Заброшенные Сокские штольни, где в советское время добывали известняк для строительсва и химической промышленности, расположены в Сокольих горах недалеко от Самары, примерно там, где река Сок впадает в Волгу. От реки Сок произошло и название штолен - Сокские. Про систему Сокские 1/3 я уже писал подробно
ЗДЕСЬ, теперь давайте посмотрим систему Сокские-2. Проводником любезно согласился стать Петр Якубсон
yacubson, большой знаток подземелий Самарской области, России и ближнего зарубежья.
До 1960-х годов штольни Сокские 1/3 и Сокские 2 были единой системой, пока открытый карьер, разрабатываемый прямо над штольнями, углубился настолько, что разрушил большую часть штолен. Сохранившиеся части оказались отделёнными друг от друга.
01. Вот он, этот огромный Сокский карьер
02. Вход в Сокские-2 находится внизу карьера. Вход маленький и найти его незнающему человеку непросто.
03. Но это ещё пол-беды. Внизу карьера часто стреляют из боевого оружия по мишеньям все кому не лень, и у нежданных туристов есть серьёзный риск неожиданно оказаться нашпигованными свинцом.
04. За неприметным входом скрывается царство подземной красоты.
05. В зимне-весенний период на полу штолен Сокские-2 активно растут ледяные сталагмиты.
06. Владимир (kolov.info)
07. Штольни Сокские-2 относительно небольшие - общая протяженность ходов около 1,4 километра (для сравнения, в Сокских 1/3 протяженность более 22 километров!)
08. Когда-то это была самая удалённая (глубокая) часть общей системы, благодаря этому здесь сохранилось много интересных артефактов.
09. В Сокских-2 можно увидеть множество вагонеток, в которых вывозили взорванную породу.
10. Несмотря на то, что вагонетки простояли здесь около 50 лет в условиях сильной влажности, они находятся в нормальном состоянии и хоть сейчас готовы к работе.
11. Потолки в Сокских-2 очень высокие, около 6-7 метров.
12. Наташа Козловская
radomirkka у вагонетки.
13. Целый состав вагонеток. Для откатки породы использовались опрокидные вагонетки емкостью 0,75 м3 и грузоподъемностью 2 тонны.
14. Взорванная, но так и не вывезенная порода в тупике.
15. Остатки вагонеток
16.
17.
18.
19. На сегодняшний день достоверно известно, что в разные отрезки времени подвижной состав путевого хозяйства Сокских штолен включал в себя: 8 мотовозов Т-60, мотовозы на базе ДТ-54 и
два немецких мотовоза "Лова".
20. В Сокских-2 почти нет деревянных крепей, поддерживающих потолок, а в Сокских 1/3 их напротив, великое множество.
21. Далее ещё немного фото шолен.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32. Идём обратно.
33. Серпантинная дорога, по которой самосвалы заезжали в карьер.
34. Остатки 4-го камнедробильного завода.
35. На этом всё. Большая просьба, если вы соберётесь в Сокские штольни, не оставляйте после себя мусор, ничего не ломайте и не оставляёте на стенах надписей. Давайте сохраним этот интересный спелеологический объект для потомков.
В посте использованы материалы из журнала "Спелеология Самарской области", выпуск №3 (Сборник статей Самарской спелеологической комиссии. Самара. 2004 г.)
Ещё по теме подземелий Самарской области:
ШТОЛЬНИ СОКСКИЕ 1/3 ПЕРВОМАЙСКИЕ БИТУМНЫЕ ШТОЛЬНИ ШТОЛЬНИ ГОРЫ ВЕРБЛЮД ПОДЗЕМНЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК В САМАРЕ ООО "ГОРНЫЙ ХОЛОД" В САМАРЕ посмотрите также
КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙЯ в соц. сетях (
ВКОНТАКТЕ) (
В ФЕЙСБУКЕ)