Создание крупного автозавода в Тольятти и начало серийного производства автомобилей ВАЗ-2101 вызвало определённый интерес у Министерства обороны на предмет организации на ВАЗе производства легких армейских джипов со "способностью преодолевать водные преграды". Аналогичную работу в то же время вели, в частности, на УАЗе (проект "Ягуар" на платформе УАЗ-469), работали над амфибиями в ГДР и в ФРГ, в американской армии пытались "научить плавать" знаменитый Форд М151. С участием заказчика (Министерство обороны СССР) были наработаны, а в 1973 году утверждены тактико-технические характеристики (ТТХ) автомобиля, где были отражены специфические требования к машине- максимальная ширина преодолеваемой водной преграды, высота волны и скорость течения, скорость движения на плаву, радиус циркуляции, а также требования по предельным температурам эксплуатации и высоте преодолеваемых горных перевалов.
01. История вазовских полноприводников началась с этого гипсового макетика, вылепленного Ю. Даниловым в начале 1971 года. Не было ещё ни "Нивы", ни амфибии. Были мысли дизайнера о том, каким может быть будущий джип.
02. В силу определённой секретности всего, что связано с армией, материалы по ТТХ хранились в дирекции на ул.Белорусской. Ознакомиться с ними мог лишь ограниченный круг людей. Никаких записей или, ксерокопий делать не позволялось категорически. Поэтому конструкторам приходилось чуть ли не заучивать наизусть формулировки и цифры. Поэтому разработали внутреннее техническое задание, а впоследствии и технический проект на "автомобиль для рыбаков и охотников" - так именовалась армейская амфибия в открытой переписке. На фото- полноразмерный макет из дерева.
03. Автором первых вариантов был молодой дизайнер Александр Еремеев. "Изюминкой" экстерьера автомобиля было то, что он совершенно не производил впечатления плавающего. С полной уверенностью можно сказать, что по этой части аналогов в мире нет до сих пор. Наличие базовой машины заранее исключило все дискуссии по поводу вариантов кинематической схемы. Всё было ясно и так - полностью используются двигатель и шасси "Нивы" (к тому времени - это был уже 1974 год - она уже обрела конкретность). Машина получила заводской индекс 2122. Так она и вошла в историю, как двадцать вторая" - ни собственного имени, ни даже прозвища она так никогда и не удостоилась. Более всего подошёл бы "крокодил", но это имя уже намертво прилипло к первым "Нивам".
04. Проверка первого кузова амфибии на герметичность в глубоководной ванне трека ВАЗа (весна 1976 г.)
05. Так выглядели первые образцы вазовской амфибии. На снимке - образец № 2, отличающийся от первого лишь дополнительными боковыми окнами в задней части тента. Машина подготовлена к плаву (щиток волноотражателя откинут вперёд, передний воздухозаборник закрыт номерным знаком).
06. Образец № 1, первый вход в воду (Васильевские озёра, лето 1976 г.).
07. Скорость "с колёс", без винта, составила 4,3 км/ч - весьма неплохо, плюс - завидная менёвренность - не хуже, чем на суше.
08. Первый и второй образцы на плаву (Васильевские озёра).
09. Выход на берег (впереди - образец № 2).
10. Образец второй серии в экспериментальном цехе. От первых образцов эти машины легко отличить по переднему воздухозаборнику и решёткам выброса воздуха на бортах. Бросаются в глза несуразно большие камазовские зеркала.
11. Образцы вышли из цеха на «технологических» шинах ВлИ-5 (несоразмерность с арками очевидна). Опытные шины ВлИ-6 будут установлены позднее.
12. Как и на I серии, панель приборов выполнена подчёркнуто спартанской.
13. На водоёме НИИ-21 был произведён эксперимент плава на колёсах разного диаметра. Сначала пошла машина на «больших» колёсах ВлИ-6, которые в очередной раз подтвердили свою высокую эффективность.
