В этом посте я представляю фотографии христианских позолоченных стекол из библиотеки Ватикана.
Позолоченное стекло как вид искусства относительно малоизвестно. В Риме пик его популярности пришелся на первую половину 4 века н.э. Изображения вделывались в дно стеклянной посудины: стакана, чаши, или тарелки. На стекло накладывался тонкий лист золота с изображением (выгравированным иглой) и закрывался еще одним слоем стекла. Таким образом, золотые пластины оказывались внутри стекла, что давало им шанс сохраниться после двухтысячелетнего пребывания в земле. Такая посуда могла служить ценным подарком и находиться в личной собственности. Мы не знаем, предназначались ли эти стаканы для повседневного использования или только для праздничных пиров. Позолоченные стекла часто находят в катакомбах. Как правило, их вставляли в цемент (стенки сосуда отламывались), которым укреплялись крышки могильных ниш, по-видимому для украшения, а также для обозначения принадлежности могил. Вместе со стеклами, в могильный цемент вдавливались и мелкие личные вещи: украшения, детские игрушки и т.п. Хотя большинство позолоченных стекол - это днища посуды, некоторые из них -это небольшие отдельные медальоны, которые вплавлялись, по одному или группами, в дно или стенки литургических сосудов. Этим объясняется наличие групп стекол, которые составляют целостное произведение только в виде пары или тройки. Тематика рисунков самая разная - есть изображения сугубо личные, есть языческие, есть христианские.
Использование языческих мотивов на стеклах не означает, что в катакомбах хоронили язычников. Катакомбы в целом были христианскими кладбищами, и язычники ими не пользовались. Поэтому обозначать вероисповедание на могилах (как это делают сейчас с помощью крестика) не было нужды. Историки считают, что в домах первых христиан использование мифологических сюжетов в декоративных целях не возбранялось, так как это не рассматривалось как идолопоклонничество [4]. Об этом же свидетельствуют и украшения саркофагов. Поэтому не удивительно, что стекла с христианской тематикой делались в тех же мастерских, что и языческие или портреты; различались только сюжеты. Я сфотографировал все стекла с явно христианской тематикой, они составляют около 30% от общего объема ватиканской коллекции.
Тематика христианских стекол соответствует фрескам катакомб и рельефам на саркофагах. Преобладают «сюжеты спасения» (Ной, отроки в пещи огненной, Даниил во рву со львами, воскрешение Лазаря, исцеления), чудеса и лики святых. Иисус как правило изображен молодым человеком, часто с длинными волосами. Считают, что длинные волосы - это признак Божественности, так как римские мужчины всегда изображаются стрижеными. Иисус выступает как участник сцен - традиция его индивидуального изображения в виде «святого лика» или Пантократора еще не сложилось. Также отсутствуют крест и распятие. Иисуса, совершающего чудеса, часто изображают с жезлом, т.е. как волшебника (или как Моисея Нового Завета?). Среди святых видим римских мучеников 3 века св. Лаврентия, св. Тимофея, св. Сикста и св. Агнесу, карфагенского мученика св. Киприана, а также апостолов Петра и Павла. Все стекла (кроме одного, см. Fig. 1) датируются 4 веком н.э.
Датировка стекол очень приближенна. Считается, что массовые захоронения в катакомбах прекратились в начале 5 века, на этом основании стекла не относят к пятому веку. Однако на некоторых изображениях присутствует нимб, что противоречит распространенному мнению, что нимб на иконах распространяется только в 5-6 веках. Всего нимб присутствует на 10 стеклах [4], из которых 3 представлены в данной подборке. Можно ли отсюда сделать вывод, что эти стекла более поздние, или что нимб использовался уже в 4 века, но еще не стал каноническим признаком святости (как не была еще институционализирована и сама категория святости)? В музее очевидно придерживаются второй точки зрения и поэтому датируют все стекла 4 веком. Дополнительным аргументом в пользу древности нимба является его использование в
мозаике санта-Пуденцианы, что является первым твердо датированным использованием нимба - 390 г. н.э.
Однако перейдем к стеклам. Для начала представлю три портрета, демонстрирующие технические возможности и разновидности данного жанра.
Figure 1. Этот семейный портрет, один из лучших в коллекции, датируется 3 веком. Произведений такого класса среди христианских стекол нет.
Figure 2. Слева - семейная пара, справа - мужской портрет. Будем называть стекла этих двух видов «белыми» и «синими». Белые и синие (почти черные) стекла будут представлены отдельно. К сожалению, на моих фото нет масштаба. В жизни белые стекла размером с днище небольшого стакана (диаметр около 5 см), а синие как правило меньше, размером с пятак (или монету в 1 евро, диаметр около 2 см). В [3] указано, что белые стекла представляют собой целые днища посуды с отломанными стенками, в то время как синие - это отдельные медальоны, которые вставлялись в стенки сосудов. Надпись на левом портрете: "Maxima, vivas cum Dextro", что означает "Максима, да живи с Декстро!" (пожелание здоровья семейной паре, [5], C.5).
