![](http://www.litmir.net/data/Book/0/173000/173893/BCN_1378016987.jpg)
Книга имеет подзаголовок «Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний». Здесь собраны материалы многолетних наблюдений за жизнью крестьян села Гремячка и соседних сел и деревень Данковского уезда Рязанской губернии. Этнографическое исследование сделано Ольгой Петровной Семеновой-Тян-Шанской, дочерью знаменитого русского географа и путешественника, она проводила в имении отца большую часть года и имела возможность воочию наблюдать быт и нравы крестьян. Её труд остался незавершенным (Ольга Петровна умерла в 1903 году в возрасте 43 лет), но и то, что ей удалось записать, дает очень многое в знании крестьянской жизни на рубеже 19-го и 20-го веков.
Начинается книга описанием имущества - что составляло хозяйство среднего крестьянина и сколько стоило. Дальше идут маленькие главки, посвященные различным сторонам крестьянского быта:
свадьба - невестку рассматривали как дармовую рабочую силу, поступающую в распоряжение семьи, поэтому «малого… торопились женить»,
семейная жизнь -
«если муж бьет жену и при этом сломает или испортит тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему, разумеется, гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену. Да и всякая баба гораздо больше будет сокрушаться о каком-нибудь сломанном рогаче, чем о своих помятых боках»,
отношение к детям - первого ребенка «еще ждут более или менее радостно… Отец, понятно, ждет сына… К дочери отец относится совершенно равнодушно. Такое же отношение, впрочем, проявляет и ко второму и третьему сыну. Матери же начинают обыкновенно тяготиться уже третьим ребенком»,
роды и крестины - бабка (повитуха) «набирает в рот воды, льет на руки, мылит их, если у хозяев есть мыло, и «свидетельствует» роженицу… Мать идет в поле на работу дней через пять-семь после родов… От тяжелой работы непосредственно вслед за родами у редкой бабы не бывает в большей или меньшей степени опущения матки»,
взросление и воспитание ребенка - лгать ребенок учится рано, как только начинает понимать, за что его бьют: «С достоверностью можно сказать, что ребенок научается лгать от страха быть побитым… Курить начинают иногда чуть ли не с восьми лет»,
отношение к животным - «обращение с животными, конечно, довольно жестокое. Жалеют лошадь иди корову, главным образом, как рабочую силу и ценность». Собаки и кошки «животные не ценные, а потому с ними совсем не церемонятся»;
представление о Боге - «первые слова о Боге, которые слышит ребенок, это, разумеется, те, что «Бог накажет», поэтому Бог представляется ребенку прежде всего грозным»;
обычный распорядок дня в разные сезоны, представления о женской и мужской красоте, отношения между молодыми мужчинами и женщинами - «прежде чаще встречались целомудренные малые и девушки, а теперь целомудренного малого уже не найти, да и девушек таких совсем мало. В шестнадцать-семнадцать лет малый обыкновенно уже сходится с женщиной».
Во всех подробностях описан свадебный обряд, суеверия, связанные со свадьбой, и многое другое, составляющее крестьянский быт и представления о жизни.
Вообще картина вырисовывается не слишком радужная - тяжелый труд, опасные для жизни болезни (особенно в детстве - «в большинстве семей умирает более половины всех рожденных детей»), неразвитость, грубость, антисанитария, частый голод (в неурожайные годы), привычка к пьянству, незащищенность перед властью, широко практикующей и штрафы, и физическое наказание (порка), жизнь, большей частью протекающая будто во сне.
Нельзя не отметить прекрасное, стилизованное под лубок оформление книги, выполненное рукой И.Тибиловой. В самом конце приводится подробный план дальнейших исследований, который автору, к сожалению, в полной мере осуществить не удалось, но ценный сам по себе перечислением того, из чего состоит практически любая жизнь.