14. Следом в воду пошёл образец на стандартных «нивовских» шинах ВлИ-5 с соответственно доработанными колёсными арками. Оказалось, что и на «маленьких» шинах ВлИ-5 водоходные качества практически не изменились.
15. Ходовой макет ХМ-2122 нак кузове 2-й серии с шинами ВлИ-5 с сопровождающей «Нивой» на пути в Среднюю Азию (привал в пути).
16. Образцы третьей серии стали заметно компактнее. От последующих их можно отличить по отсутствию «форточек» - стёкла были сдвижными. Да еще откачка воды производилась только из трансмиссионного отсека. На борту видно выходное отверстие, а под днищем - соединительный шланг, оторвать который на бездорожье проблем не составляло. Такая «откачка» не прошла.
17. Образец третьей серии перед плавом. Передний воздухозаборник закрыт перекидной заслонкой.
18.
19.
20. Тяговые испытания на размокшей пашне
21. Образец третьей серии, доработанный испытателями (уменьшен передний воздухозаборник, на дверях введены «форточки») - прообраз серии 400.
22. Доработанный образец серии 400 выходит из воды.
23. Янаврь 1985 г. Первый образец серии 500 (ПТ-501). Шесть образцов этой серии весь год будут проходить войсковые испытания в условиях реальной эксплуатации в различных военных округах - от Туркмении до Забайкалья.
24. При работе на плаву приходилось выводить выхлоп в сторону выше ватерлинии.
25. Испытания на фронтальный удар дали положительный результат.
26. Так выглядел образец последней серии. Один из образцов сейчас находится в заводском техническом музее, один стоит в Рязанском военно-автомобильном музее, третий оказался за границей, в музее Каунаса.
Коротко о проекте ВАЗ 2122:
Начало разработки ВАЗ-2122 практически совпало с постановкой на производство "Нивы". И первый опытный образец плавающего автомобиля был собран в 1976 году. Дальнейшая судьба этой амфибии типична для многих военных заказов. Поскольку желания заказчиков, как правило, не совпадали с их возможностями, финансирования не хватало, и работать приходилось в долг. Разработка проекта длилась очень долго, более десяти лет. За это время были разработаны и поставлены на производство на ВАЗе: «Нива», семейство «классики» 2105/07, семейство переднеприводных автомобилей 2108. За эти годы поменялась военная доктрина у американцев, а соответственно - и у нас. Приоритетными стали другие виды вооружений, а не плавающий автомобиль командира роты. Нашу амфибию, увы, поджидала печальная участь.
Были проведены все положенные приёмочные испытания, вплоть до десантирования с парашютом. Устранены все замечания государственной комиссии. Проведены показательные заезды и заплывы с участием руководства Министерства обороны. Возможностями нашей амфибии все остались весьма довольны. После чего нам сказали: «Хороший автомобиль, но денег пока нет». Прошёл ещё год. Министр обороны Д. Устинов, отдыхая летом в «Волжском Утёсе», посетил ВАЗ. Во время посещения ему был показан ВАЗ-2122. Автомобиль министру явно понравился. Генеральный директор В. Исаков ему и предложил: «Шесть миллионов, и через год начнётся производство!». «У меня таких денег нет!» - ответил Устинов. На этом разговор закончился, и колоссальный труд большого коллектива разработчиков, который продолжался более десяти лет, оказался в итоге никому не нужным. Шесть миллионов на постановку автомобиля на производство - по тем временам деньги относительно небольшие. Думается, что найти такую сумму особого труда не составляло.
Изначально предполагалось мелкосерийное производство этих автомобилей - 500 шт. в год.
Уникальный, самобытный, чисто российский автомобиль, в который его создателями было вложено столько фантазии, изобретательности, души и труда, оказался невостребованным.
По материалам книги "Высокой мысли пламень", часть 2
http://www.vaz-2106.ru/books/vmp2/ посмотрите также
КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙЯ в соц. сетях (
ВКОНТАКТЕ) (
В ФЕЙСБУКЕ)