Медицина
В коммунах проводились мероприятия по санитарному просвещению коммунаров и, прежде всего, женщин. Для них создавались курсы для беременных и занятия для молодых матерей. Детям с ранних лет прививали чистоплотность. В результате предпринятых мер в коммунах не было выявлено случаев детской смертности, что является большим достижением на фоне страшной детской смертности, существовавшей в деревнях среди крестьянства российской империи.
Переходим к рассмотрению медицины в целом по коммуне.
С самого начала в коммунах ввели санитарные правила, подразумевавшие разделение домашней скотины и людей, разведение их по разным помещениям. Это может показаться странным, но дело в том, что нередко больную скотину в холодную зиму на ночь заводили в дом, где вместе с ней крестьяне находились в одной комнате. Это вполне естественно приводило к дизентерии с последующим развитием болезней. Также к болезням располагало хроническое недоедание крестьян и бедняков. При коммунах строились бани и назначались дежурства по мытью полов.
Далее ввели элементарные правила карантина. Д. Дюран пишет в своём исследовании (коммуна «Курдова» под Ленинградом), что «в случае эпидемии гриппа или малярии больные помещаются здесь в изолятор, все больные имеют право на специальный режим питания. Всё это бесплатно».
В 6 из 16 коммун имеются медпункты со своими медработниками, выбранными из числа коммунаров, либо нанятых со стороны специалистов. Расходы по содержанию медпунктов ложились на саму коммуну. Коммуны, которые не имели своих мед. учреждений, проблему решали по-разному. Например, брали на себя доставку больных к врачу и их госпитализацию. Это вызывало определённые трудности, т.к. больницы находились далеко от коммуны. Существует и другой пример: «Коммуна «Курдова» добилась того, чтобы медработник был откомандирован к ним из городской больницы на неполный день». В целом, как мы видим, проблема была решаема.
Конечно, стоит «оговориться», что подобные условия не были изначально сформированными. Вся медицина в коммуне, как и всё остальное, возводилась через опыт пережитых ошибок, т. к. не везде всё проходило хорошо.
Так, например Д. Дюран приводит слова А. Топорова, написавшего о своей коммуне «Майское Утро» на Алтае в 1925 году следующее: «Из квартир выведена грязь. Комнаты красятся, белятся аккуратно. Тут много пользы приносят пионеры. Заведены металлические ложки, вилки отдельные тарелки. А если выдают замуж коммунарку или женят коммунара, то прежде всяких разговоров об условиях брака, молодых посылают на медицинское обследование, без этого условия свадьба не состоится». Д. Дюран просит читателя обратить внимание на то, что А. Топоров перечисляет все изменения в качестве достижения, т. к. раннее санитарные нормы соблюдались не на должном уровне.
Главный вывод, который мы можем сделать, это то, что даже обычное соблюдение санитарных норм, введённых в коммунах, спасало много жизней. И это положительный аспект коммун, так как дизентерия в деревнях приводила к большим очагам болезней, а они - к смертельным исходам.
Часть - I Часть - II Часть - III Часть - IV Часть - V Часть - VII