Как читать книги Карлоса Кастанеды?

Mar 30, 2016 22:32

Снова перечел все книги Кастанеды.
Не берусь советовать читать или не читать, но могу посоветовать как читать, если станете.
Сначала расскажу, каким образом это удалось сделать мне.
В молодости я страдал алкоголизмом и в один из приступов понял,
что моим единственным способом выжить с похмелья - это читать что-то многотомное, в меру интересное и непонятное. Сначала это были Хроники Амбера, но к последним томам я выдохся в этом направлении, не говоря уже о том, чтобы начинать читать их по новой. Я попробовал, но не смог. К тому времени я уже прочел три первых тома КК в мягких обложках. «Искуссство сновидения», как известно, родом 1993 года, и тогда еще не выходило, соответственно, всего книг было восемь и как-то с похмелья мне попалась одна из них, причем открыл я ее на цитате: «Человек, как правило, не осознает, что может выбросить из своей жизни любую привычку, в мгновение ока. Вот так! И Дон Хуан щелкнул пальцами».
Через пару лет я понял, что читаю это и другие предложения уже не в первый раз, что цикл удалось замкнуть. В самом тяжелом случае я мог брать любой том наугад или на выбор, и читать эпопею по кругу при необходимости. Дикий юношеский алкоголизм, слава богу, скоро закончился, но к тому времени азы великого индейского знания я уже в себе носил. Ну а потом, уже на трезвую голову, перечитал всё раза четыре, пока не успокоился.
Итак. Всего в этом цикле 10 номерных томов, плюс обзорная книга «колесо времени», плюс учебникк упражнений типа кунг-фу. Итого двенадцать. Еще есть две «женские» книги: Флоринда Доннер «Жизнь-в-сновидении» и Тайша Абеляр, забыл как. Сложив все вместе, получаем законченое философское наследие по теме. Интервью, мемуары сопричастных и книги наподобие «Пути волка» предлагаю опустить для последующего факультативного изучения, по желанию. И так хватит за глаза, слишком неординарная, требующая усилий для понимания, тема.
Я знаю людей, которые вот так вот, взяли, да и прочитали подряд все десять томов. Включая примеча-ния автора ко второму тому. Но это люди особого склада, ученые, их мало. Очень многие прочитали первые три тома, начали четвертый и отложили, потому что вроде и так все понятно, а про кактусы, ящериц и прочую наркоманию закончилось. Некоторые бросают чтение, когда догадываются, что во всех книгах описывается одна и та же история - про то как Карлос, по трезвени, зачем-то сиганул в пропасть - описывается с разных сторон и с разной степенью глубины. С их точки зрения, они разгадали в чем фокус. Большинство же, смею надеяться, занырнув наудачу с дивана в море по девятый том, искупались, вылезли и нерешительно топчутся на берегу, выбирая подходящее место для нового нырка, место, с которого можно было бы погрузиться снова, но уже с аквалангом, но не рискуя потеряться в новых понятиях, терминах и альтернативных значениях привычных слов. Для них, для вас, для нас эта нехитрая инструкция.
О чем же этот фильм? Да ни о чем! Цитата, не скрою.
Если коротко о главном, то книга про то, как КК все время хотел чего-то от жизни, пробовал то так, то так, мучался, искал свой путь и вот нашел. На свою голову.
Он понял, что мир - не тот, чем он нам кажется, и все мы всегда и сильно кем-то или чем-то замороче-ны. Заморочены до такой степени, что готовы друг друга ножами резать, но не принимать новых взглядов на мироздание.
Понял, что центр, где у человека собирается его восприятие, находится не в голове, не в паху, не в сердце, а совсем в другом месте.
Понял, что восприятие есть осознание. Понял, откуда именно мы получаем это осознание, когда нас творят наши родители, что это такое, с чем его едят, и кто.
Понял, что все есть энергия и что сила воли нам дана не для того, чтобы вставать в шесть утра и бежать купаться.
А главное, он понял, что во-первых, каждый из нас в силах самостоятельно этот надоевший порядок вещей изменить, а во-вторых, что это практически невозможно, потому что для этого придется очень сильно постараться. Как и что надо делать и рассказано в этих книгах, и смею уверить, что нор-мальному человеку вынести такое не под силу. Так что здесь всем выходить, до свидания.
Но читать интересно, тем более, что это так, для общего развития, а пыжиться и стараться никто не собирался. Поехали.
Первые два тома можно не читать. В них рассказывается о том, как студент антрополог КК приехал в мексику собирать траву для диссерта-ции, а нарвался на индейского мага дона Хуана Матуса, который ждал кого-то в этом роде, чтобы сде-лать из него ученика и продолжить свою секретную линию знания. Чтобы удержать возле себя такого нервного, глупого и одурманенного урбанизацией кандидата как КК, дон Хуан кормил его природными галлюциногенами и сказками про индейскую силу воли.
