Самара: музей модерна в доме Курлиной

May 11, 2013 23:50

Особняк купца 1 гильдии А.Г.Курлина и его жены А.П.Курлиной построен в 1903 году, он стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. В этом, 2013 году зданию исполнилось 110 лет, но выглядит он по прежнему весьма современно. Особняк построил Александр Георгиевич Курлин (1870 -1914) - представитель одного из самых крупных купеческих кланов Самары, для своей красавицы-жены Александры Павловны Курлиной (Журавлевой). В историю Самары особняк также вошел под названием "дом Курлиной". После революции в здании размещались различные организации: в 1920-х здесь были губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад, после Облоно. В 1970 -е гг. особняк был передан музею краеведения. В 1989 г. в нем открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI в. до н. XX в. В 1995 г. по указу Президента РФ "Усадьба Курлиных" получила статус памятника истории и культуры федерального значения. Совсем недавно здание было отреставрировано и сегодня оно представляет из себя музей Модерна и используется для выставок.




01. Особняк находится на ул. Фрунзе, рядом с костёлом. Проект особняка принадлежит архитектору А.У.Зеленко (1871-1952)


02. С 1897 г. по 1900 г. А.У.Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. По его проектам в Самаре построено несколько зданий, но особняк Курлиных - самая талантливая из всех его построек.


03. До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки - Сандры Курлиной. Говорят, она была необыкновенно привлекательной женщиной и даже ее выезд на прогулку, как спектакль, собирал зрителей с окрестных улиц.


04. В доме Курлиной были воплощены все основные черты стиля модерн. А. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал - цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится лепной орнамент, различные очертания оконных проемов (27 типов!), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери - "омега" - также вносят разнообразие во внешний облик постройки.


05. Алексей Толстой в своем романе "Хождение по мукам" назвал здание "нелепо роскошным".


06. Красивые ворота в виде бабочки, ведущие во внутренний двор.


07. Внутренний двор.


08. Парадный вход. В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.


09. В холле стоит экспозиция с домами в стиле модерн в разных странах мира.


10. Потолок парадной гостинной покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.


11. Большая гостиная наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой.


12. Парадная гостиная соединяется с соседней столовой. Здесь раскрывается иной образ, эта комната кажется более камерной. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, и подобные маски на панели стен словно погружают в сказочную реальность.


13. Камин в столовой.


14. Дверь из столовой в подсобное помещение открывается в обе стороны и имеет фиксаторы в крайних положениях.


15. Потолок столовой.


16. Интерьер кабинета хозяина отличается строгостью. Главный элемент его отделки - деревянные кессоны, расположенные по периметру потолка. Центральная его часть декорирована геометрическим орнаментом. Четкий ритм кессонов, геометрический рисунок потолка и паркета задавал обстановке тон деловитости.


17. Фрагмент двери в кабинет.


18. Своеобразную разрядку в это царство геометрии вносит декоративная медная окантовка камина в виде маков - символа опьянения и грез.


19. Рядом с кабинетом будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом.


20. Особенно выразителен лепной декор потолка. Фантастическое переплетение гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка обрамляет парящую женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.


21. Фрагмент двери в будуаре хозяйки.


22. Все полы застелены паркетом. Рисунки паркета во всех комнатах разные.


23. Деловая комната для мужчин.


24. Металлическая лестница, ведущая на 2-й этаж.


25. Фрагмент лестницы.


26. Над лестницей, на потолке расположено окно.


27. Вид лестницы со 2-го этажа.


28. Сейчас в музее проходит фотовыставка "Автохромы Петра Веденисова" (1909-1914) из цикла "История России в фотографиях". Петр Иванович Веденисов (1866-1937), дворянин, проживавший в Ялте, доброжелательный, общительный, быстро вошедший в число самых интересных людей Ялты. Петр Веденисов увлекался музыкой, краеведением и фотографией.


29. Большая часть фотографий Петра Веденисова сейчас хранится в Алупкинском музее-заповеднике и часть в Московском доме фотографии. Увлекающийся техническими новинками Петр Веденисов смог самостоятельно освоить редкую для того времени цветную фотографию.


30. Ялта, 1910 год.


31.


32. Камера Петра Веденисова.


33. Комната 2-го этажа.


34. Орнаменты в углах комнаты.


35.


36. Мазутный бак под лестницей в подвале служил для отопления дома. Удобства и комфортабельность дома Курлиной были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. До сих пор сохранились каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи для регулировки теплого воздуха и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в.


37. Подвальные помещения. Здесь располагалась кухня и хранились продукты.


38. Сейчас в подвале экспонируются психоделические инсталляции.


39. Вот например, инсталляция "Чума"


40. Инсталляция "Пытка". Летом 1918 года Самару заняли белочехи и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль.


41. В подвале сохранился тоннель для коммуникаций, никто точно не знает, куда он ведёт.


42. Когда-то здесь стоял отопительный котел.


43. И в заключении, немного исторических фотографий и истории:


Александр Георгиевич Курлин (1870 -1914), сын известного в Самаре купца Георгия Ивановича Курлина, в середине 1880-х гг. закончил гимназию, а затем Московский университет. Продолжая дело отца, он занимался хлебной торговлей. Являлся членом совета общества взаимного кредита, гласным городской думы. Стоял у истоков создания одной из крупнейшей в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был ее председателем.

44.


Александр активно занимался благотворительностью, являлся попечителем коммерческого училища, училища для слепых детей, городского 6-ти классного училища и др. В 1893 году в Успенской церкви он обвенчался с 16-летней купеческой дочерью Александрой Павловной Журавлевой. В 1908 году по причине душевной болезни Александр Георгиевич оставил все должности, его опекуном стала супруга. Александр Георгиевич скончался в возрасте 43 лет от паралича сердца. Погребен на кладбище женского Иверского монастыря.

45.


Курлина Александра Павловна (род. в 1876 - умерла в 1970-е годы), девичья фамилия Журавлева (дочь Павла Михайловича Журавлева) после 1918 года уехала в Москву, где проживала в обычной коммунальной квартире на улице Мясковского у ресторана "Прага". В Самару Александра Курлина уже никогда не возвращалась. Александра Павловна умерла в 1970-е годы, точная дата неизвестна. Похоронена в Москве на Востряковском кладбище. Потомки по линии Ивана, старшего сына Г.И. Курлина, до сих пор живут в Москве, Англии и Австралии.

46.


В записи использован текст с оф. сайта музея http://kurlina.ru/ Подробнее об истории музея http://alabin.ru/kurlina/staff/

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

история, архитектура, музеи, 2013, Самара

Previous post Next post
Up