Маришка ВЕРЕШ (Mariska Veres)

Sep 12, 2010 02:51




Исполнительница.



Маришка Вереш родилась 1 октября 1947 года в Гааге.

Её отец, Лайош Вереш, венгерский цыган по национальности, был скрипачом в цыганском оркестре. Мама была французско-русского происхождения, хотя и являлась уроженкой Германии. В детстве Маришка пела с цыганским ансамблем, в котором работал её отец; там же её сестра Илонка играла на фортепиано.



Маришка начала карьеру певицы в 1964 году в Гааге с бит-группой «Les Mystères». Ансамбль победил на конкурсе талантов в Мееруст-Вармонде, провёл гастроли по Германии и выпустил сингл «Summertime».

Она записала два сингла «Topkapi» в 1965 году и «Dag en nacht» в 1967-м, и накопила большой опыт пения в различных группах, прежде чем стала вокалисткой известной голландской группы «Shocking Blue», исполнившей в 1970-х знаменитую композицию «Venus» (она же «Шизгара») и вошедшей в историю мировой музыки.

image Click to view




История «Shocking Blue» начиналась во второй половине 60-х годов в Гааге, где голландский гитарист и автор песен Робби Ван Льювен  находился в поисках единомышленников и менял одну группу за другой, в том числе «Motions», «Ricochets» и «Six Young Riders». В 1967-м году он повстречал бас-гитариста Клясси Ван Дер Вэла, ударника Кора Ван Дер Бика и вокалиста Фреда Де Вильде.

Созданный ими коллектив взял себе название «Shocking Blue», возникшее от созвучия с композицией «Electric Blue» Эрика Клэптона, и записал свою первую пластинку «Beat with us» в ритм-энд-блюзовом духе. Пластинка осталась незамеченной, и в 1968-м году «Shocking Blue» записывает всего один сингл - «Lucy Brown is back in town».

Спустя ещё год менеджер коллектива присутствовал на одной вечеринке, где выступала группа «Bumble Bees» с Маришкой Верес, и решил, что она может стать вокалисткой «Shocking Blue». Манера её пения, поразительно отличавшаяся от стилей исполнения прочих местных вокалисток того времени, произвела очень сильное впечатление на Робби. Она заменила де Вильде, как ведущего певца, и, несомненно, стала ярким лицом и душой коллектива, контральто которой внес неотразимое звучание ритм-энд-блюзовому саунду «Shocking Blue».



Когда Маришку пригласили присоединиться к «Shocking Blue», она просила, чтобы они участники группы не поддерживали с ней никаких отношений, кроме профессиональных.

Робби ван Леувен рассказывал:

«Она обладала впечатляющим голосом, совершенно непохожим на голоса других девушек-певиц. Что-то было в ней от Грейс Слик из Jefferson Airplane. Как только она пришла в группу, всё сразу же переменилось».

Можно легко себе представить, как много мужчин мечтали о любви Маришки с ее мистической аурой, загадочной улыбкой, и длинными черными волосами, которые были только париком, и частью ее имиджа.



Но в конце 1970-х годов она избавились от своего имиджа секси, стала надевать длинные платья и носить сравнительно короткую стрижку. Несмотря на свой фантастический образ, Маришка была застенчивой, наивной и ранимой. Известен случай, когда Робби накричал на неё, а она расплакалась и позвонила маме, которая, в свою очередь, нажаловалась менеджеру. Маришка определённо не соответствовала собственному диковатому имиджу «роково́й женщины». Она не курила и не употребляла алкоголь, зато обожала чай и кошек.



Вспоминая о тех днях, она говорила в интервью бельгийскому журналу Flair в 1996 году: «Я была просто раскрашенной куклой, никто не смел ко мне и притронуться. Это сейчас я стала более открыта к общению с людьми».



С появлением Маришки звук группы резко преобразился: на записанном в 1969-м году альбоме «At home» в изобилии слышны резкие гитарные риффы и гармоничная игра на ситаре Робби, мощная и органичная ритм-секция Клясси и Кора и сильный голос Маришки. Первым синглом с альбома стала песня «Venus», которая была №1 в США, Бельгии, Скандинавии, Франции, Италии, ФРГ, Японии, Австралии, Испании и многих других странах. Только в Америке сингл разошёлся тиражом более 3-х миллионов копий, а весь альбом получил статус "золотого" во многих европейских и азиатских странах. Ещё одним синглом с альбома стала композиция «Long and lonesome road».

image Click to view



Очередной альбом группы «Scorpio`s dance», выпущенный в 1970 году, обозначил отход «Shocking Blue» от "бит"-музыки в сторону "кантри-вестерн". Среди композиций особенно выделялась «Daemon lover», мощная и длинная рок-фолковая композиция со сменой ритмических рисунков.

image Click to view



Синглами с альбома вышли инструментальная «Scorpio's dance» и кавер «Sally was a good old girl». В этом же году группа записывает, одну из самых красивых своих песен - «Never marry a railroad man», которая занимает высокие позиции в чартах всей Европы.

