Когда на молитвенном стоянии возле храма Христа Спасителя святейший вдруг заговорил о предателях в рясах, 65-тысячная толпа встрепенулась:
- Это он о ком? - спросил у товарищей казак в форме есаула Всевеликого войска Донского.
- А кто его знает. Потом объяснят.
("Патриарху подчас почти не на кого опереться" 1*)
Начало
Последние полгода в Русской Православной Церкви происходят совершенно загадочные вещи. Я уже даже и не воспроизведу точную хронологию информационных событий: "патриарх верит в Путина", "нано-пыль", "троюродная сестра", "Pussy Riot" закружились и завертелись в стремительном вихре. Образовавшийся смерч питался энергией со всех уровней: от рядовых граждан до властных церковных и государственных лиц, захватывал частные интернет-странички и устремлялся ввысь - к федеральным СМИ:
- Как может верующий судиться с верующим, да ещё на такую сумму? И что это за загадочная женщина? - вопрошали одни.
- А вам не всё равно? Вы на себя-то смотрели? - отвечали вопросом на вопрос другие.
- Церковь срослась с властью и заражается её духом! - негодовали первые.
- Ничего подобного, в Церкви, как и в обществе, есть плохие, но есть и хорошие. Поэтому надо не в чужих грехах ковыряться, а больше заниматься собой. Какими будем мы - общество, - такой и будет наша Церковь! - резонно возражали им.
Из шкафов, покрытых паутиной, чудесным образом воскресали истории не первой свежести и обретали свою вторую молодость:
- Патриарх носит "Брегет"! Это позор для монаха, который давал обеты нестяжательства! - вдруг вспомнилось кем-то.
- Да успокойтесь вы, это же был подарок! Вон, Иоанн Кронштадтский шубу дорогую носил, а все знают, что он был настоящим нестяжателем.
- Как же подарок? Да патриарх привык жить в роскоши! Двадцать миллионов за ремонт! И откуда у него такая богатая обстановка? Уж не те ли это самые "табачные" денежки? - хитро прищуривалась скептически настроенная часть общества.
- Не было никакого "табачного дела"! Наоборот, патриарх (тогда ещё митрополит) сделал всё, чтобы пресечь эту тёмную схему беспошлинного ввоза из заграницы! - возражала скептикам другая часть.
Общество было взбудоражено выборами, митингами и шествиями. А на церковных людей накатывалась ещё и своя, внутренняя, волна: "Церковь имеет право на роскошь!", - вылез как чёрт из табакерки прот. Всеволод Чаплин. И мы снова закружились вокруг "Брегета" и "нано-пыли". Интеллигенция и священники обсуждали сложные вопросы о месте Церкви в обществе, о правильном соотношении "нестяжателей" и "иосифлян", и ничто не предвещало беды. Даже когда это произошло, никому и в страшном сне не могло присниться, во что это выльется в итоге!
"Пусси райот"
Верующая часть общества готовилась к Великому Посту, и новость про пляски "панкушек" осталась почти не замеченной: очередное мелкое хулиганство, которых было великое множество на Руси. А что вы хотите? - семьдесят лет безбожия просто так не проходят! Правда, на этот раз хулиганство произошло не в какой-нибудь рядовой церквушке, а в храме №1 русского православия! Но когда в обществе страсти накалены, чего только не выкинут разные "фрики". Информационное поле даже не шелохнулось. Разве что "диакон всея Руси", в ставшем уже привычном для него стиле, проскоморошничал: "Накормить их блинами (дело было на масленичной неделе) и отпустить". И тут, спустя некоторое время, неожиданно для всех патриархия пошла в атаку: "Атпустииить?! А как же осквернение святыни?!! Этого нельзя так просто оставлять!!!" Удивительно быстро закрутились колёсики государственной следственной машины, и трёх "осквернительниц" опознали и посадили в КПЗ, одной от следствия удалось скрыться. Споры разгорелись с новой силой:
- Да вы в своём ли уме? Чего они такого сделали? Девки сглупили - ну так отправить их на общественные работы, да и дело с концом, - недоумевали "либералы".
- Ничего себе, глупость, - возмущались "консерваторы", - попробовали бы они так станцевать в мечети...
