Я люблю смотреть на знаменитостей живьем. Всегда ужасно интересно сопоставлять экранный образ с личностью живого человека, его энергетикой. «Живые» писатели - особая статья. Не так уж часто мы знакомы именно с их экранным образом, скорее знаем их по блогам, статьям, интервью и, конечно, текстам произведений.
Татьяна Соломатина
sol_tat стала известна миру прежде всего своим довольно ярким блогом и научно популярными статьями на медицинские темы в женском глянце. В прошлом Татьяна - акушер-гинеколог. Своей публицистикой она делает большое дело, объясняя заблудшим душам, что роды на дому смертельно опасны, а также как, когда и почему нужно пользоваться презервативом и главное в каких ситуациях не пользоваться им категорически нельзя. За эту просветительскую миссию низкий ей поклон.
Тем не менее помимо блога и журналистики, Татьяна энергично дебютировала в качестве автора художественной прозы, выпустив за полгода четыре книги в ведущих издательствах страны. Книги довольно успешно и продаются, и продвигаются, и читаются. Несмотря на разные мифы и легенды издательского бизнеса, никто и никогда не будет широко (и даже узко) рекламировать нечитабельные книги. Только автор, действительно интересный читателям, а также работоспособный и активный, может получить хорошую поддержку издательства. Соломатина такую поддержку получила.
Итак, 18 декабря в петербургском магазине «Буквоед» мне довелось увидеть Татьяну Соломатину во плоти.
К моменту встречи я довольно внимательно следила за ее жизнью в ЖЖ плюс не менее внимательно прочла наиболее популярную из ее книг «Акушер-ХА!», представляющую собой мемуары врача-практика в художественной форме.
Татьяна Соломатина как блоггер - персонаж яркий, категоричный и даже одиозный. Не раз она давала повод нам с френдессами оживленно позлословить в ее адрес, за что мы ей весьма признательны. На встречу я шла в сложносочиненных чувствах. С одной стороны, хотелось найти множественные очные подтверждения своему заочному злорадству. С другой, не менее интересным и важным было желание понять, в чем же заключается ее феномен, ибо литературные тексты, безусловно, не были лишены обаятельной витальности ( (с)
olga_ilinskaya ), а успех у издателей и читателей несомненно заслуживает уважения.
Татьяна Соломатина оказалась полноватой особой a la «девушка с веслом», выглядящая на крепкий советский сороковник (т.е. не слишком утомляющая себя ухоженностью и здоровым образом жизни). крепкой спортивной жизнерадостной особой, далекой от ценностей гламурного образа жизни. Одета она была с шиком сельского сквайра просто, но смело: джинсы в обтяжку, короткая меховая курточка и высокие белые сапоги. Очень короткая стрижка очень светлых волос украшала очень плебейское лицо, которое очень трудно украсить очень простое лицо в духе «мисс славянка». Прибыла она в окружении двух крепких мужчин люмпенообразного вида, предпочитающих стиль casual. Предположительно, мужем и художником-иллюстратором. Предположения подтвердились. И если художник Камаев
soamo , иллюстрирующий все обложки ее книг, обладал определенным митьковским шармом, то господин Соломатин, знаменитый супруг писательницы, многократно воспетый ей на просторах блогосферы почти как современный королевич Елисей, был скорее воплощением гибрида конюха с сантехником, причем самого низкого пошиба был интересен уже как иллюстрация к ЖЖ-текстам писательницы. Обычно приличные девушки в сексуально-судьбоносные альянсы с представителями такой касты не вступают, а вступив, не афишируют. Впрочем, о вкусах не спорят.
К счастью, у Татьяны Соломатиной оказался глубокий низкий голос и речь, не искаженная дефектами дикции. Глубокий голос Соломатиной звучал с отчетливым неискореняемым региональным акцентом и манерными интонациями Фаины Раневской в роли «Муля, не нервируй меня!». Лицо Соломатиной плясало в неожиданных ужимках. Скорее всего, от латентной застенчивости.
