(no subject)

May 04, 2023 21:13

Шестьдесят лет назад, в 1963, вышел в свет «Шпион, который вернулся с холода». Это была уже третья книга Дэвида Корнуэлла, пишущего под псевдонимом Джон Ле Карре, - но первая, принесшая ему успех у читателей и критиков. В этом романе, - написанном в разгар Холодной войны, спустя всего пару лет после того, как Берлинская стена разделила два мира - речь идет о подковерной войне между британскими разведчиками и их противниками из ГДР. Восточная Германия, ставшая полем битвы в этой книге, фигурирует и в других романах писателя, - наряду с Чехословакией и другими странами Восточного блока (думаю, благодаря тому, что именно с Центральной Европой был связан собственный шпионский опыт Ле Карре). Но, конечно же, за спинами этих коварных, умных и безжалостных восточно-европейских разведчиков просматривалась фигура главного врага - секретных служб СССР, какими бы аббревиатурами они ни назывались с разные годы. В вышедших в семидесятые годы романах «Шпион, выйди вон», «Достопочтенный школяр» и «Команада Смайли», Джордж Смайли с переменным успехом борется с демоническим кэгэбешником, известным как Карла (и, в конце концов, переигрывает его).
Падение Карлы в книге совпало во времени с медленными, но неумолимыми изменениями в реальном мире. Пусть до фразы «Советский рыцарь умирает внутри своей брони… Он способен начать войну, но не сможет ни продолжить ее, ни выиграть» из «Русского Дома», вышедшего в 1989, оставалось целых десять лет, - СССР в начале восьмидесятых, утопающий в апатии застоя, зависящий от поставок зерна из США и Канады - никак не тянул на роль мирового зла, с которым незазорно померяться силами профессиональному разведчику. Ле Карре нуждался в новых злодеях, и в вышедшей в 1983 году (сорок лет назад, - тоже юбилей) «Маленькой барабанщице» эта роль была предназначена палестинским террористам. Потом кто только ни примерял на себя плащ «плохого парня» в романах писателя - и международный торговец оружием из «Ночного администратора»; и делец, занимающийся «отмыванием» грязных денег в «Сингл и Сингл». В «Портном из Панамы» - это интриган из британской разведки, облапошивающий собственное начальство; в «Преданном садовнике» - беспринципная фармацевтическая компания; в «Песне для зебры» - алчные авантюристы от бизнеса и политического истеблишмента, затевающие военный переворот в Конго ради собственного обогащения. В «Такой же предатель, как мы», написанном Ле Карре в 2010, вновь появились русские, но не шпионы, а бандиты - пресловутая «русская мафия» (я не смотрел фильм, вышедший в 2016, но, если там не сместили акценты, то фабула должна была оказаться безнадежно устаревшей - ну, какие могут быть «братки» во второй половине десятых?)
А вот в вышедшем в 2019 «Полевом агенте» в качестве угрозы вернулась уже Россия как государство - российские разведчики, пытающиеся обвести вокруг пальца излишне честного идеалиста из разведки британской. Круг замыкался, шпионский детектив возвращался к истокам времен Холодной войны.
Джон Корнуэлл скончался в декабре 2020 года, меньше полутора лет не дожив до начала войны - войны, встряхнувшей устои того мира, который сложился в 1945 и потом в 1991. Войны, которая наверняка подарила бы ему новые сюжеты и идеи для его новых книг. Жаль, что эти книги уже не будут написаны величайшим из мастеров шпионского романа.

английская, триллер, детектив

Previous post Next post
Up