- А причём здесь мечеть? Мы же о христианстве сейчас говорим, у нас своя религия. И Бог наш заповедовал прощать обидчика!
- Это вы сейчас глупость сказали, - просвещали неразумных "толстовцев" "ортодоксы", - Бог говорил про личных врагов, а есть ещё враги отечества. Так вот, врагов отечества надо поражать! Или вы и фашистам подставляли бы вторую щёку?
- Ну какие фашисты? Неужели то, что сделали эти дурочки, не отличается от фашистских зверств?
- Конечно же отличается! Но лиха беда начало. Если не остановить их сегодня, то завтра они будут скакать по всей стране!
Споры не утихали весь Великий Пост. О чём только не говорилось за это время! И про то, что не было на самом деле осквернения, т.к. храм после "пусь" не переосвящали, а значит, то, что они сидят в тюрьме, - это просто личная месть патриарха и премьера. И про тёмное прошлое участниц панк-группы. Про нераскаянность заключенных, и про многое, многое другое. Однако, кроме разговоров, были и действия: обращение Лидии Мониавы2* к патриарху, в котором она призывала первоиерарха выступить в защиту девушек. Чуть позже была предпринята ответная попытка сбора подписей на этот раз с призывом осудить участниц акции и найти её заказчиков. Анонимные листки, пущенные по московским храмам, ничего, кроме очередного скандала не вызвали, акция захлебнулась. К этому времени градус в православной среде достиг точки кипения. Но ещё не время, ещё надо немного подождать. А пока, для поддержания градуса, на информационной сцене появляется в высшей степени скандальное "интервью с патриархом" Владимира Соловьёва3*. На самом деле это было не интервью, а пересказ журналистом того, о чём ему якобы "рассказало его святейшество". Из могилы вновь достаются скелеты, померкшие было на фоне "пусь". "Табак", "Брегет" и "пыль" обретают новую жизнь. Из "интервью" следует, что патриарх к "табачному" делу не имел никакого отношения, зато напрямую причастен архиепископ Калужский и Боровский Климент. Говоря по-простому, патриарх "заложил" своего бывшего соперника по патриаршей избирательной гонке. "Брегета" в злополучную поездку на Украину у патриарха на руке не было, а обнаружен он позже: в шкафу среди прочих подарков, даже не распакованный. В теме с квартирой едва уловимо проскальзывает информация про личное имущество монаха ("как и у любого гражданина эРэФ"). Интервью вызвало некоторый всплеск, но не такой сильный, каким он мог бы быть где-нибудь в январе - начале февраля: люди уже стали уставать от всей этой грязи. Раз так, то вот вам новая бомба: на сайте патриархии пропадают фотографии с "Брегетом"! Те самые, которые показывают: патриарх всё это время носил часы, в "интервью" была ложь!
Гонения на Церковь
Между тем, в общем хоре голосов всё сильнее стала проявляться новая партия. И чем дальше, тем настойчивее и громче: Церковь подвергается нападкам - они проявляются в виде поругания святынь и клеветы на патриарха. Врагам государства не удалось дестабилизировать обстановку в стране, и теперь они взялись за Православную Церковь, как важнейший цементирующий общество слой. Третьего апреля Высший Церковный Совет публикует обращение4*, в котором недвусмысленно объявляется война этим "немногочисленным антицерковным силам". И сразу в бой вступают новые действующие лица: патриотически настроенные политологи начинают рассказывать о сложных схемах геополитической борьбы. Наша страна, после падения "красного проекта", осталась в идеологическом вакууме, чем не преминули воспользоваться стратегические соперники, - начиная с девяностых, мы превратились в колонию Запада. Не случайно, любая попытка обрести новый стержень вызывает у врагов дикое раздражение: "Архипастыри и священство находятся в фокусе пристального внимания недовольных, которые ищут малейшую зацепку, для того, чтобы всё извратить, создав грязный информационный повод". Так, одним прыжком защитникам Церкви удалось перемахнуть через вязкое болото скандалов. И на слабое возражение протодиакона Андрея Кураева5* о том, что всё происходящее не обязательно является результатом заговора, а вполне объяснимо "естественной и понятной реакцией блоггеров, журналистов и изданий на те информационные поводы, которые мы им даем", следует огненный ответ израильского диссидента Исраэля Шамира6*: "Если на тебя хотят наехать - повод найдут. Иоанн Креститель хлеба не ел, вина не пил; говорили: в нем бес. Пришел Христос: ел и пил; говорили: он любит выпить и закусить с грешниками".