Встреча с читателями в книжном магазине мероприятие довольно специфическое. Никогда не ясно, сколько людей придет и придут ли вообще. Как правило, и писатель, и зрители-читатели размещаются довольно неудобно - прямо посреди магазина, без всяких стульчиков. Попинаемые проходящими мимо покупателями, и писатель, и читатели вынуждены друг на друга любоваться и друг с другом изъясняться в таких походных условиях. Иногда бывает получше. В питерском буквоеде все организовано на высшем уровне: писатель сидит на небольшой сцене-подиуме, микрофон работает без сбоев, читатели располагаются за столиками буквоедского кафетерия, а встречу ведет довольно живой и толковый ведущий, который вытягивает мероприятие, пока зрители не разговорятся и не начнут задавать осмысленные вопросы. Но и в комфортной обстановке надо быть довольно опытным выступальщиком ((с) Дина Рубина), чтобы не ударить в грязь лицом.
Ведущий книг гинекологической («Акушер-Ха!», «Приемный покой») и кинологической («Большая собака») не читал, но очень старался подавать Татьяне Юрьевне «пас». Татьяна Юрьевна то ли не набрала достаточного опыта публичных выступлений, то ли к вечеру уже переутомилась от типовых promo-мероприятий, но как-то так и не смогла вступить на путь содержательной и живой презентации своего творчества. На вопрос «С чего начался Ваш творческий путь?» она с очередной нелепой гримасой развернуто ответила: «Мой творческий путь начался с того, что я родилась. Но сначала мои родители меня сотворили. А потом через девять месяцев я родилась. Родилась я в городе Одессе. Потом пошла в детский сад, а затем поступила в институт. В институте я писала сценарии к капустникам КВН, это и были первые взрослые пробы пера…». Таких бессодержательных банальностей за час выступления писательницы было несть числа.
К содержательным же относятся следующие выловленные «единицы смысла»:
-- Роман «Акушер-ХА!» так называется, потому что женщину (особенно молодую) в белом халате в родзале чаще всего воспринимают как акушерку, а не врача акушера-гинеколога.
-- Татьяна Юрьевна без всякой заминки и застенчивости способна допустить грубейшие речевые ошибки. Сделала она это всего два раза, но, как говорится, «с хрустом». «Я послалА рукопись в издательство» (в глаголе ударение на последний слог) + слово антагонист она произнесла как антИгонист. На фоне безудержной, обильной, необъятной демонстрации своей эрудиции, образованности и прочей «культурности» это выглядело занятно.
-- Из всех своих произведений на данный момент писательнице больше всего нравится «Большая собака». -- Она не хочет быть «медицинским писателем», ни за что не будет медицинским литературным серийщиком и считает медицинскую тему конечной.
-- Татьяна Соломатина высоко ценит из женских лиц русской литературы Людмилу Улицкую и Дину Рубину и очень приветствует постановку себя в этот же ряд. При этом она попеняла Людмиле Улицкой за избыточную самоуглубленность и мрачность в последних произведениях.
-- Писательница любит деньги и пишет ради денег, а не просто ради чистого искусства.
-- Очень громко и часто акцентируя внимание на том, что она много-много-много читает, Татьяна очень боялась называть конкретные имена во избежание того, чтобы ее укорили в подражательстве
(так и хочется процитировать фельетон Ильфа и Петрова про горе-кинематографистов «Не бойтесь, как у Довженко - не получится! И как у Эйзенштейна не получится!»)
-- Татьяна Соломатина категорически не готова к экранизации ее книг (хотя пока никто и не предлагал). Самый большой кошмар, что ей недавно приснился, это Лиза Боярская в экранизации «Приемного покоя».
-- Прототипы врачей из «Акушер-ХА!» были очень довольны тем, как Татьяна их отобразила.
-- Татьяна Соломатина не только кандидат медицинских, но и доктор философских наук.
-- Новая книга Соломатиной выйдет в феврале и будет называться «Кафедра».
Наиболее точно образ Татьяны Юрьевны Соломатиной характеризует ее фраза «Я - честолюбивый психопат!». Кроме того, нельзя не согласится, что в общем и целом, человек она «белый и пушистый», а когда говорит о понятных ей самой медицинских (не литературных, а медицинских) темах, так она просто человек очень живой, внятный и толковый. К сожалению, позиционирование в качестве «великого писателя» самой Татьяне Юрьевне нравится гораздо больше.
На протяжении всей встречи меня преследовало отчетливое чувство неловкости за эту активную, работоспособную и не совсем бесталанную женщину.
Однако, многим все очень понравилось:
http://sol-tat.livejournal.com/578681.html Во-первых, самой Татьяне.
http://skameikina.livejournal.com/15173.html http://krek001.livejournal.com/49261.html http://www.liveinternet.ru/users/737220/post116894502/ Во-вторых, читателям и даже продавцам книжных магазинов.