Джозеф Вогель "Человек в музыке. Творческая жизнь Майкла Джексона"

Jan 28, 2013 02:03


Майкла Джексона в России любят. В каком-то смысле его здесь любят даже больше, чем на родине, - здесь в его честь устраивают флэш-мобы, здесь поклонники арендуют целые кинотеатры, чтобы проводить ночи, посвященные его памяти. На днях в Олимпийском с аншлагом прошли шоу Цирка дю Солей, поставленные на основе музыки Джексона. Москвичи с ностальгией вспоминают приезды легендарного артиста в Москву в «лихие» 90-е. Майкл Джексон принадлежал всему миру, и во многом он - часть российской культуры так же, как являлся частью культуры американской.

Однако что мы на самом деле до сих пор знали о Джексоне? Его часто обсуждают на российском ТВ, но как правило - в контексте штампов и слухов об отбеливании кожи, предполагаемой асексуальности и задержке в эмоциональном развитии. Психологи-дилетанты с легкостью ставят ему диагнозы по видео, а хирурги строят домыслы о «сотнях» пластических операций. Разговоры о Джексоне неминуемо сводятся к пересудам о его «странностях» и личных проблемах, но мало кто может сказать хоть что-то значимое о главном в жизни артиста - о его музыке.

Более того, почему-то именно когда речь идет о Майкле Джексоне, его талант зачастую умаляется и принижается. Нередко можно встретить мнения о том, что Джексон - лишь «плод маркетинга», что за него все сделали умные продюсеры и пиарщики. Что песни ему писали талантливые композиторы, а видео снимали талантливые режиссеры, и его собственный вклад в искусство значим разве что в области танца. О Джексоне-артисте судят в основном по его имиджу в бульварной прессе, потому что нигде просто не пишут о том, каким образом он, как артист, работал.

К сожалению, при жизни о Джексоне вообще публиковалось мало достоверной информации. Он был персоной сказочной и загадочной, окруженной облаком слухов, затмевавших его личную жизнь, а со временем, увы, затмивших и творчество. Ранняя автобиография да несколько дешевых книжонок, основанных на википедии и историях из желтых газет, - вот и все, что предлагалось российским поклонникам для ознакомления с, вероятно, самым легендарным артистом конца XX века. И на этом фоне новая монография «Человек в музыке» - исследование творчества Джексона, выполненное искусствоведом Джозефом Вогелем, - читается как настоящее откровение.

Никогда еще каталог музыкальных произведений Джексона не оценивался так подробно и вдумчиво. О его ранней карьере, о детстве и альбоме Thriller говорилось много, но Джозеф Вогель впервые берется за серьезное рассмотрение его последующих, более зрелых, глубоких и часто недооцененных работ. Книга выстроена в хронологическом порядке - каждая ее глава посвящена одному сольному альбому певца. Автор рассказывает о том, как, в какое время и в каких условиях создавался альбом, как родились и оформились его песни, какие события в жизни артиста повлияли на их тематику и как альбом был принят поклонниками и критикой. Затем Вогель уделяет внимание каждой песне в отдельности, разбирая ее структуру и содержание. Так альбом за альбомом, песня за песней он проходит сквозь музыку Джексона от его первой взрослой сольной пластинки Off the Wall до невыпущенного материала последних лет, раскрывая перед читателем студийные секреты и обнаруживая клады звучаний и смыслов.

В этой книге, пожалуй, впервые ясно видишь, насколько талантливым композитором, профессиональным продюсером и мудрым руководителем был Джексон. Начинаешь осознавать, сколько труда и души он вкладывал в каждый свой альбом, в каждую мелодию, в каждую аранжировку. Его стремление создавать бессмертную музыку, ответственность перед поклонниками и нежелание признавать компромиссы и вызывают глубокое уважение. Его амбициозность, трудовая этика и преданность своему делу просто поразительны. Через историю создания своих знаменитых произведений Джексон неожиданно раскрывается перед нами по-новому, и в центре внимания оказывается самая суть его личности - его артистизм. И ты вдруг понимаешь об этом человеке нечто важное - то, о чем, порой кажется, за всеми слухами и скандалами мы совсем забыли, - что в первую очередь он всегда был творцом. И настоящим гением.

Россыпи малоизвестных подробностей о создании песен, выразительные цитаты, рисующие портрет Мастера, и выдержанный, но теплый тон повествования дарят настоящее удовольствие от чтения книги. Она становится проводником в сказочный творческий мир Майкла Джексона - артиста. Это удивительный мир, и его не хочется покидать.

Книга богата великолепными цветными иллюстрациями. Издание выпущено на мелованной бумаге, оно выглядит дорого и красиво - почти как подарочный фотоальбом. И все же самое ценное в нем - экскурсия в творчество великого музыканта, проведенная блестяще, с видимым уважением и любовью.

20 век, искусство, о музыке

Previous post Next post
Up