Мне сейчас приходится разбираться в дискуссии конца 17 века о "хлебопоклонной ереси". Пик дискуссии относится к собору 1689 г. Суть дискуссии была в том, что латинско-украинская партия, представленная в основном Сильвестром Медведевым, считала, что преложение хлеба и вина происходит после слов "приимите, ядите", а грекоправославная - что после
(
Read more... )
Comments 13
Reply
Reply
Reply
Reply
Оно и происходило - сразу после слов "сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя...", ДО эпиклезы.
Собственно, именно эта практика и называлась "хлебопоклонной ересью", соответственно, дискуссия была направленно против неё, а не против никому не интересного теоретического обоснования.
**Ведь весь обряд осуществляется за закрытыми царскими вратами. Молитвы читаются тайно (?).**
Во-первых, указанные ключевые слова читались и читаются не просто гласно, а возгласно, во всеуслышанье. Во-вторых, что бы изменилось, если бы данное поклонение совершал только священник и находящиеся с ним в алтаре?
Reply
Вы написали : "Оно и происходило - сразу после слов "сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя...", ДО эпиклезы." Но что происходило? В современной православной литургии священник и диакон совершают земной поклон после эпиклезы и троекратного "аминь", причем поклон направлен на Престол с Дарами. Вы хотите сказать что в православной литургии 17 века они это делали уже после установительных слов? Или что были включены какие-то иные явные формы поклонения после установительных слов? Ведь эпиклеза начинается почти сразу после установительных слов, там вроде как и времени особо нет ни для чего другого. Или же та дискуссия велась в контексте литургического ритуала отличного от современного?
Или, другими словами, в чем конкретно заключалась та предосудительная практика "хлебопоклонной ереси", о которой Вы пишете?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment