Открытое акционерное общество "Салют" в г. Самара начинает свою историю с 25 декабря 1941 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление об образовании Куйбышевского механического завода (КМЗ), предназначенного для серийного производства бронекорпусов самолета ИЛ-2 и бронедеталей для защиты других типов самолетов. За успешное выполнение правительственных заданий завод был награжден орденом Красной Звезды, орденами и медалями награждены 105 тружеников завода. В послевоенное время завод выпускал средства аэродромного оборудования, детали и агрегаты сельхозмашин, оросительную технику. В конце 1950-х годов был освоен выпуск двигателей и газогенераторов твердого топлива для парашютно-десантных систем, градозащитных комплексов, силовых установок и механизмов управления агрегатами. В 1960-е и 70-е годы завод выступал инициатором многих технических новшеств и часто занимал призовые места в соревнованиях среди предприятий Министерства авиационной промышленности. В 1993 году завод был преобразован в акционерное общество. За более чем 70-летнюю историю предприятия его специалистами разработано и освоено множество методик по механической обработке и сварке металлов, внедрены новые технологии сварки высокопрочных легированных сталей, производство стальных бесшовных цилиндров прогрессивным методом раскатки. Сегодня предприятие по-прежнему выпускает продукцию военного назначения и является одним из лидеров отечественного оборонно-промышленного комплекса.
01. Куйбышевский механический завод был основан в 1941 году на площадях завода, построенного в 1938 году УОС НКВД для обслуживания строительства Куйбышевского гидроузла. Основой предприятия в соответствии с постановлением стали коллективы заводов № 125 им. Орджоникидзе г.Подольска, Ижорского и Таганрогского котельного и других, эвакуированные с необходимым оборудованием, оснасткой, инструментом и материалами. На заводе, в связи с начавшейся Великой отечественной войной, начали выпуск бронекорпусов для штурмовиков ИЛ-2 и бронедеталей для других самолетов.
02. Начальник эшелона Е. И. Полиховский одним из первых доставил рабочих и оборудование из Подольска в Куйбышев.
03. Куйбышевскому механическому заводу был присвоен номер "207".
04. Сборка бронекорпусов самолетов ИЛ-10 в Куйбышеве на Мехзаводе
05. Роточно-конвейерная линия окраски и сушки бронефюзеляжа на Мехзаводе
06. В начале войны выпуск бронекорпусов ИЛ-2 пытались наладить в Ленинграде, Сталинграде, Нижнем Тагиле, но лишь на Куйбышевском механическом заводе удалось достичь массового выпуска и высокого качества этих изделий.
07. Одновременная штамповка трех деталей за один ход пресса, комсомольская бригада Зины Ворожейкиной.
08. Немаловажным будет отметить, что многие заводчане добровольно жертвовали значительные личные средства на постройку самолетов. На собранные коллективом завода средства были построены штурмовики ИЛ-2 для эскадрильи "Зоя Космодемьянская".
09. Куйбышев, Мехзавод, поточная сборка капота, цех №4, 1943 год.
10. Бригада разметчиков цеха №1, февраль 1943 год.
11. Поточная сборка кабин, цех №4, 1943 год.
12. Отправка готовой продукции на сборочные авиационные заводы Куйбышева.
13. Рабочим Мехзавода предоставлялась отсрочка от призыва по мобилизации.
14. Коллектив цеха №1, ноябрь 1943 года.
15. Куйбышев, Мехзавод, технический контроль бронекорпуса.
16. Сборка моторного отсека ИЛ-10
17. Многие заводчане многократно перевыполняли производственный план по выпуску деталей.
18. Бронекорпус ИЛ-40
19. Бригада заливщиков металла цеха №6, 1945 год.
20. За образцовое выполнение заданий правительства завод №207 был награжден орденом Красной звезды.
21. Почему же выпуск бронекорпусов был так важен? Без бронекорпуса Ил-2 не был бы так неуязвим и надежен, что подтверждали даже противники. Немецкие асы неоднократно констатировали, что огненные трассы отскакивали в виде дождя искр от хорошо бронированного ИЛ-2. Исключительную живучесть и надежность подтверждал и командующий авиакорпусом генерал Каманин, когда на одном из вернувшихся с боевого полета ИЛ-2 насчитал в фюзеляже и крыльях более 500 пробоин. Чудо-бронекорпус надежно прикрыл отважного летчика, который дотянул до своего аэродрома. Всего, за годы войны, Куйбышевский механический завод выпустил более 23000 бронекорпусов. Также завод №207 обеспечивал бронезащитой истребители Як-1, Як-3, Ла-5, ЛаГГ-3, бомбардировщики Ил-4, Ту-2, Пе-8 и другие самолеты.
