Проект установления папства в Москве

Mar 02, 2013 15:15



В царствование Федора Алексеевича возникла такая идея: учредить на Москве папство... Ее высказал Семеон Полоцкий, белорусский просветитель, писатель, педагог, приближенный к русскому царю. На патриаршестве тогда был Иоаким, Симеон же симпатизировал Никону, который был изгнан с патриаршества и находился в ссылке. Семеон предлагал учредить патриаршие кафедры в Новгороде, Казани, Ростове и Крутицах. Иоакима послать в Новгород, папой сделать Никона. По крайней мере, ходили такие слухи.

Семеон Полоцкий был православным, но он был человеком западной культуры, агентом западного культурного влияния. С его точки зрения это было вполне логичное предложение. Согласно социальным и эстетическим воззрениям того времени, это было бы достижение совершенного общества на земле. Папство тогда было очень привлекательно, я думаю, для многих в России: иерархия должна быть законченной: монарх в государстве, монарх в церкви, и там и там в единственном числе, в результате во всем устанавливается гармония, симметрия, размеренность, чин и благолепие... Русский царь при этом как бы сравнялся со всем западным миром: русских князей всегда соблазняли королевским титулом, полученным от папы. Теперь московский царь один, в единственном лице, и при нем его Папа Московский... Это был бы слепок, зеркальное отражение западной блистательной церковной централизации, на которую Восток смотрел с завистью.




Такова магия слова. Хотя слова тут в сути ничего не меняют. Александрийский патриарх тоже исстари назывался папой. "Папа" и "поп" - одно и то же, любой батюшка - папа. Римский же папа по учению Римской церкви - это не просто один из епископов, это преемник Петра, глава Церкви, наместник Бога на земле. В православии нормально, что есть патриархи, и их несколько, и их может стать больше - все зависит только от статуса города.

Конечно, для православных предложение Семеона означало бы снижение авторитета патриаршества. Тогда Иерусалим стал бы вровень с Казанью и Ростовом, с русской провинцией. Русь и так смотрела на восточных патриархов без особого трепета, хотя они нужны были, чтобы поддержать то или иное решение московской власти. Осуществись предложение Семеона Полоцкого - Россия еще больше бы превознеслась. Любопытно пофантазировать: что с папским престолом на Москве сделал бы царь Петр Алексеевич? Можно быть уверенным заранее, что он держался принципа: "папа с воза - кобыле легче".

Такое предложение, кстати, можно было сделать только царю Федору Алексеевичу. Он был полонофилом, и слово «папа» ему не претило. Возможно, Иоаким отговорил... И потом, даже Федор мог почуствовать угрозу в этом самой царской власти. Наконец, народ, еще волнующийся расколом после реформ Никона, мог бы увидеть в этом окончательное доказательство прихода антихриста...

Previous post Next post
Up