В [6] выделяется 4 типа стекол: первая группа - это крупные медальоны с портретами высокого качества (Fig.1). Эти медальоны были самостоятельными произведениями и не являлись днищами стаканов. Предполагается, что эта технология пришла из Египта и была утрачена к 4му веку. Вторая группа - днища стаканов с надписями без рисунков, в данной подборке не представлена. Третья группа - небольшие темные медальоны, которые мы назвали "синими" (Fig.2 справа). И четвертая, самая многочисленная - днища стаканов, которые мы назвали "белые стекла" (Fig.2 слева).
Перейдем к христианским стеклам. Начнем с белых.
Figure 3. Жертвоприношение Авраама. Надпись «zeses» встречается на многих стеклах: это часть греческой формулы тоста: "ΠΙΕ ΣΗCΗC" (латинскими буквами "pie zeses") означающей "пей и будь здоров". Подобная надпись была уместной на днище стакана. "cumtuis" означает "со всеми родственниками", "hilaris" - "радоваться", а "spes" - надежда [5, C.152]. Все вместе можно попытаться перевести как "Пей и будь здоров, радуйся и надейся!". Подобные надписи встречаются на многих стеклах и не связаны с темой рисунка. Хотя христианские изображения на стеклах можно считать примерами ранней иконографии, сами эти стекла не служили иконами в современном смысле. Будучи частью посуды предназначенной для питья, они не предполагали поклонения.
Figure 4. Адам и Ева. Частично сохранившаяся надпись расшифрована как "Dignitas amicorum Pie zeses", что означает "Окажи честь своим друзьям, пей и будь здоров!" ([5], C. 151).
Figure 5. Воскрешение Лазаря. Надпись"zesus" может быть двузначной, указывая и на имя "Иисус" и на пожелание здоровья "zeses" ([5], C.156). Вообще наиболее типичным именованием Иисуса на стеклах было именно "Christus".
Figure 6. Вверху -воскрешение Лазаря, внизу - чудо в Кане Галилейской.
Figure 7. Еще одно воскрешение Лазаря. Эта версия более всего похожа на будущую иконографию.
Figure 8. Чудо в Кане Галилейской
Figure 9. Мария-оранта. Удивительно похожа на позднюю иконографию, даже тема Покрова присутствует.
Figure 10. Чудо умножения хлебов.
Хризма (сочетание букв Х и Р, двух первых букв слова Христос) была основным христианским символом 4 века и употреблялась примерно так же, как позже стал употребляться крест. Ученики смотрят в изумлении на оставшиеся 7 корзин в кусками хлебов (в соответствии с текстом Мк. 8:1-9; Мт. 15:32-39). Иисус здесь прямо не изображен, но его присутствие обозначено хризмой.
Figure 11. Сон пророка Ионы под деревом. Может быть этот сюжет привлекал декоративным потенциалом и возможностью применить отработанные в классическом искусстве приемы изображения лежащих нагих тел.
Figure 12. Св. Агнеса в молитвенной позе.
Figure 13. Святые Тимофей и Сикст. Иисус коронует обоих венками мучеников (победителей). Тимофей - это не сотрудник ап. Павла, а малоизвестный римский мученик 3 века. Сикст - это римский Папа Сикст II, принявший мученический венец в середине 3 века н.э. Обратим внимание на седалища - это курульные кресла, на которых в Риме сидели императоры и высшие магистраты. Стоит также заметить двоеперстие, которое встречается и на других стеклах. В [5] отмечается, что этот жест означал желание говорить. Обратим внимание, что Иисус занимает центральное положение, но не доминирует в изображении, а скорее похож на ангела. Традиция изображения Иисуса как Вседержителя, власть имеющего и судии Страшного Суда еще не сложилась.
Перейдем к синим стеклам. Так как эти стекла имели маленький размер и использовались как декоративные медальоны, на них не бывает надписей.
Figure 14. Моисей извлекает источник воды из скалы.
Figure 15. Ной
Figure 16. Ной выпускает голубя, набор медальонов.
Figure 17. Воскрешение Лазаря
Figure 18. Воскрешение Лазаря, пара медальонов
Figure 20. Исцеление парализованного
Figure 21. Даниил во рву со львами (в позе молитвы); группа из трех медальонов, один отсутствует.
Figure 22. Израильские отроки в пещи огненной, в позе молитвы. Обратим внимание на фригийские колпаки отроков и их стиль одежды, совсем не эллинистический, видимо призванный отобразить Персию как место действия. На предшествующих стеклах подобный стиль одежды можно заметить у Ноя.
