Проект храма Преподобного Сергия Радонежского в г.Чапаевске Самарской области был разработан самарским зодчим Дмитрием Александровичем Вернером. Начатое в 1916 году строительство продолжалось вплоть до 1918 года, несмотря на все потрясения, переживаемые страной в тот период. Церковь была построена в "модернизированном" неорусском стиле, сочетающем в себе формы русского зодчества XVI-XVII веков и элементы стиля модерн, в котором работал архитектор с начала ХХ века. Материалы для строительства церкви поставлялись со всей империи. Архитектор Вернер тщательнейшим образом отбирал поставщиков. Часть отделочных работ и поставка цементных римских плиток, к примеру, была поручена Торговому дому Франца Матеюнаса из Оренбурга. Керамика для отделки фасада заказывалась у различных фирм. Использовалась абрамцевская керамика, плитка немецкой компании Виллеруа и Бох, напольная плитка харьковского завода Бергенгейма, а иконостас, который так и не был выполнен из-за военного времени, заказывался у знаменитого Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Москве.
01.
Для облицовки храма использовался известняк, облицовочные кирпичи цвета золотистой охры, изразцы, майоликовые вставки и пояса с цветочным орнаментом, фасадная плитка и глазурованные кирпичи. Кроме того, по всему периметру фасада расположены панно с изображением святых, херувимов, а также христианских символов (орудия пытки Христа, Скрижали Завета, всевидящее око). Кроме того, по всему периметру располагались изразцы с изображением герба Романовых. Несмотря на войну, революцию 1917 года, смену власти, сокращение сроков и расходов на строительство церкви, Вернеру удалось осуществить большую часть задуманного. Осенью 1918 года он уехал в Омск. В книге "Модерн в архитектуре Самары" Ваган Каркарьян называет церковь "лебединой песней, последним вздохом умирающего - не только самарского, но и русского модерна". Действительно, строительство церкви продолжалось даже в 1919 году, поэтому его можно считать одним из последних зданий, построенных в стиле модерн в России.
02.
03. Одна из двух сторожек около храма.
04.
05.
06. Центральный вход
07. На фронтоне над центральным входом находится огромное майоликовое панно, изображающее Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского. Панно это выполнено с картины Александра Новоскольцева (1853-1919) "Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков".
08.
В 1920-х гг. церковь была закрыта. Купола и кресты были сняты, а здание приспособлено под различные учреждения. Так, в разные годы здесь находился продовольственный склад, Дом обороны, а затем Дом пионеров. Керамические гербы Романовых были сбиты по всему периметру. Чудом сохранился лишь один из них. Мозаичные панно замазали цементом, а в майоликовое панно над входом вбита вывеска Дома пионеров. По словам реставраторов, работавших на здании в 2000-м, утрачено около 50% керамики. В конце 1980 - начале 1990-х гг. церковь взята под охрану, а в 1995-м ей присвоен статус объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Началась постепенное восстановление храма, сначала силами добровольцев, а затем и профессиональных реставраторов. Процесс реставрации продолжается и по сей день.
09.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. Здания вокруг храма.
19.
20.
Текст взят (
ЗДЕСЬ)
Несколько исторических фотографий можно посмотреть (
ЗДЕСЬ)
И ещё много интересного об истории храма (
ЗДЕСЬ)
посмотрите также
КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙЯ в соц. сетях (
ВКОНТАКТЕ) (
В ФЕЙСБУКЕ)