22. После войны жизнь в поселке Мехзавод стала постепенно налаживаться. В 1949 году была построена семилетняя школа № 103
23. Стали строится жилые дома в поселке Мехзавод, до этого рабочие жили в бараках, оставшихся от Безымянлага.
24. После войны завод стал выпускать мирную продукцию - оборудование для топливозаправщиков и маслозаправщиков. Группа конструкторов и инженеров Гипроавиапрома в короткий срок разработало семейство подвижных аэродромных машин. На фото- бензозаправщик БЗ-63 М, выпускался с 1949 по 1952 годы.
25. Маслозаправщик МЗ-150 на заправке самолета.
26. Маслозаправщик МЗ-150 на базе трёхосного ЗИС-151, он же водозаправщик. Предназначен для подогрева и доставки масла к самолетам. Выпускался с 1949 по 1952 гг, изготовлено 809 шт.
27. Бензозаправщик БЗ-200 на базе МАЗ-200, выпускался с 1948 по 1952 гг, изготовлено 770 шт.
28. Кабина управления бензозаправщика-полуприцепа БЗ-16
29. Бензозаправщик-полуприцеп БЗ-16 на базе автомобиля ЯАЗ-210Д, выпускался с 1948 по 1952 гг, изготовлено 374 шт.
30. Бензовоз АБЦ-3800 на базе автомобиля ЗИС-150, выпускался с 1948 по 1950 гг, изготовлено 1371 шт.
31. В 1950 году для Игуменского завода было изготовлено 180 сферических днищ газольдеров.
32. В 1953 году постановлением Совета министров СССР заводу было поручено освоить производство картофелеуборочных комбайнов.
33. Картофелеуборочный комбайн ККР-2 на выставке в Москве.
34. С 1953 по 1955 годы на заводе было выпущено 14269 картофелеуборочных комбайнов ККР-2
35.
36. Главный конвейер сборки ККР-2, цех №7
37. Копнитель. С 1956 по 1957 года их было выпущено 20000 шт.
38. В 1958 году для элеваторов и зернохранилищ завод стал производить полосовые шнеки.
39. Подборщик ПГ-2, предназначен для подборке скошенных колосовых культур, выпускался заводом в 1955-1956 годах, изготовлено 15000 шт.
40. Шатуны для тракторов "Беларусь" начали выпускать с 1958 года.
41. Цех сборки шатунов.
42. С начала 1960-х годов на заводе освоили выпуск платформ для десантирования военной техники. На фото- командно-штабная машина на базе АСУ-57, загруженная на платформу ПП-127-3500
43. Платформа (контейнер) П-127, загруженная самоходной установкой АСУ-57, после приземления на парашютной системе ПГ-6228-59
44. В 1990-е годы предприятие оказалось в сложных экономических условиях. Произошло резкое снижение госзаказа на оборонную технику. Однако, предприятие нашло пути выхода из критической ситуации. На заводе стали выпускать газобалонное оборудование для легковых автомобилей и другую гражданскую продукцию.
45.
46. Примеры разной продукции завода. Центробежный насос.
47. Термосы и зеркала
48.
49.
50. Фильтры для легковых автомобилей и комбайнов.
51. Защитный шлем.
52. В начале 1990-х, совместно с фирмой "Гольдони", на ОАО "Салют" выпускались мотоблоки.
53. Начало сборки первых мотоблоков "Джолли-юниор".
54. Устройство плавного приземления при десантировании техники.
55. Элементы бронезащиты военных самолетов и вертолетов.
Ныне предприятие продолжает выпуск продукции для оборонного комплекса, в частности это ракетные двигатели на твердом топливе, узлы и элементы конструкций для ракет и летательных аппаратов.
В записи использованы материалы музея "История завода ОАО "Салют" и материалы из книги "Наш легендарный бронекорпус" П. Л. Моисеенко.
посмотрите также
КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙЯ в соц. сетях (
ВКОНТАКТЕ) (
В ФЕЙСБУКЕ)