Но на этот раз, патриарх лично засвидетельствовал свою позицию7* в отношении "акта кощунства и духовного злодейства". Чуть позже, на братской трапезе8*, говорилось, что "мы - хранители великих святынь, а значит, хранители величайшей традиции веры". Были и другие заявления патриарха9*: "То, что произошло - это антицерковная борьба".
Молебен в защиту веры
3 апреля ВЦС не только публикует обращение к верующим, но и рассылает письмо10* ко всем епархиальным архиереям с призывом участвовать в планируемом на 22 апреля "молебне и стоянии в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и её доброго имени". По разным оценкам, в молебне участвовало от 30 до 65 тысяч верующих. На сайте патриархии читаем11*:
"Перед началом молебна из Храма Христа Спасителя были вынесены ковчег с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня, а также святыни, подвергшиеся осквернению: поклонный крест из Покровского кафедрального собора г. Невинномысска Ставропольского края, иконы из храма Прокопия Праведного г. Великого Устюга Вологодской области и Казанский образ Божией Матери из храма Георгия Победоносца г. Великого Устюга, простреленный пулями в начале 20-х годов XX века".
И вот, первосвятитель, обращаясь к верующим, произносит загадочные слова12*:
"Находились и предатели в рясах - как и сегодня есть среди нас такие, которые говорят: «А зачем собираться для молитвы? Давайте забудем! Давайте сделаем вид, что сегодня в нашей жизни ничего не происходит». Происходит в нашей жизни, и очень значительное!"
И уже по окончании молебна патриарх даёт своё благословение:
"Я благословляю никогда и ни при каких обстоятельствах не реставрировать эти иконы. Пусть знаки, нанесенные на них, постоянно напоминают нам о невидимой брани, которую каждый христианин должен вести, в первую очередь, с самим собой, со своими грехами, утверждая мир и правду Божию в окружающем нас мире."
Детективная история
Наблюдая всю эту картину, невозможно отделаться от ощущения какой-то недоговорённости, недосказанности. Из непосредственного толкования событий общая картинка не складывается. Громче всех звучали два варианта: 1. патриарх совсем потерял совесть - в своём стремлении к единению с властью готов воспользоваться любыми средствами, невзирая на широкий общественный резонанс; 2. врагами Церкви была устроена беспрецедентная по своим масштабам атака. Между этими крайностями можно построить прямую из множества промежуточных вариантов, например: атака на Церковь действительно была, но и патриарх оказался далеко не на высоте. Но все эти попытки объяснения не кажутся мне убедительными, так как недостаточна сама прямая: патриарх-злодей - атака на Церковь.
Каков бы ни был моральный облик патриарха, так серьёзно влипнуть в скандальную трясину одному, без посторонней "помощи", было невозможно: до сих пор патриарх достаточно серьёзно соблюдал границы своей публичности, и не было никаких веских оснований их нарушать. Резонансная история с квартирой имела медиа-перспективы, но не те, что получились по факту. С самого начала чувствовался приток горючего извне: "квартира" не только обрастала скандальными подробностями, - она всё время дополнялась историями минувших дней. На этот раз "грехи" патриарха не просто вспоминались, - из них старательно создавалась целостная картина исключительного греха предстоятеля Русской Церкви.
Значит, всё-таки атака на Церковь? У этой позиции тоже есть существенные пробелы. Предположим, чья-то злая воля решила уничтожить Церковь и начала с информационной атаки на неё. Это значит, что враг будет бить по всем основным болевым точкам, не только по её главе. Почему враги "забыли" про "дачу патриарха"? Почему в информационной войне не было слышно историй про монастыри, отбирающие земли, про "коммерческие решения" под сенью Церкви? Если уж и сшивать одеяло, то не такое же узкое!
Совершенно по-особому выглядит история с "пусями", но об этом чуть ниже...
