Буду судить предвзято, ведь это - самое главное в жизни. Так что не обессудьте. В воскресенье в необычайно заполненном арт-зале Дома Кино (пустовало всего около половины кресел, невиданый ажиотаж!) смотрели "пену дней". Смотрели в воскресенье, а пишу в среду, потому что было просто необходимо прочесть книгу, да и чуток утрясти всё в голове.
После прочтения окончательно выкристаллизовалась мысль, поселившаяся еще в кинозале. Фильм мягко говоря, весьма посредственный, во всяком случае на несчётные порядки слабее романа. При том, что снят весьма близко к тексту. Но увы, очаровательная виановская игра слов, потрясающие метафоры и безумные по красоте эпитеты вылились в дёрганный сюрр, напоминающий то битловское "волшебное таинственное путешествие", то "сон Аленки" Шванкмайера. Далеко французскому кинематографу до человеческой фантазии. А те аллюзии и каламбуры, которые всё-таки остались, воспринимаются гораздо хуже, чем при чтении, порой просто неловко подвисая в воздухе, как неуслышанная шутка.
Не смотря на общую близость к тексту, некоторые чудеса всё же случились. Почему-то белокурый Николя стал чернокожим, и, что трагично, вместе с племянницей. В итоге, сияющая ярче пламени, копна волос превратилась в непонятную золотистую подвеску. Политкорректность? Едва ли, ибо странные, но атмосферные свадебные педералы экранизацию не пережили. Точно так же растворились и многие другие моменты, вроде мелкие, но которые в книге "цепляют", раскрывая души персонажей. Разумеется масса сохраняется. Так что появилась и режессёрская отсебятина, врочем, в крайне умеренных количествах.
Вот что откровенно понравилось в фильме - так это игра с цветом. Не только вещи меняются, но и весь мир обесцвечивается и сереет, цвета покидают его вместе с тем, как убывают силы Хлои. Вместе с тем как нищает и взрослеет Колен и оказывается, что живёт он не в инфантильной пасторали, а в довольно-таки неприглядной антиутопии.
В сухом остатке - спасибо Мишелю Гондри, без него я бы едва ли прочитал роман Виана (в обозримом будущем по крайней мере) и многое бы потерял. А теперь еще надо посмотреть две другие экранизации. Собственно, ради мнеподобных невежд и стоит хоть как-то экранизировать хорошие книги, я так считаю.