В третьем томе говорится о том, какие качества должен развивать в себе человек, чтобы хоть как-то начать отличаться от обезьяны с айфоном. Катехизис правил поведения обозначается как путь воина, все поведения правильны, решения взвешены, личная сила у КК если не пробуждается, то как-то начинает шевелиться и трансформироваться внутри его заскорузлого кокона. Хотя он по-прежнему балбес балбесом, делает вид, что не понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Также выясняется, что дон Хуан не один такой герой, появляется другой старший товарищ, тоже колдун и волшебник, дон Хенаро.
Написана третья книга уже гораздо более литературным языком, есть по-настоящему смешные моменты, особенно когда они искали пропавшую машину КК. Очень сильная заключительная, заглавная часть, «Путешествие в икстлан», в которой говорится, что нет конечной точки на пути к целостности самого себя, есть только сам путь, преодоление трудностей которого и составляет смысл нашего существования, даже если он есть. В смысле смысл, не путь. Путь всегда есть и он может быть любой.
Четвертый том. Школа молодого бойца закончилась, наступает время тяжелой работы, потому что та-кие понятия, как, например, реальная дихотомия: нагваль - тональ, с наскоку не даются. Даже как понятия, это новые слова, нужно голову ломать. Выступают из тумана сотоварищи КК, тоже ученики старых магов, выясняется, что тренировки и у них тоже были серьезные, ведь кому-то придется прыгать в пропасть в конце книги, вместе с КК. Маги-индейцы ставят учеников перед сверхзадачей - прыгнуть в пропасть. Но не для того чтобы там умереть, мы не секта, а как раз для того, чтобы под страхом неминуемой смерти и вследствие натренированной уже к этому времени личной силы, проскочить по инерции все это дело и вынырнуть, обновившись, где-нибудь в этом мире, но в другом месте.
Вроде бы есть натяжка в подобных установках, и натяжка сильная, но читаем дальше и как раз в пятом и шестом томах выясняется, что происходило это все в нескольких зонах памяти действующих лиц. И главная информация таится в тех зонах, которые старшие товарищи индейцы на время отключили. Чтобы было что КК и остальным повспоминать, когда начальство, убедившись, что дело сделано, уйдет из этого мира дальше в неизвестность. Причем мотивация такого издевательства у шаманов железная. Мол, если не забыть напрочь, а потом, напрягаясь годами, не вспомнить все и в подробностях самому, толку не будет. Мол, местами ученики молодцы, но это только когда маги были рядом, а маги уже ушли, так что теперь давайте сами, вспоминайте и мучайтесь. Вспомнили они только к концу шестого тома, поэтому пятый можно тоже не читать.
Пятый том про то, как КК приехал снова в Мексику, стариков нет как нет, а молодежь ничего не помнит, отрывки какие-то. Сам Карлитос изначально парень недалекий, хотя выпендривается много, и вот они давай друг друга терзать, вспоминать как все было, собирать информацию по крупицам и обвинять друг друга в измене родины.
Но бывают минуты… бр-р, это не отсюда, это Костолевский, созвучно просто. Цитата, не скрою.
В шестом томе, «Дар орла», уже хорошо развернуто, уже очень даже есть что законспектировать. Это, во-первых, структура магической группы, необходимая для прохождения через барьер физической смерти в дальнейший эволюционный беспредел, известная как правило нагваля. И во-вторых, пять правил сталкера, очень полезная для самосовершенствования штука.
Ну, а седьмая книга, «Огонь изнутри», это, можно сказать, учебник по альтернативной физике. Конспектируй, изучай, осмысливай - не хочу. Как раз в нем, в учебнике, и расписана в терминах иная картина всего вокруг, которая при определенной подготовке, а КК ее уже прошел, является куда как пригодней для человека, в смысле взаимодействия с окружающим миром и описания его же, чем вся эта современная фантасмагория с гамбургерами и дронами. Ап-сурт ©. Эту скрытую иную картину мира лучше бы описывать не текстом, а сделать для наглядности в 3D-графике, с анимацией и проч., но куда мне, так что ограничусь парой общих слов.
Вселенная вокруг нас не твердые тела, а вибрирующие волокна, которые мы в твердые тела интерпре-тируем.
Интерпретируем мы с помощью точки сборки, которая приводит в соответствие волокна снаружи с во-локнами внутри нас.
Потому что мы тоже волокна, окруженные некой границей в виде продолговатого, как правило, кокона. Точка сборки находится на периферии кокона.
Точка сборки определяет для каждого его мир, освещая небольшую часть волокон кокона.
