Яркая страница летописи ничем не примечательного, кроме уникальной природы городка Ставрополя открылась в 1950 году, когда он стал центром строительства Волжской ГЭС имени Ленина. В связи с заполнением ложа Куйбышевского водохранилища город "переехал" на новое место. На проектную мощность ГЭС была выведена в 1957 году. Сооружение в Жигулях гигантской "фабрики" электричества, по существу, привело к рождению нового города - индустриального Ставрополя, который со временем стал крупным центром химической промышленности, машиностроения и стройиндустрии.
01. Волжская ГЭС имени Ленина (ныне Жигулевская ГЭС) была построена в рекордно короткие сроки с 1950 по 1957 год.
02. Новый город, с прежним названием "Ставрополь" стал быстро расти благодаря тысячам прибывших на всероссийскую стройку специалистов и строителей. Комсомольский район возводился практически одновременно с Волжской ГЭС. До сих пор здесь сохранились малоэтажные здания, сталинского и хрущевского периодов. Только в Комсомольске есть парк, где нет ни одного посаженного дерева, так как он создан прямо на участке соснового бора. На фото- верхние шлюзы, строящийся элеватор и комсомольский район, который первоначально назывался Кунеевка, по названию бывшей на этом месте деревни.
03. Для празднования успешного завершения строительства Волжской ГЭС 9 августа 1958 года в Ставрополь прибыл Н. Хрущев с правительственной делегацией.
04. Еще один поселок, возникший при строительстве ГЭС носит название Шлюзовой, по расположению рядом с верхними шлюзами. Поселок начинался с временной застройки. Силами Куйбышевидростроя в 1950 году были построены казармы. Через год в районе Шлюзового посёлка были построены 5 000 кв. метров общежитий. Проект застройки поселка Шлюзового разрабатывался институтом «Ленгипрогор» в несколько этапов. 5 июня 1951 года была выбрана площадка для посёлка. В 1951 году был представлен первый проект, автором которого был И.Г. Ромм. 10 сентября 1951 года проект был рассмотрен на заседании у заместителя начальника по делам архитектуры Совета Министров РСФР.
Проект предусматривал 3-4-х этажную застройку, две площади - с клубом и зданием управления шлюзов. Вдоль берега канала должна была проложена набережная с красивым видом с воды, перпендикулярно ей - главная улица. Её начало обозначало высотное здание с башней. Застройка кварталов предполагала здания сложной конфигурации, особенно в прибрежной части. На въезде в посёлок со стороны города Куйбышева (ныне Самара) были запроектированы два симметрично расположенных здания с полукруглыми фасадами. Концевые участки улиц, являющиеся въездом в посёлок, предусматривали здания с более богатыми архитектурными формами. Всего в первой очереди посёлка должны были построить 42 жилых каменных строения. Магазины и предприятия сферы обслуживания предполагалось размещать на первых этажах жилых домов.
Посёлок проектировался на 7200 жителей. Согласно нормам тех лет, в посёлке должны быть построены школа на 960 мест, 3 яслей и 3 детских сада, больница на 70 коек, амбулатория, баня, гостиница.
В феврале 1952 года проект был ещё раз рассмотрен в Москве, и в апреле был утверждён с дополнениями. На заседании было рекомендовано облегчить конфигурацию зданий и выработать более упрощённый тип, уменьшить размеры площади за счёт смещения здания клуба к управлению шлюзов. В 1953 году проект был доработан. В этом же году для поселка Шлюзового был принят проект клуба на 320 мест.
В 1952 году в Шлюзовом были сданы в эксплуатацию около 3 тысяч кв. метров жилья, в 1953 году - ещё 3 тысячи. К январю 1955 года здесь было построено 11 тысяч кв. метров жилья. В октябре 1956 года в поселке Шлюзовой были приняты Государственной комиссией несколько зданий, в том числе школа на 880 учащихся. Эта школа была самой крупной в Ставрополе. На здании до сих пор сохранилась надпись «Средняя трудовая школа №2» (ул. Ставропольская,1).