Заговор против патриарха
Итак, объяснить произошедшее невозможно, оставаясь в рамках скандала. Ещё раз посмотрим на факты: всё, о чём говорилось и писалось до панк-молебна, всё это относилось лично к патриарху. Даже когда произошёл панк-молебен и патриархия назвала его атакой на Церковь, даже в этом случае "вражеские силы" продолжали бить в одну точку - патриарх против освобождения девушек. Кроме того, можно сказать, что событие в ХХС в значительной мере путали карты "врагов", так как информационное поле стало стремительно смещаться в сторону "осквернения святынь". Ещё раз, "дача патриарха" не принадлежит лично патриарху, и монастыри - являются достоянием всей РПЦ, а вот "квартира" и "Брегет" - это всё личная собственность первосвятителя. Очень знаменательно в этом смысле соловьёвское "интервью". Во-первых, само оно, выполненное по форме как очень сочувственное к патриарху, по сути подтверждало истинность компромата. Ну и, конечно же, не является случайностью то, что сразу после интервью на сайте патриархии стали пропадать часы с руки Кирилла. И не важно, кто в реальности отдал распоряжение ретушировать фотографии, гораздо важнее то, что информационная война снова переместилась на личность первосвятителя. На этот раз, в ответ, пошла тяжёлая артиллерия: объявление войны осквернителям святынь на заседании ВЦС и проведение молебна в защиту доброго имени Церкви.
Но кто мог "заказать" патриарха? Предположение о том, что слишком самостоятельный Кирилл стал не угоден светским властям, не находит своего подтверждения в фактах: государственная машина быстро нашла исполнительниц панк-молебна, до сих пор не отпустила виновниц и сделала всё, чтобы именно дело об "осквернении святынь" стало преобладающим в информационном пространстве. О либералах, противостоящих Церкви, было сказано достаточно: тот, кто обвиняет первоиерарха в безнравственности, не может одновременно "осквернять святыни", иначе в безнравственности обвинят его. И раз не нашлось внешних врагов, остаются только внутренние, но такие, которые достаточно могущественны, чтобы организовать масштабную атаку на своего предстоятеля. А кто в РПЦ самый могущественный? Правильно, - епископат! Тот самый, которого коснулись церковно-административные реформы патриарха. Тот епископат, который лишился огромной доли доходов из-за разделения епархий. Епископат, который получил над собой мощную надстройку в виде новых патриархийных структур. И вызов был принят патриархом: в противовес интригам были пущены в ход и мощный государственный ресурс и массовая мобилизация верующих. Обозначились и основные контуры церковной реформы. В большой политике война элит редко становится доступной для широкой общественности: вряд ли нам удастся узнать, кто же конкретно организовал атаку на патриарха Кирилла. Вероятнее всего, останется тайной и вопрос о панк-молебне: была ли это случайность или "пуси" были специально "активированы" для того, чтобы отвести основной удар. В любом случае, остаётся главное во всей этой истории - месседж "предателям в рясах"...
Заключение
Уже сейчас можно констатировать, что попытка аппаратного переворота захлебнулась, "партия партиарха" взяла верх - мощный административный ресурс показал своё подавляющее превосходство перед медиакратией. Не сумев дать прямые ответы на личные обвинения своих противников, сторонники первосвятителя представили дело так, как будто эта атака была началом широкомасштабной войны против Церкви. И панк-молебен в ХХС оказался тут как нельзя кстати: девушки послужили своеобразным громоотводом. После этого молебна вопросы о нравственной высоте первоиерарха Русской Православной Церкви ушли в тень, осталось только одно - тема осквернения святынь. Как и ожидалось, в подавляющей своей массе консервативному населению оказалась чужда безумная свобода арт-творчества, - "неподобающее поведение в святом месте" было осуждено. Попытка увидеть в панк-молебне современную версию юродства была решительно отвергнута. Неожиданным для руководства патриархии оказалось только большое число верующих, занявших чересчур гуманную позицию по отношению к "осквернительницам". Но это дело поправимое.
