-х часов искали хоть что-то приличное и недорогое. Гостиница вполне себе, не бордельного типа. Хотя девушек как оказалось потом туда тоже можно водить без проблем. Батуми красив и новоотстроен. Встречаются азиатские и европейские туристы большими группами. Но в те даты, что мы там были делать там откровенно говоря было нечего.
Наше пребывание на море характеризовалось такой погодой... Во второй день решили пройтись по клубам. В казино нас не пустили из-за отсутствия паспортов. Спросили у таксистов, где тут клубы. (Надо сказать сразу таксисты обманывают насчет цен проезда, не все, но некоторые, поэтому имейте с собой карту.) Поехали в клуб VOXX. Он находится на окраине города. По репутации клуб хороший, вход был 10 лари. Мы прошли посмотрели, он был абсолютно пустой. Решили не тратить деньги и поехать дальше. Дальше была ARENA. Арена оказалась своеобразным клубом. С детьми, женами, девушками туда идти не стоит. Вход 10 лари. В клубе скорее всего 100% девушек - таджикские и узбекские проститутки, грузин не пускают, официальный язык общения - турецкий, кто посетители также ясно. Повезло, была официантка со свободным русским. Больше ни с кем пообщаться не было возможности. По-русски и по-английски никто не говорит, только турецкий и немного грузинский. Поняв, что тут ловить нечего мы переместились на улицу Пушкина где на одном пятачке находится 3 стрип-бара. В одном из них танцевали хохлушки, потом снимались. Танцевали хорошо. Выпив там пива с вином решили, что завтра уезжаем в Кобулети, а сейчас передвигаемся в круглосуточный и пустынный бар, находящийся рядом с нашем отелем. В общем в несезон делать в Батумских клубах нечего. Если кому интересно прайсы 2013 на эскорт-услуги в Батуми - таджички/узбечки - 100 лари, украинки 100 долларов. Все за час. Но к этому стоит прикладывать стоимость отеля (для чего и существует турецкий квартал) + судя по всему их надо будет еще покормить и дать выпить.
Велосипедные дорожки на набережной Что касается стиля вождения: пока не доводилось ездить по Турции, но есть подозрение что близко к этому. В общем, водят как мудаки, но аварий не видели. Там же в Батуми поменяли колодки в фокусе, фокусов в Грузии мало, найти было сложно, но язык и до Индии доведет. В итоге нашли - по ценам колодки были чуть дешевле чем в мск, работа стола вообще каких-то смешных денег.
Кобулети
Непогода в Кобулети. Почти никто не купался в море. Никто кроме нас.
Грузинская молодежь резвится, кидаясь друг в друга камнями на набережной, ожидая хорошей погоды...
Дети радостно катаются на карусели "Цепочка", которая раскручивается силами двух пропеллеров, прикрепленных в верхней части аттракциона. Советский союз в хорошем смысле этого слова. Коммунистические цены и на жилье и на еду, дешевле чем в Батуми. Много гостиниц, гестхаусов, попадаются хостелы, гостиницы в советском стиле. Бары и рестораны типа как в Сочи в конце 90-х, в кафе Посейдон по какой-то причине тусуется молодежь. Если пройтись по набережной в южную часть города, там будет сцена, мы попали там на какое-то фестеваль детских грузинских творческих коллективов - было классно и колоритно.
В любом случае и в Батуми и в Кобулети хотелось бы попасть как-нибудь в сезон.
Армения
Арарат. Кстати, не имеющий никакого отношения к Ною и его ковчегу. Бюрократия этого прекрасного государства больше российской, организация бюрократии еще круче. За въезд в страну плати 2000р только драмами, за выезд 800 плюс еще 80 комиссия таможеннику, что он берет эти 800. Все легально, с чеками. ПДД нарушают только "блатные", остальные в основном ездят по правилам и абсолютно спокойно. Показания относительно полиции разнятся: одни говорят, что полиция не берет взяток, другие говорят, что бывают случаи, когда вымогают. В любом случае гайцы сидят на проценте от штрафов, поэтому аккуратнее. Граница из Грузии была адовая: жара, очередь из армян к таможеннику номинальна - все лезут без очереди, стоят полукругом. В общем часа 3 мы на это все затратили.
Очередь на въезд в Армению. Погранец увидел, что происходит фотографирование стратегического объекта.
После 3 часов границы, наконец-то, въехали в эту страну.
Юго-Восточная Армения. При выезде в Грузию (по трассе от Гюмри) все было достаточно быстро. И огромный респект армянскому государству за то, что не поставили блок-пост на границе с Карабахом. В итоге там тоже все достаточно быстро.
Собачке надоели армяне...
Если видите на дороге коров или какую-то другую живность - старайтесь оттормаживаться почти до нуля.
Коровы и многие другие животные не понимают что такое скорость. А то будете таким же счастливчиком.
Да и на нас коровы тоже 2 или 3 раза за всю поездку также выпрыгивали.