05. Микрорайон Портпосёлок начал свою историю как самостоятельный рабочий городок гидростроителей и работников будущего порта. 3 февраля 1953 года Ставропольский Горисполком обратился в Куйбышевский облисполком с просьбой включить территорию Портпосёлка в черту нового Ставрополя. В Портпоселке были построены деревянные финские домики на 2 хозяев с водопроводом, канализацией, ваннами и водяным внутренним отоплением предназначенные для инженерно-технических работников, в таких жили И.В. Комзин (начальник КГС во время строительства ГЭС), Разин (главный инженер), Мурысев (парторг КГС) и многие другие. Количество благоустроенных финских домиков было ограничено, поэтому даже для руководителей было большой удачей, если им удастся поселиться в них. В двухэтажных восьмиквартирных щитовых домах получали квартиры «простые» строители. У каждого дома строились 8 сараев не более 8 метров квадратных каждый. Однако и здесь селилось не 8 семей, как предполагалось, а 12-15. Иметь отдельную квартиру считалось роскошью. На фото- пельменная, снесенная в начале 2000-х.
06. Автором проекта Центрального района стал архитектор Ю.М. Киловатов. В центре района были спроектированы площадь и парк. От них тремя лучами шли главные улицы (Сталина, Ленина, Химиков). Их ширина, с учётом численности населения, составляла всего 25 метров. По фронту главных улиц должны были строиться 2-х и 4-х этажные здания. В глубине кварталов располагался частный сектор. Проект был одобрен с замечаниями областного отдела по делам архитектуры. Самое интересное, что первоначальный вариант застройки города был рассчитан всего на 16 тысяч жителей.
07. В январе 1953 года Ю.М. Киловатову было дано указание переделать проект застройки на новый - с расчётом на 100 тысяч человек. Дело в том, что к городу «привязали» строительство нескольких крупных предприятий и первоначальных объёмов застройки уже не хватало. На фото- стадион "Труд" и площадь Свободы.
08. Постепенно город благоустраивался. В ноябре 1953 года в Центральном районе была принята первая очередь водопровода - 13 колонок. В декабре этого же года был проведена первая высоковольтная электролиния по улицам Садовой, Советской и Лесной. На фото- жители вскапывают центральный парк.
09. Площадь свободы.
10. Новый толчок в развитии город получил благодаря начавшемуся в 1974 году строительству крупнейшего в СССР завода по производству минеральных удобрений "ТольяттиАзот".
11. Также в Тольятти были построены другие крупные химические заводы- КуйбышевФосфор, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук.
12. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1964 года город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти, в честь генерального секретаря Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти.
13. В 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей, площадью более 900 гектаров.
14. Паралельно со строительством завода начал возводиться и жилой район для работников ВАЗа- Автозаводский. Историки называют это "третьим рождением города".
15. ВАЗ 2101 на старом советском плакате.
16. Особенность Автозаводского района, или, как говорят местные "нового города" в том, что он был построен , впервые в СССР, без единого барака. На новом месте предполагалось обойтись без временного жилья и сразу строить благоустроенные дома и объекты соцкультбыта. Это эталон «города-мечты», города будущего в представлении архитекторов периода конца 60-х - начала 70-х годов.
17. Строящаяся гостиница около современного ТЦ "Вега", около 30 (!) лет оставалась недостроенной в связи с какими-то ошибками в проектировании, её достроили только в 2010 году.
18. Не обошлось без помощи стройбата.
19. Район строился в чистом поле практически с “нулевой” отметки: с устройства инженерных коммуникаций: дорог, коллекторов, линий водоводов. За короткие сроки необходимо было ввести в пользование и освоить 80 кв. км земли.
20. Первые годы район буквально утопал в грязи.
21. Над его проектированием работало 27 научно-исследовательских и проектных организаций, генеральным проектировщиком стал институт ЦНИИЭП жилища. Руководствуясь теорией функциональных зон, архитекторы-проектировщики сразу выделили в Новом городе 4 планировочных района, два из которых предназначены преимущественно для рабочих и специалистов автомобильного завода, третий (восточный) - для трудящихся предприятий существующей части города, четвертый - резервный. Четкое определение зон позволило определить застройку нового района в две очереди, что позволило ускорить возведения жилья и объектов инфраструктуры.
22. Фундамент первого дома в Новом городе заложили еще в 1967 году. 31 октября бригада “Жилстроя” № 1 под руководством Валентина Павлова провели закладку фундамента первого дома со строительным индексом 1-Д (ныне это дом по ул. Свердлова, 37) в первом квартале будущего Автозаводского района города Тольятти. Символичным моментом стало послание к жителям города 2017 года, помещенное в стальную капсулу и уложенное Героем Социалистического Труда Марфой Трофимовной Шубиной в фундамент дома.