Сила и власть показали свою мощь и эффективность в борьбе со смутой. Однако очень важно, чтобы тактическая победа не обернулась стратегическим поражением. В ближайшее время следует ожидать продолжения административных преобразований в Церкви в сторону ещё большего усиления централизации: бессилие - удел слабых, "самостоятельность" приходов и епархий - ведёт к разброду и хаосу. Благодушие и "идеализм" должны смениться усилением военной риторики (во всех своих вариантах), - как говорил Генри Киссинджер Ицхаку Рабину в 1973 году: "Когда вы применяете силу, лучше использовать на 30 процентов больше, чем на 5 процентов меньше необходимого... Применять силу мы всегда должны немного истерично". Как и на всякой войне, особое значение приобретают боевые знамёна, в приложении к современной Церкви, как показал наш патриарх, это будут - святыни. Осквернение образа оскорбляет верующих7*, кощунство недопустимо13*: "Даже ценность временной человеческой жизни по крайней мере сопоставима с ценностью святынь".
На этом обзор событий последних месяцев можно закончить. Мне кажется, именно беспрецедентность атаки лично на патриарха объясняет столь нервные и не менее масштабные действия со стороны патриархии. Попытка объяснить атаку происками "либералов" противоречит простому факту: "скандальное" информационное поле носило исключительно узкий характер, не затрагивая Церковь в целом. Полагаю, что к фразе патриарха о "предателях в рясах" следует отнестись со всей внимательностью и серьёзностью. Хотя произнесена она была как бы про тех священников, которые были против проведения церковного молебна 22 апреля, но эта локальность не согласуется с самим масштабом события. Зачем патриарху было заострять внимание именно на "рясах", почему бы не сказать про заблудших верующих без учета того, принадлежат ли они к клиру или нет? Искусный оратор и тонкий политик, патриарх прекрасно понимал, какую бомбу он взрывает, употребляя именно такие слова. Это был сигнал и никак иначе! Не случайно, сразу же после этой речи, много священников Русской Православной Церкви чрезвычайно переполошились, отметившись верноподданническими статьями и поисками врагов (ссылки не привожу специально). Молебен не стал попыткой умиротворить сложившуюся ситуацию, изрядно всем надоевшую, - он стал новой вехой в реформе Церкви! Массовые шествия, как инструмент консолидации, должны стать новой реальностью.
"Пропавшая" часть
Данная статья, представшая на суд сообщества, в нынешнем виде могла быть опубликована гораздо раньше (минимум месяц назад). Всё это время я пытался сформулировать, некоторые очень важные, с моей точки зрения, вопросы в жизни Церкви. Но эта часть так и не попала в окончательный вариант, - осталась только ретроспективная. Причина одна: объём получившейся статьи вырос бы многократно, а попытки сократить, приводили к серьёзному удлинению сроков в опубликовании.
Но и разобраться в основных смыслах происшедших событий, чрезвычайно важная задача. Всё, что происходит в истории, делается живыми людьми. В любом событии существует личностный фактор, анализ которого, однако, практически полностью отсутствует в статье. Это было сделано намеренно: попытка разобраться в личных мотивах, неминуемо вызовет бурную реакцию и пополнит и без того безразмерный ряд эмоциональных статей, без какой-либо надежды на конструктив. Что бы ни двигало участниками событий, масштаб последствий таков, что он неминуемо повлияет на дальнейшую судьбу Церкви и общества. Злодей патриарх или праведник, мстит он "прошмандовкам" (термин одного священника) или радеет о святыне, отрабатывает заказ Путина или действует независимо, - всё это вопросы важные, но всё-таки второстепенные. В Церкви и обществе происходят настолько тектонические изменения, что даже индивидуальные действия желательно рассматривать, прежде всего, с точки зрения общественной и уже потом индивидуальной (как шутили в начале перестройки: "как человек советский, он привык мыслить масштабно").
Тезисно из "пропавшей" части...
1. О епископах. Церковь во все времена призвана нести свет Евангелия. Но это слишком общая фраза, которая каждый раз нуждается в своём уточнении - с учётом исторических обстоятельств. Неотмирность Церкви должна не просто декларироваться в проповедях и богословских трудах, - она должна быть явлена зримым образом (людям нецерковным таинства не доступны). Неотмирность должна быть доступна миру во внешних своих проявлениях, в принципе своего существования (Ин. 13:35). В IV веке стало принято в епископы ставить преимущественно из монашеского сословия. Со временем эта практика в значительной степени перестала отвечать основным вызовам века сего. Деньги, власть и политика играют в современной жизни РПЦ значительную роль, поэтому было бы полезным оставить за епископом только духовную власть, - чем выше по священнической лестнице поднимается человек, тем меньше у него должно быть хозяйственной и управленческой власти.