Затем в начале 1971-го года на несколько месяцев к группе присоединился гитарист Лео Ван Дер Кеттери, с которым «Shocking Blue» записывает один из самых своих удачных альбомов - «3'rd album». Его начинала одна из самых ярких рок-композиций группы - «Shocking you» в исполнении Маришки.


 

Выпустив ещё пару синглов - «Blossom lady» и «Out of sight out of mind», - группа отправилась в мировое турне, и 28-30 июля 1971 года в Японии записала концертный альбом «Live in Japan», по неизвестным причинам так и неизданный. Запись показала превосходное умение группы работать "вживую", особенно учитывая тот факт, что во время выступления «Shocking Blue» обошлась без привлечения дополнительных музыкантов. Участникам коллектива пришлось выдавать очень плотную игру, чтобы не потеряться на фоне сильного голоса Маришки.

image Click to view



К тому времени в группе начались разногласия. Робби считал, что группа имеет ограниченный успех, и это постоянно приводило его в депрессивное состояние. Не выдержав этих недовольств, из группы уходит Клясси, и его место занимает Хенк Смитскамп. С его приходом звук группы меняется: из их музыки исчезают депрессивность и "психоделия" и появляются лёгкость и задор.



В 1972-м году выходят сразу два альбома - «Inkpot» и «Atilla». К тому времени «Shocking Blue» уже практически не замечают в США, и несмотря на то, что в Европе и Азии она продолжает пользоваться успехом, Робби всё больше угнетается положением дел. Спустя ещё год группа записывает свой самый необычный альбом «Dream on dreamer» с явным креном в сторону "фолк"-музыки. Но критики в своих статьях раздирают их новую работу на части, и Робби не выдерживает и покидает группу. К коллективу присоединяется гитарист и композитор Мартин Ван Вижк, который быстро осваивается, и новый альбом «Good Times» (1974) отличало глэм-роковое звучание. Синглами с него выпускаются композиции «Good Times» и «This America». При этом популярность группы не падает, она всё так же прочно удерживает высокие позиции в европейских и азиатских чартах. Но следующий, 1975-й год, становится роковым для группы: записав последний (очень сильный) сингл «Gonna sing me a song» с не менее мощной композицией на стороне "B" - «Get it on», коллектив покидает Маришка. Замены быть не могло, и группа «Shocking Blue» распалась.

Никто из бывших участников легендарной группы больше не смог добиться каких-либо заметных результатов на музыкальном Олимпе. Все они не раз появлялись в различных коллективах, время от времени делались попытки возродить «Shocking Blue», вследствие чего даже появлялись новые синглы - «The jury and the judge» (1986) и «Body and soul» (1994).

Из сольных работ пользовался некоторой популярностью лишь альбом Маришки «Shocking You» (1993), на котором она исполнила хиты «Shocking Blue» и других групп того времени в духе классического джаза.



В 1997-м году немецкая компания «Repertoire» выпустила в прекрасном коллекционном издании все (с участием Маришки) студийные альбомы группы «Shocking Blue», а также сборник абсолютно всех (!) синглов группы «Singles a's and b's».

После роспуска «Shocking Blue» Маришка начала сольную карьеру, которая  сложилась не очень успешно. Она записала десяток сольных синглов, но они не были замечены, хотя большинство из них звучали по радио.



В 1978 году Маришка исполнила единственный сингл «Neon City», записанный вместе с группой Робби «Mistral». В 1979-м году Робби планировал воссоединить группу «Shocking Blue» и даже был записан сингл «Louise», но проект был заморожен. Робби говорил, что единственной причиной, почему воссоединение не состоялось, была Маришка, но не объяснил, почему.

В конце 80-х годов Маришка появилась в составе группы «Veres». В начале 90-х годов она выступала на сцене с «The Clarks». Также Маришка работала с джазовыми музыкантами, и даже записала четыре диска в 1993-м году (Mariska Veres Shocking Jazz Quintet). А осенью 1993-го года она основала новую группу, и с позволения Робби, называла ее «Shocking Blue». Они записали одну песню «Body And Soul» (1994), которую спродюссировал Робби.

В 2003 году Вереш записала альбом c цыганским ансамблем Андрея Сербана «Gypsy Heart».

Маришка ни разу не была замужем и не имела детей. И очень любила кошек и торты. Она располнела, продолжала заниматься музыкой, экспериментировала с джазом и боролась с раком.



Маришка пела до последнего. Только в 2005 году вокалистка «Shocking Blue» покинула эстраду окончательно. Последнее выступление Маришки Верес на телевидении состоялось 1 января 2006 года. На нем она исполнила две песни - «Venus» и «River deep mountain high».

Через 11 месяцев, 2 декабря 2006 года Маришка скончалась от рака печени в возрасте 59 лет.

Использованные материалы:

Материалы сайта Википедия

Материалы сайта www.shizgara.su

Материалы сайта www.guitaristka.ru



1 октября 1947 года - 2 декабря 2006 года

исполнители, певицы

Previous post Next post
Up