Прочитал тут четвёртую часть цикла Шорса A History of the Mediterranean Air War, 1940-1945 , охватывающую период с мая 1943 по лето 1944.
Во-первых, стоит сделать уточнение к впечатлениям от предыдущих частей. Итальянские авиаторы, после появления на фронте новых истребителей выпуска 1943 года отчасти реабилитировали себя и добились определённых успехов в последние месяцы участия Италии в войне. Если успехи определять как способность сбивать хоть что-то, а не влияние на общий ход операций.
Потому что, во-вторых, это влияние ВВС Оси с лета 1943 вообще больше ограничивалось тем, что их существование заставляло англоамериканцев действовать осторожнее, чем они могли бы в ином случае, избегая слишком дерзких выходов из-под воздушного зонтика со своих наземных баз. Война же в воздухе была Осью бесповоротно проиграна в Тунисе. После Туниса немецко-итальянская истребительная авиация ещё несколько месяцев оставалась способна на вспышки активности, когда брошенные на фронт соединения какое-то время сражались, нанося противнику, в первую очередь его истребителям, потери, порой примерно сравнимые со своими собственными, при попытках выйти из «глухой обороны» как правило куда меньшие, потом получали удары на аэродромах, защищать которые хронически не удавалось, лишались матчасти, выводились в относительно ближний тыл на переформирование, там зачастую получали новые удары от американских тяжёлых бомбардировщиков, и в конечном счёте ничуть не замедляли движение опускающегося на них пресса. Показательны здесь уже события вокруг острова Пантеллерия, которые у нас известны как пример безнаказанных действий англо-американской авиации, самостоятельно принудившей итальянский гарнизон к капитуляции. А ведь в попытках спасти Пантеллерию, особенно в последние дни, была задействована весьма значительная часть истребительной авиации, имевшейся у Оси на Сицилии. С 1 по 11 июня, у англо-американцев по итогам боёв над Пантеллерией ушло в безвозврат 9 истребителей и 4 бомбардировщика, у немцев с итальянцами - около 40 истребителей. Из которых больше половины 10 июня, когда практически впервые не только итальянские, но и немецкие эскадрильи подверглись разгрому почти что в одни ворота. Сколь-либо ослабить бомбардировки острова при таком соотношении потерь, понятное дело, не удалось.
Что же касается ударной авиации Оси. У нас из операций люфтваффе в этот период наиболее известен налёт на Бари 2 декабря 1943. Но этот налёт резко выделяется на общем фоне именно своей успешностью, обусловленной, в первую очередь, тем, что союзники к тому времени расслабились, считая неприятеля уже неспособным к серьёзным воздушным операциям на таком расстоянии, тогда как в реальности бомбардировочные эскадры люфтваффе в этот период как раз переживали относительное восстановление и именно этого налёт стал если не вообще самым крупным за всю воздушную войну на Средиземноморье, то уж точно в рассматриваемый период. Были и ещё примеры успешных немецких ударов с минимальными потерями, например налёт на аэродромы Корсики ночью 12 мая 1944. В общем, даже в этот период люфтваффе ещё могли сурово покарать за безалаберность. Но типовым результатом немецких попыток массово применить свою бомбардировочную авиацию, а, кроме уже упомянутых, различных налётов на порты с плацдармами и ударов по конвоям было ещё немало (использование фронтовых бомбардировщиков для поддержки наземных войск, столь типичное на Восточном фронте, было сочтено слишком дорогим удовольствием ещё в 1942), становились жестокие потери. Например: налёт на Неаполь ночью 9 ноября 1943 (8 бомбардировщиков из примерно 30 потеряно); атака на конвой KMS 31 11 ноября (10 бомбардировщиков из 48 потеряно); налёты на плацдарм у Анцио с 23 января 1944 по ночь 26 (27 бомбардировщиков потеряно за трое суток). Такой урон мог закончиться только стачиванием оставшихся кадров опытных экипажей, даже когда его ценой и достигался какой-то существенный результат. Да, двухмоторные бомбардировщики теперь очень редко применялись днём. С осени 1943 единственной более-менее регулярной формой дневных ударных операций были вылазки небольших групп истребителей-бомбардировщиков по целям вдоль линии фронта.
В итоге с начала 1944 можно констатировать фактический отказ люфтваффе даже от попыток оспаривать господство в воздухе. Из остающихся на Средиземноморье воздушных соединений основная масса сидит в глубоком тылу и борется со стратегическим воздушным наступлением союзников либо предпринимает вышеописанные налёты, всё более спорадические. В районе линии фронта лишь горстка истребителей и ИБ обозначает своё присутствие, их максимальные усилия в дни решающих сражений не превышают 200 вылетов в день (против 2000+ англо-американских). А основная масса боевых потерь авиации союзников приходится на немецкую зенитную артиллерию.
Мне это в общем напоминает ход и исход воздушной войны над Тихим океаном в тот же период, за вычетом более благоприятных для обороняющегося географических условий. Спасает немецкую репутацию, помимо этих условий и вундервафель, вроде управляемых бомб, которые давали повод похвастаться, но не оказывали существенного влияния на общий ход боевых действий, ИМХО, именно стратегическое воздушное наступление на Германию. Оно ещё некоторое время давало основным силам истребительной авиации люфтваффе возможность сражаться в тепличных условиях, практически не опасаясь воздействия противника на аэродромы постоянного базирования и за пределами радиуса действия основной массы англо-американских истребителей (а до начала 1944 - и практически всех).