Далее, обратим внимание на распространенность парных изображений Петра и Павла, которые я выделил в отдельную группу. Хочется поставить вопрос: а почему все же именно Петр и Павел? Почему они не могли друг без друга уже в то время? При всех богословских доводах, можно было бы также обосновать, скажем пару Петра и Иоанна. Иоанн был тоже замечательный апостол и написал не меньше Павла ... В чем все же коренится петропавловская тема? Может быть у этой темы римские корни - ведь они оба римские мученики, так сказать, местночтимые святые для римских христиан. При том, что оба были столь значимы, их совместное почитание видимо возвышало в глазах римских христиан авторитет своей, римской церкви и укрепляло мысль о её первенстве. А такая мысль у древнеримских христиан должна была возникать - пусть не в силу еще не сложившегося «папизма», но в силу первенства самого Великого Города, который в то время (4 век) еще не был затенен Константинополем. Кроме того, в их совместных изображениях присутствует и элемент противопоставления, так сказать единства и борьбы противоположностей, что придавало данному сюжету известную интригу, делало его чем-то большим, чем просто парным изображением святых. Возможно, петропавловская тема связывалась с идеей церкви, как сообщества, в котором встречаются разные люди, может и не во всем согласные друг с другом. Обратим внимание, что традиционные физиономические типы Петра и Павла проявляются в различной степени (Павел часто не лысый и различия между двумя иногда минимальны).
Figure 23. Апостолы Петр (слева) и Павел (справа) по отдельности. Здесь Павел похож «на себя», а Петр совсем другой.
Перейдем к парным изображениям. Обратим внимание, что на них Павел всегда справа (с точки зрения зрителя). Это не может быть случайным так как это правило устойчиво соблюдается при всем многообразии физиономических типов и поз. Правая позиция - это позиция власти и первенства. На семейных портретах всегда справа - мужчина (см. первые два фото данного поста). На портретах с участием императора, справа - император. Подобное отношение к Павлу кажется логичным, так как именно его можно считать основателем и первым лидером церкви среди язычников, к которой принадлежали римские христиане. В дискуссии Петра и Павла о месте язычников в церкви победила именно павловская точка зрения. Почему же тогда при произнесении имен Петра и Павла на первое место ставится именно Пётр, т.е. мы почему мы говорим "Петропавловск", а не "Павелопетровск"? Многие считают, что это говорит о первенстве Петра как первого Папы Римского. В действительности, похоже на то, что причина прямо противоположная. Так как Пётр оказался в "подчиненном" левом положении, его имя на стеклах располагалось слева и читалось первым (в соответствии с правилом чтения слева направо). Отсюда пошла устойчивая комбинация "Петр и Павел", представленная именно в таком порядке во всех языках. Напомним, что правая позиция Павла на парных изображениях стала иконографическим стандартом, поэтому при "чтении" парных изображений имя Петра всегда звучит первым.
Другая особенность стекол со святыми - отсутствие текстов с тостами и пожеланий здоровья. Это можно рассматривать как свидетельство того особого почитания мучеников, которое сложилось в церкви уже в очень ранний период. Если к истории Авраама или Адама можно было относиться как к мифологии, то память о крови живых основателей церкви требовала иного отношения. Рассматривая эти стекла, мы смотрим на первые иконы.
Figure 24. Петр и Павел обсуждают богословские предметы (оба держат свитки)
Figure 25. Иисус коронует Петра и Павла венками мучеников. Заметим, что оба апостола подчеркнуто изображены в тогах Римских граждан.
Figure 26. Петр и Павел под общим венком. Здесь они улыбаются друг другу, но все же оттенок противопоставления сохраняется.
Figure 27. Петр, Павел и Иисус.
Figure 28. Здесь Петр и Павел не только не спорят, но даже и почти неразличимы :-).
А здесь они в компании Св. Агнесы.
Дополнительное чтение
Википедическая статья "gold glass"1. Cambridge Medieval History by J.B.Bury. Ch. XXI Early Christian Art.2. Judy Rudoe. "Reproduction of the Christian Glass of the Catacombs": James Jackson Jarves and the Revival of the Art of Glass in Venice.3. Early Christian Glass. In: Journal of Sacred Literature, October 1864, p. 253 - 256
4. O.M.Dalton. The gilded glass of the catacombs.5. K. L. Lutraan. Late Roman Gold-Glass: Images and Inscriptions. McMaster University, thesis, 2006.6. D. Whitehouse. Glass, Gold, and Gold-Glasses. Expedition, vol. 38, 2, 1996, p. 4-12.7.
Три стекла с иудаистской символикой, интернет-пост.