23. Большой вклад в жилищное и культурно-бытовое строительство Автозаводского района внесли “вазовцы”. Это приехавшие из 28 областей, краев и республик Советского Союза молодые люди, комсомольцы - будущие работники Волжского автомобильного завода, профессиональная деятельность которых, как правило, не была связана со строительством. Целыми специализированными подразделениями им надолго приходилось переквалифицироваться в строителей. Обучение возведению крупнопанельных домов проводилось прямо на рабочих местах. Для этого из Москвы в Тольятти были направлены 400 квалифицированных рабочих.
24. Строящийся спорткомплекс "Волгарь".
25. 6 мая 1969 года началось строительство кинотеатра "Сатурн", которое было окончено в феврале 1972 года. На момент сдачи это был крупнейший кинотеатр Куйбышевской области на 1200 зрительских мест, оборудованный кондиционерами.
26. Проектированием кинотеатра занимались специалисты Московского центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий Э. Б. Тер-Степанова, М. П. Бубнов, К. В. Лазарева, И. В. Семейкина и конструктор В. Г. Немировский.
27. Такси (?) около "Сатурна".
28. Жилая застройка проведена домами самой различной конфигурации и высоты. В первых кварталах застройка состояла в основном из пятиэтажных домов. Затем основными стали 9-ти этажные дома, которые дополнялись 12-ти и 16-ти этажные. Автоград был вторым в Советском Союзе после Зеленограда городом, где дома подготавливали под электроплиты.
29. На окраинах Тольятти (вплоть до начала 90-х) можно было увидеть лосей.
30.
31. Около кинотеатра Сатурн в первые годы часто проводили массовые мероприятия.
32. Также, долгое время здесь сидели фотографы со своим инвентарем- персонажами из мультфильмов, велосипедами и машинками. На фото- я в детстве :)
33. Строится детский парк автозаводского района.
34. Погрузка на корабль первых "Жигулей" в порту Комсомольского района.
35. Пассажирские перевозки осуществляли вот такие "Метеоры" (или "Ракеты").
36. Речной порт Комсомольского района.
37. Стелла на площади Свободы.
38. Кинотеатр "Космос" в Центральном районе.
39. Он же, 70-е годы.
40.
41. Парк Центрального района.
42. На Центральной площади когда-то работали небольшие фонтанчики. Фото Алексея Потапова
potapov-tlt 43. Площадь свободы.
44. Ул. Горького в сторону к/т "Буревестник".
45. Вид с колеса обозрения в центральном парке на ул. Ленина. Внизу небольшой домик с игровыми автоматами, я часто бывал там в детстве.
46. Ул. Карла Маркса около к/т "Космос". Раньше движение здесь было двухсторонним.
47. Ул. Ленина в сторону Центрального парка.
48.
49. В парке Центрального района.
50. Сооружение Автозаводского района Тольятти проводилось с учетом его предназначения - автомобильная столица. В связи с этим планирование и проектирование внутренней транспортной сети Нового города строилось на новейших подходах, с расчетом на массовое скоростное движение и стремительное увеличение численности транспорта.
51. Развитая система дорог стала важным отличительным признаком Автограда от Центрального и Комсомольского районов города с их небольшими шоссейными дорогами, нерассчитанными на большой поток машин.
52. Основной территориальной единицей Автозаводского района являются укрупненные жилые кварталы. Население Автозаводского района в 1972 году составило 118 тысяч жителей, 3 млн. кв.м жилищного фонда, 10 общеобразовательных школ, 16 детских садов, 6 торговых центров.
53. Праздничная демонстрация на улицах Центрального района.
54. Современный город резко отличается от своего прародителя. Энергичный, спортивный, деловой, Тольятти- один из самых стабильных и активно развиващихся городов России. Его по праву считают крупным современным промышленным центром Поволжья.
Другие мои исторические обзоры:
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЯ (НА ВОЛГЕ) КАК СТРОИЛАСЬ ЖИГУЛЕВСКАЯ ГЭС КОМСОМОЛЬСКИЙ РАЙОН ТОЛЬЯТТИ 1960-70 ГОДОВ ИСТОРИЯ САНАТОРИЯ "ЛЕСНОЕ" посмотрите также
КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙЯ в соц. сетях (
ВКОНТАКТЕ) (
В ФЕЙСБУКЕ)