2. Об иконах. Большой ошибкой представляется взгляд на икону, как на боевое знамя. Если икона только что-то знаменует или на что-то указывает, то она является реальностью лишь этого мира и в этом качестве практически не отличается от фотографии или картины. Образ превращается в знак, окончательно отрываясь от своего первообраза, а возвышенные слова об иконе приобретают аллегорический смысл. Такой взгляд на икону предстаёт в виде религиозного материализма: разные материальные реальности приводят к двум разным фактам - святителю Николаю и его иконе. Верующий поклоняется иконе святителя Николая и испытывает благочестивые переживания, а сам святитель в это время стоит в сторонке и наблюдает за молящимся (и если надо, помогает ему). Разумеется, если так смотреть на икону, то она может оставаться повреждённой (при условии, если знак продолжает выполнять свои указующие функции). Но определение Седьмого Вселенского Собора14*: "Ибо честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз, и поклоняющийся иконе поклоняется существу (ипостаси) изображенного на ней" говорит о другой реальности. Образ неотделим от первообраза, - икона не указывает, а являет свой первообраз: честь фактически переходит на первообраз, а не "символически". Мы не окружены "знаками присутствия Царствия Божиего", и "символами надежды и верности", которые вызывают благочестивые эмоции, а реально всё это имеем уже здесь и сейчас в святынях и через святыни. Поэтому так важен для образа иконографический канон, чтобы икона не стала земной преградой и идолом, а была бы - местом встречи. Образ должен быть достоин своего первообраза15*: "Икона не есть картина, где с творчеством врывается дольнее; икона есть творчески запечатленная тайна бытия...". Осквернённая святыня остаётся святыней, но поклоняемся мы образам, на которых нет изъянов. Пока икона повреждена, она изымается из богослужебного употребления, иначе получается хула на первообраз, так как нет возможности отделить повреждение образа от свойств самого первообраза.
3. О возрождении православия. История с "Pussy Riot" показала, в какую сторону, к сожалению, двинулось русское православие: на костях новомучеников начинает строиться новая Церковь. Женщины-мироносицы будут рожать воинов-хоругвеносцев, поражающих врагов отечества и ненавидящих врагов божиих. Которые жизнь будут отдавать "за други своя", и не допустят больше "поругания святынь" 16*: "С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покоряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог". Верные бойцы, подробно разобравшиеся в совершаемой ныне тайне беззакония (осуществляемой, прежде всего, через масонство), - последние столпы истинной веры во Христа, гонимой безбожным миром, мечтающим уничтожить православие. Смиренные Его воины (Соф.3:12), отозвавшиеся на трубный глас17*: "Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их", но не расслышавшие в нём: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби". (Мф.10:12) Церковь воинствующая, уставшая быть гонимой...
PS. Везде слово "Церковь" употреблялось с большой буквы. Во-первых, потому, что попытка разделить Церковь небесную от земной организации наталкивается на неразрешимый вопрос о границе. (Тема соотношения небесного и земного является в контексте статьи второстепенной.) Во-вторых, даже если кто-то и усматривает возможность разделить, может смотреть на "Церковь" как на сокращение от названия организации: Русская Православная Церковь.
PPS. Поскольку статья писалась post factum, большим подспорьем в нахождении первоисточников оказалась новостная лента журнала
d-st75. За что Даниилу Никитичу Струве отдельная благодарность.