Если осветить другую часть, определится другой мир.
Если осветить все волокна кокона одновременно, можно не умереть, а, сохранив осознание, вспыхнуть и превратиться в высокоскоростное неорганическое существо со сроком жизни равным сроку жизни планеты земля, пацаки!
Есть к чему стремиться, тем более что сказано, это единственно возможный путь эволюции для человека.
Восьмой том скорее философский, чем научный. Круг действующих лиц расширился почти до предела, уже упоминаются учителя учителей, рассказываются истории из ученического прошлого самого дона Хуана, подводится общая база под саму структуру отношений человека и энергии. Очень интересная, познавательная и мудрая книга. Такая вся, блин, индейская.
Девятый том посвящен искусству сновидения, как и озаглавлен. Вкратце дело обстоит так. Во сне вышеупомянутая точка сборки может сдвигаться с насиженного места, а с помощью личной энергии, излишек которой скопился из-за неимоверной практики сталкинга, ее можно в новом месте закрепить, таким образом собрав другой мир. Сталкинг, напоминаю, это искусство грамотного обращения с людьми и среди людей. Есть примечание: нельзя этим сдвигом точки сборки управлять, куда сдвинулась произвольно во сне, там и тормозим.
В десятом томе КК подводит итоги. Он уже почти все вспомнил про себя в мире магов и суммирует, вставляет недостающие части мозаики с помощью еще одной магической техники - перепросмотра.
Теория перепросмотра:
Каждый человек в момент смерти, прежде чем дезинтегрироваться в никуда, проживает свою жизнь еще раз, в ускоренном, в более интенсивном темпе. Если предположить, что смысл жизни любого человека, да что там, любого осознающего себя, иначе говоря, живого существа, состоит в накапливании впечатлений, то перепросмотр в момент смерти делается, чтобы эти впечатления, м-м-м, сцедить. Очистить, или выжать. Здесь можно представить себе соковыжималку, сок сюда, шлак туда, мне больше нравится образ половой тряпки (цинично так): купил новую, помыл полы, выжал в ведро, выбросил.
И вот КК почти весь десятый том вспоминает разные ключевые истории из своей жизни, а дон Хуан их комментирует по-свойски. Потому что, внимание, если сделать перепросмотр при жизни, не дожидаясь, когда придется сделать его неизбежно, тогда есть шанс в момент смерти сдать свои впечатления куда положено, а самость свою и все медали сохранить. И пойти дальше, в эволюцию.
В конце десятого тома, «Активная сторона бесконечности», КК снова прыгает в пропасть и выныривает, ура, в Лос-Анджелесе, где с тех пор и живет, не разрешая никому свои слова записывать на магнитофон, а себя фотографировать.
В 11-том томе, «Колесо времени», собраны ключевые высказывания из первых восьми томов. Это, так сказать, the best, если кто винилом увлекался. Кастанеда хоть и говорит, что написанное там навеяно ему определенным энергетическим посылом, и даже этот посыл объясняет с точки зрения внутренней связи с магами прошлого, но все равно, ничего нового, кроме комментариев, там нет. А проверить, что там с посылом, нам, смертным, не представляется возможным. Поэтому, сначала книга кажется крутой, но потом возвращаешься к ней только как к справочнику, вдруг что забудешь перед сессией.
12-ый том это книга с картинками. На картинках, после предисловий к каждой, демонстрируются серии особых физических уражнений. Если эти упражнения поделать с годик, станет гораздо лучше, а если поделать синхронно с тысячью таких же людей, станет улет как прекрасно. Но, не так ли, если годик поделать приседания, то тоже станет гораздо лучше. Так что на любителя.
Про женские книги не стану рассказывать, мне кажется, для женщин они даже интереснее, но кто я такой, чтобы об этом говорить? Я не женщина, но прочел с удовольствием, и не раз. Про смотрителя круто и про домик на дереве, про собаку опять же. И что важно, дамам скидка, то есть смело читается по отдельности.
Ах, я же алгоритм прочтения собирался вам посоветовать, извольте. Третий том, четвертый, главы 9 и 15 шестого, седьмой, восьмой, перерыв. Повторить третий, потом девятый, седьмой, пауза. Восьмой, седьмой, десятый, одиннадцатый, пауза. Четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, третий, девятый, перерыв. Первый, второй, женские, двенадцатый, одиннадцатый, стоп.
Вот усеченный, но абсолютно достаточный вариант. Третий, седьмой, восьмой, девятый, шестой, третий, седьмой, стоп.
Ну и для смеха, короткий. Одиннадцатый, стоп.
Спасибо за ваше внимание, оно, как станет понятно, если все же соберетесь читать КК, единственное, что у нас есть в этом мире. )
Previous post Next post
Up