Общаться с ребёнком. Как? - по следам чтения книги Ю.Б. Гиппенрейтер.

Nov 30, 2011 13:31

Решила завести новую метку и писать о прочитанных книгах о воспитании детей, я себе намедни целый список написала! Начну, понятное дело с Гиппенрейтер Ю.Б. "Общаться с ребёнком. Как?" Я много слышала об этой книге, и вот сподобилась прочитать. Написана книга просто, доходчиво, логично. Под катом - основные пункты и правила.
Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, за то. что он есть!
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого были основания.
Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематичесским, иначе оно перерастёт в неприятие его.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!"
Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
- возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
- по мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.

Личность и споосбности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Постепенно, но неуклонно, снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.
Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".

Активно слушать ребёнка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Важные правила беседы по способу активного слушания:
- повернитесь к ребёнку лицом.Важно, чтоб его и ваши глаза находились на одном уровне;
- если вы беседуете с расстроеным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтоб ваши ответы звучали в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия;
- держите паузу в беседе - пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.
Результаты активного слушания:
1. Исчезает/ослабевает отрицательное переживание ребёнка.
2. Ребёнок, убедившись. что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше.
3. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.

Что нам мешает слушать ребёнка:
1. Приказы, команды(убери, сейчас же переснать, замолчи,...)
2. Предупреждения, предостережения, угрозы( смотри, как бы хуже не стало, если не прекратишь плакать, я уйду, ...)
3. Мораль, нравоучения, проповеди(ты должен уважать взрослых, ты обязан вести себя как подобает, ...).
4. Советы, готовые решения(а ты возьи и скажи..., я бы на твоём месте дал сдачи, ...).
5. Доказательства, логические выводы, нотации, "лекции"(сколько раз тебе говорила, без конца отвлекаешься - вот и делаешь ошибки, ...).
6.Критика, выговоры, обвинения(всё из-за тебя! вечно ты так! опять всё сделал не так! ...).
7. Похвала-оценка.
8. Обзывание, высмеивание(плакса-вакса, не будь нюней! ну просто дубина! ...).
9. Догадки, интерпретации(небось опять подрался, я вижу, что ты врёшь, ...).
10. Выспрашивание, расследование(нет, ты всё-таки скажи! почему опять получил двойку? почему ты молчишь?...)
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевание (успокойся, не обращай внимания, ....).
12. Отшучивание, уход от разговора.

Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Когда вы говорите о своих чувствах, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, о его поведении.
Преимущества "я-сообщения":
- позволяет выразить свои негативные чувства в еобидной для ребёнка форме;
- даёт возможность детям ближе узнать родителей;
- когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренни в выражении своих;
- высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.
Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Чтобы избегать лишних проблеми конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.

Конструктивный способ разрешения конфликтов: выигрывают и родитель и ребёнок. Способ основывается на активном слушании и "я-сообщениях". Шаги:
1. Прояснение конфликтной ситуации - начинать надо с выслушивания ребёнка.
2. Сбор предложений- как же нам поступить?
3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлимого.
4. Детализация принятого решения.
5. Выполнение решения, проверка.

Правила(ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка. Но правил(ограничений, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Найти золотую середину помогает образ четырёх цветовых зон поведения ребёнка:
Зелёная зона - всё, что разрешается делать ребёнку по его собственному усмотрению или желанию
Жёлтая зона - действия, в которых ребёнку предоставляется относительная свобода, т.е. разрешается действовать по выбору в пределах определённых границ.
Оранжевая зона - действия ребёнка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются.
Красная зона - неприемлимые ни при каких обстоятельствах действия.

Родительский требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Правила(ограничения, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Основные причины серьёзных нарушений поведения детей:

1. Борьба за внимание
2. Борьба за самоутверждение.
3. Желание отомстить.
4. Потеря веры в собственный успех

Чтобы выявить истинную причину плохого поведения, родителю нужно обращать внимание на собственные чувства.
Если ребёнок борется за внимание - то у родителей возникает раздражение.
Если подоплёка плохого поведения - противостояние воле родителя, то у того возникает гнев.
Если скрытая причина - месть, то ответная реакция родителя - обида.
При переживании ребёнком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадёжности, а порой и отчаяния.
Что же делать, если ребёнок ведёт себя плохо? Самый общий ответ: постараться не реагировать привычным образом, т.е. так, как ждёт от вас ребёнок.
Способы корректировки плохого поведения:
- при борьбе за внимание - найти способ показать ребёнку ваше положительное внимание у нему;
- при борьбе за самоутверждение - уменьшить контроль;
- если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя, что заставило ребёнка причинить её вам? Какая боль у него самого?
- в случае отчаявшегося родителя и разуверившегося в себе подростка самое умное - перестать требовать "полагающегося" поведения.

В детстве мы узнаём о себе только со слов и отношения к нам близких.
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него.
Каждым обращением к ребёнку - словом, делом, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием - мы сообщаем ребёнку не только о себе, о своём состоянии, но и всегда о нём, а часто - в основном о нём.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Как мы можем это сделать:
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы (мне хорошо с тобой; я рад тебя видеть; хорошо, что ты пришёл; я по тебе соскучилась; мне нравится, как ты..., как хорошо, что ты у нас есть ....).
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.

Вот как-то так, маленький конспект хорошей книги. Возможно, это уже все, кроме меня почитали, но на всякий случай делаю кнопку перепоста - вдруг кому-то будет полезным.

воспитание

Previous post Next post
Up