Прекрасная , можно сказать,
программная статья Михаила Эпштейна. . Первая серьёзная попытка осмыслить происходящее с философской и культурной точек зрения, всем советую.А для уже прочитавших предлагаю несколько замечаний.
Интересно, что к таким же совершенно выводам , можно прийти не только через Достоевского. Например, через Э. Фромма. Некрофилический тип мировосприятия до неправдоподобия соответствует той картине , что мы сейчас видим с экрана и в жизни. Далее логическая цепь совершенно по подпольщику Фёдора Михайловича , который, собственно, и есть идеальное отображение мировоззрения этого типа описанное почти за 100 лет до Фромма со всей его психологией.
Но можно взять ещё современней, через кинематограф. Давно не секрет, насколько просмотренные в 80е в видеобарах в стремнейшем качестве под гнусавые переводы Володарского американские боевики и прочая поп-кино-классика повлияли на мировоззрение будущей руссийской « элиты» . « Крёстный отец» стал просто инструкцией, а вместе с этим и сам тип «плохих парней» из американского фильма стал путеводной звездой. Ну а что делают «плохие парни» в тех самых классических боевиках, когда их прижимают к стенке ? Правильно, грозятся всех взорвать и всячески показывают готовность сделать это без шуток. Окружным путём и без заходов в более глубинную психологию «бобка» приходим к тем же выводам.
Говоря о мире Достоевского, мы конечно говорим о русской « неотмирности», выражаемой в первенстве богоискательства или искания правды, и о связанной с ней «лихости», том самом « лихом человеке» , что ходит с дубиной по лесу и полю, и не важно деревянная она или ядерная. И впрямь, лихость неотъемлемая часть и в сочетании с исканием правды ( или Бога) даёт эффект, который мы условно назовём « лихость -удаль». Про это:
Партизан спалил в п**ду родную хату
Завязался узел , ремешок
Распирает изнутри весёлую гранату
Вот чем всегда кончается вот такой стишок.
Это знает моя свобода!
Это знает моё поражение
Это знает моё торжество. ( Е. Летов)
Об этом русские блаженные и юродивые, об этом лихой св. Никита, летящей на бесе в Иерусалим, условный Александр Матросов , об этом лучшие из « безбожных» героев Платонова, половину русской истории и литературы, об этом пьяные русские мужики, которым мало разговоров о футболе, бабах и машинах, обязательно надо о Боге и правде.
Мы часто думаем, что добро противоположно злу, и это так, но нередко мы забываем насколько они близко… Всё меняющая мелочь, та самая, в которой прячется дьявол. Так и с лихостью. Совсем рядом с «лихостью -удалью» стоит « лихость - бобок», то , о чём непревзойдённо написал тот же Фёдор Михайлович и о чём нам напоминает в своей статье М. Эпштейрн. Проблема в этом « совсем рядом». На деле легко подменить удаль» за други своя» и за праведную идею , на « пусть весь мир погибнет , лишь бы мне чаю попить», что гениально , и даже не знаю насколько в каждом конкретном случае осознанно , делает современная российская власть и пропаганда. « Русские своих не бросают» - говорят о Крыме, « русские не сдаются!» отвечают окружённые « зелёными человечками» солдаты под украинским флагом. Неслитные « Лихость - удаль» и « лихость -бобок» , кажется, нераздельно смешались во многих русскоговорящих головах.
И именно поэтому, я не согласен с эпштейновским делением на три. Т.е. на «агрессивно- депрессивное» большинство, плохих « бобков» и правильное , здоровое меньшинство. Не замечена ( или слишком грубо объединена с первой) уважаемым автором огромная 4я часть. Это именно те, у кого смешалось в голове , те, кто не мыслят себя в тихом западном сытом «либерализме» ( когда в «» , когда без), кто не может без лихости, как очень своего, неотъемлемого, но нигде так и не найденного , кроме как в этой «бобковой» подделке. И именно прозрение или уже полнейший самообман этой 4й части вероятно решит судьбу России , а , может, и судьбу мира. Совсем по Достоевскому , да и не только по нему одному. Россия родина антихриста или место спасения христиан , явление откровений правды? Этот вопрос и у католиков поляковможно найти, не у одних русских философов и богоискателей.