Фильм «Шкура»
примечателен двумя обстоятельствами.
Во-первых, он ещё раз подчёркивает важность выбора режиссёра для правильного раскрытия изначального замысла и, соответственно, успеха картины - не только сиюминутного, но и десятилетия спустя.
Положенный в основу ленты материал - роман того же названия итальянского мастера на все руки Курцио Малапарте - это сугубая чёрная комедия, которую следует реализовывать именно как чёрную комедию.
В качестве иллюстрации - типичный эпизод: командующий Пятой американской армией и французский генерал пререкаются по поводу медикаментов: среди подчинённых француза настоящая эпидемия сифилиса, но командарм-пять отказывает - мол, дефицитные лекарства только для американских писюнов.
Пожалуй, оптимальным вариантом было бы, если бы «Шкуру» поручили Цукеру-Абрахамсу-Цукеру, но и среди итальянских кинематографистов хватало на тот момент замечательных комедиографов, с одинаковой лёгкостью осваивающих и современность, и недавнее прошлое.
Однако режиссёром назначили Лилиану Кавани, отчего мы имеем дело с тягучей и мрачной драмой о непростых путях освобождения Италии от фашизма и нацизма, которая вдруг прерывается ураганными, в романном тексте, эпизодами, над которыми совершенно невозможно смеяться, ибо какой смех, если итальянская нация на глубоком распутье и у Liberazzione есть оборотная - пессимистично-фрустрирующая - сторона…
Во-вторых, для правильного восприятия персонажа его биография, его статус, его накопленный опыт пережитого и испытанного не менее важны, чем его место в текущем сюжетном раскладе. Показательный пример - параллельно развивающиеся любовные истории американца Джимми и неаполитанки Марии, а также американки Деборы и итальянца Курцио.
Джимми и Мария - юные существа, у которых за плечами нет ничего, их подтолкнул друг к другу слепой половой инстинкт, и, если бы обстоятельства сложились чуть иначе, они бы увлеклись кем-то другим - мало ли в Неаполе созревших девушек и разгорячённых парней.
Потому следить за перипетиями их амуров довольно скучно - хотя, не стану раскрывать подробности, Малапарте и здесь умеет изумить, внеся толику фривольности, в общем, предсказуемый сюжет о межнациональном влечении впервые полюбивших сердец.
В то время как вторая история - про Дебору и Курцио - куда более увлекательна именно потому, что перед нами не «чистые доски», но вполне состоявшиеся личности, у которых за плечами столько всего: Дебора не только супруга влиятельного американского сенатора, совершающая в интересах мужа рекламную поездку на фронт, но одна из пионеров женской авиации, дама решительная, резкая, откровенная и властная.
Курцио - с его фашистским прошлым и коллаборационистским настоящим (теперь он в чине капитана служит офицером связи между американским командованием и местным населением) - тоже не прост.
Их отношения - это странная смесь откровенной вражды, соперничества и влечения, когда оба понимают, что им не уйти от неизбежной близости, но всячески оттягивают этот момент, придавая картине необходимую интригу.
Разумеется, на фоне этой изощрённой любовной игры, которая сама по себе есть отдельное удовольствие, текущие слюнки Джимми и Марии выглядят убого; молодёжь, впрочем, в этом не виновата, против Деборы и Курцио - в разрезе зрительского внимания - у них не было ни единого шанса.
За наводку спасибо
kirovtanin