Тоже Юго-Восточная Армения.
Дороги как в России - есть хорошие, есть отсутствующие. Т.е. трасса от границы с Грузией до Еревана хорошая. От Еревана до Карабаха - в целом ок, хотя и встречаются сильно латанные участки. Но вот от Гюмри в Грузию - был ад. Ехали ночью где под ремонт отрезаны куски асфальта, где просто асфальт отсутствует. В общем аккуратнее и медленнее. С русским проблем в целом нет, хоть и молодежь его достаточно плохо знает. В сфере услуг вас поймут - ведь все закавказье общается на русском между собой, но вот в парикмахерской не смог объяснить как конкретно мне выбрить бока. В итоге пришлось подстричься коротко без каких-либо изъебств.
Ереван
В Ереване так получилось, что мы мало гуляли (в основном ночью), но много ели. Город вкусный и красивый, вокруг есть много что посмотреть интересного. В путеводителях все есть.
Гарни-Гегард.
В Гарни-Гегарде поставили машину на парковку около самого монастыря. Когда собрались уезжать - к нам подходит мужичок и требует 200 драм, якобы за парковку, показывает на красную ленточку прикрепленную футболку. Мы попросили его показать какой-нибудь документ, что тут платная парковка (знаков-то нет). В итоге мужичок долго ругался, но ничего не показал. Мы его послали и уехали.
Древнеармянский языческий храм. Гарни. Единственный инсайд, которого может не быть в путеводителях. В Гарни (который восстановленный языческий древнеармянский храм), есть рыбная ферма с прекрасным видом, блюдами и ценами. Ехать туда - отъезжаете от храма Гарни, через 1 квартал направо - дальше прямо, спрашивая периодически у аборигенов, правильно ли вы едете. Дорога к самой ферме - из брусчатки, машина с совсем низкой посадкой может побиться, форд проехал нормально.
Дорога к рыбной ферме.
Нагорный Карабах
Дорога к въезду в Карабах
Монумент на въезде в НКР. На границе с Карабахом надо остановиться, отдать паспорта в окошко, переписав ваши данные, вам дадут бумажку с адресом МИДа, куда вам надо будет зайти и зарегистрироваться. Дороги в целом ок, если не ездить по горным деревушкам, где дорог вообще нет. Куча достопримечательностей, прекрасные люди. Из-за учений в Агдаме не смогли туда попасть, значит надо будет вернуться, тем более Карабах почти по дороге в Иран и прочую Азию.
Шуши. Во время Карабахского конфликта эта церковь использовалась азербайджанцами как склад с оружием.
Первый подбитый танк во время штурма Шуши. Теперь монумент в память войнам.
Вывод только один: глупо не ехать в Грузию, глупо ехать в Грузию и не ехать в Армению, глупо ехать в Армению и не ехать Карабах.
Ущелье, куда турки скидывали армян во время геноцида в начале 20 века, и стена дома в Степанакерте со следами от осколков снаряда, взорвавшегося под окнами в конце 20 века. Все надписи на 2-х языках - русский и армянский. Все говорят на русском, даже дети, почти у всех в школах преподается русский язык. Периодически встречаются европейские туристы, хотя сам по себе туризм развит слабо.
Что касается еды во всех трех странах, но нам так и не удалось за всю поездку поесть дороже чем на 500р с человека. Это и с учетом пары бутылок вина на стол, водки и пива. Поэтому когда нам в Кисловодске в придорожном кафе выставили счет на 2200р на троих были шокированы :)
По жилью во всех трех странах укладывались в 20 евро с носа за ночь. Единственное, в Карабахе это было с учетом скидки в гостиницы, без скидки бы было по 25 евро с носа.
В Карабахе была гостиница Sofia. Находится прямо в центре. Очень хорошая.
Самые популярные автомобили в Карабахе.
Второй по популярности транспорт в горных районах Карабаха
Мертвый барашек
Местные жители
Правый ребенок похож на русского. Это вполне вероятно, русская община в Карабахе составляет 2000 человек.
Тот же барашек уже в другом качестве
Армянский мачо
В 20 метрах от дома, где мы остановились в горной деревне Хирхан, открывается прекрасный вид
Сидеть и втыкать там можно, кажется, бесконечно...
Правд иногда отвлекают коровы...
Нас с конем заинтересовал фотоаппарат
Минипиги
...изучают устройство автомобиля
Над Азербайджаном и Ираном встает луна
Но рано или поздно пора ехать домой
Что касается политической и социально-экономической обстановки - то писать очень много, и, если писать тут, - то полезная информация о дорожном движении и тонкостях туризма просто затеряется. Если же написать кратко: Кавказ - это очень сложно. И мы либо вообще ничего не знаем о закавказских странах и северокавказских регионах, либо то что знаем - не является правдой или является ею очень условно. Может быть как-нибудь дойдут руки написать отдельный пост про это...