PPPS. И последнее. К сожалению, в настоящий момент я не смогу ответить на все комментарии. Заранее прошу за это прощение. Могу лишь пообещать, что все они обязательно будут прочитаны и, по возможности, не оставлены без внимания в последующих статьях. Поэтому прошу у модераторов сообщества особой помощи в деле ведения диалога.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1*
http://www.kommersant.ru/doc/19236812*
http://moniava.livejournal.com/1093041.html3*
http://www.moskva.fm/marks/nazam_bk/2283094*
http://www.patriarchia.ru/db/text/2135736.html5*
http://www.nakanune.ru/articles/164316*
http://israel-shamir.livejournal.com/72790.html7*
http://www.patriarchia.ru/db/text/2147925.html"Мы знаем, что не так давно перед именно этими величайшими святынями мирового христианства был совершен акт кощунства, духовного злодейства. Святыни от этого не пострадали, но пострадали люди. Я знаю, как надрывается душа нашего народа. Тысячи и тысячи писем обращаются к Патриарху. И вот для того чтобы утвердить величие этих святынь - святынь, которые прикасались к животворящему телу Самого Спасителя, святынь, которые материально соучаствовали в принесении кровавой Жертвы за грехи всех, - сегодня мы торжественно износим их из алтаря на середину храма. Это часть ризы Господней и это гвоздь, который был вбит в плоть Спасителя, - тот самый реальный гвоздь, подлинность которого легко доказывается историческими фактами".
8*
http://www.patriarchia.ru/db/text/2148241.html"Мы глубоко скорбим в связи с кощунственными действиями, которые произошли в этом храме. И поэтому изнесение частицы Ризы Господней и Гвоздя от Креста Господня должно еще раз показать нашему народу, что мы все вместе являемся хранителями этих великих святынь, а значит, хранителями величайшей традиции веры, жертвенности, подвига, мужества, любви, взаимной поддержки, солидарности - того, чем мы были сильны... Борьба идет именно за то, чтобы переформатировать Россию. И, конечно, все те, кто пытается это сделать, в первую очередь сталкиваются с Русской Церковью. Она стоит как твердыня, как крепость. Но ведь крепость сильна не своими стенами - она сильна своими защитниками. И как важно, чтобы сегодня народ наш понимал, что, защищая Православную Церковь, он защищает не одну из конфессий, не свой фольклор, не свои местечковые традиции - он защищает самого себя, свою индивидуальность, свою самобытность, свою историческую память".
9*
http://top.rbc.ru/society/15/04/2012/646417.shtml"Последняя антицерковная волна началась не с патриарха. Это кощунственная выходка в Храме Христа Спасителя, затем одно за другим чудовищные осквернения храмов. То, что частным вопросам придается вдруг такое чуть ли не общенациональное звучание, оно, конечно, связано с общим контекстом этой антицерковной борьбы." (Из слов патриарха в интервью телеканалу "Россия", приуроченном к светлому празднику Пасхи.)
10*
http://www.facebook.com/photo.php?fbid=287788046756311*
http://www.patriarchia.ru/db/text/2176960.html12*
http://www.patriarchia.ru/db/text/2177868.html"Находились и предатели в рясах - как и сегодня есть среди нас такие, которые говорят: «А зачем собираться для молитвы? Давайте забудем! Давайте сделаем вид, что сегодня в нашей жизни ничего не происходит». Происходит в нашей жизни, и очень значительное! Мы тогда восстановили Храм Христа Спасителя как символ возрождения Святой Руси, как символ нашей надежды, как символ нашей верности словам, что слышали мы сегодня от апостола и евангелиста Иоанна Богослова... Когда у человека открывается перспектива Божиего Царства, в его жизни появляются знаки присутствия этого Царства. Это радостное биение сердца, когда соприкасаешься со святыней, когда причащаешься Святых Христовых Таин, когда делаешь добрые дела или когда поклоняешься святыне. Святыня есть материальный образ присутствия Божиего Царства в человеческой истории - так она всегда и воспринималась религиозным сознанием людей... И когда сегодня мы подверглись атаке гонителей - несопоставимой с тем, что было в прошлом, но опасной тем, что сам факт кощунства, святотатства, издевательства над святыней предлагается рассматривать как законное проявление человеческой свободы".
13*
http://www.soctheol.ru/osnova.php?ida=21614*
http://lib.rus.ec/b/369806/read15* Цитата Дионисия Ареопагита по:
http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/Florenski_ikonostas/mark.htm#b6216* Исаия, 8 глава. (Лучше всего читать на славянском.)
17* Софроний, 3 глава.