Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнёшь плести нить собственных размышлений - книга достигла цели.
Никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда.
Эти две фразы, которыми начинается книга Я.Корчака "Как любить ребёнка". Это книга-размышление, книга-рассуждение, это попытка взглянуть на наш непонятный взрослый мир глазами ребёнка. Эта книга - не сборник советов и готовых решений, это рекомендация маме узнавать своего ребёнка, не пытаться вписать его в общие рамки развития. Это очень правильная книга! Я была согласна с автором в 99%, а оставшийся 1% - это очень мало, учитывая то, что книга была написана век назад!
Я даже не знаю, как пересказать содержание. Попробую всё-таки выбрать цитаты, хотя это невероятно сложно, это просто нецитируемая книга, её надо читать всю. Мои комментарии будук курсивом.
Ты говоришь: - мой ребёнок. Нет. Ни в месяцы беременности, ни в часы родов ребёнок не бывает твоим.
Хороший ребёнок: надо поостеречься, чтобы не путать "хороший" с "удобным".
Если бы молодая мать знала, какое значение имеют эти первые дни и недели не столько для здоровья ребёнка сегодня, сколько для будущности обоих, и как легко их испортить ( Корчак постоянно подчёркивает, что младенца надо узнавать, что надо доверять своим инстинктам, приобретать свой опыт, а не ждать готовых решений от врача, для которого ребёнок представляет интерес только как пациент).
Во время этих (бессонных) ночей может родиться чудесный союзник, ангел-хранитель ребёнка - интуиция материнского сердца, предвидение, которое складывается из воли исследователя, мысли наблюдателя, незамутнённости чувства.
Новорожденному нужна материнская грудь. Молочная железа даёт столько молока, сколько от неё потребуется. Молоко пропадает именно тогда, когда ребёнок высасывает меньше, чем даёт грудь. Кормить может каждая мать. У каждой - достаточно молока. Только незнание техники кормления лишает мать природной её способности. Кормление - это естественное продолжение беременности
Не "как часто кормить", а "сколько раз в сутки" - вопрос, сформулированный так, предоставляет свободу матери: пусть она сама составит расписание, удобное ей и ребёнку.
"Пять кормлений в сутки по 10 минут" - это мёртвая схема.
Пока смерть косила рожениц , о новорождённом думать было некогда. На него обратили внимание, когда асептика и помощь при родах стали гарантировать жизнь матери. Может, недалёк тот час, когда мы заговорим не только о вегетативном, но и психическом развитии ребёнка до года, о его личности, о его жизни( теперь кажется странным, что когда-то об этом не говорили, правда? Какой всё-таки мудрый был человек!)
Когда ребёнок должен ходить и говорить? - Когда ходит и говорит. Когда должны резаться зубы? - Именно тогда, когда режутся. ( Корчак выступает против усреднённой нормы, постоянно подчёркивает, что каждый ребёнок - это отдельный случай, который растёт, учится и развивается по-своему).
3 основных права ребёнка:
Право ребёнка на смерть.
Право ребёнка на сегодняшний день.
Право ребёнка быть тем, что он есть.
Корчак очень негативно высказывается о том, что взрослые фактически не дают ребёнку жить, выстраивают вокруг него стенку запретов, ограждений, остережений. Поэтому ребёнок со временем начинает жить не сегодняшним днём, а ожиданиями взрослой жизни, когда всё будет можно, а в ожидании этого светлого времени растёт скучающим рабом - без права на своё мнение, на свои решения.
Есть и другая крайность - вседозволенность. В этом случае в доме растёт скучающий тиран )))) И ещё неизвестно, что хуже. Корчак говорит о том, что задача родителя - воспитывать, а не потакать. Вот только очень часто родителям проще отложить свою задачу и потакать прихотям. Но выстраивать границы необходимо!
Интересная и новая для меня мысль: младенец старается познать себя, окружающий мир, потому что с этим связано его мышление. Спрашивая "что это?" - словами или взглядом, он ждёт не названия, а оценки - т.е. ребёнок познаёт мир через НАШИ оценочные суждения! Я раньше вообще об этом не задумывалась почему-то, хотя это так просто и естественно.
Ребёнок - сто масок, сто ролей одарённого актера. Он один - с матерью, другой - с отцом, бабушкой, дедом.
В области чувств он превосходит нас, потому что не знает тормозов.
В области интеллекта по меньшей мере равен нам.
У него есть всё. Ему не хватает только опыта.
Ребёнок неопытен. Он ищет помощи, потому что сам справиться не в силах. Проявляя самостоятельность, он узнаёт горечь поражения. Завися от других, он теряет терпение. Даже детские игры ещё не дождались основательных клинических исследований. Игра не столько стихия ребёнка, сколько единственная область, где мы позволяем ему проявлять инициативу в более широком диапазоне. Конечно, детство в описании Корчака выглядит печальным: ограничения, запреты, принуждения, полная зависимость от взрослых. Поэтому, как считает автор, именно в игре ребёнок "прячется" от взрослого мира. Я с этим не согласна - как-никак, слушала курс лекций по возрастной психологии в университете ))). Но я вполне допускаю. Что детство во времена Корчака было таки менее радостным, чем сейчас.
Зато мне очень понравилось, как Корчак говорит о многих видах игры как о работе - копать ямку, строить шалаш. Поэтому детскую комнату он видит как мастерскую, как склад необходимых для изучения окружающего мира материалов и инструментов (привет Монтессори!) . Но тогда из детской пришлось бы удалить больничную тишину, больничную чистоту, благопристойность, покой и ужас перед царапиной на пальце.
Особое место занимают игры, цель которых заключается в пробе сил, в осознании своего значения, а этого можно достичь, лишь сравнивая себя с другими. Благополучие ребёнка далеко не в полной мере зависит от того, как его оценивают взрослые, но в равной и даже, может, в большей степени - от мнения ровесников, у которых другие, иной раз не мене твёрдые принципы в определении значения членов своего общества и распределении прав между ними.
Ещё Корчак очень интересно описывает вопросы об окружающем мире, которые задаёт себе ребёнок, парадоксы поведения и отношения, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и постепенное осознание ребёнком себя маленьким, одиноким и неопытным перед лицом большого и непонятного мира. Для меня эти главы были действительно как путешествие в детство - ведь и для меня мир был когда-то непонятным и пугающим! И очень своевременно прочитать это сейчас, чтоб понимать, каково моему ребёнку, который сейчас словно исследователь неизвестного.
Ребёнок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнётся, усталый, остановится, чтобы перевести дух. Ребёнок хочет, чтобы к нему относились серьёзно, хочет доверия, хочет получить от нас помощь и советы. Мы же не относимся к нему серьёзно, беспрестанно подозреваем, отталкиваем, не понимаем, отказываем в помощи. - мне эти слова кажутся такими горькими! Как мало детям в сущности надо, и даже такую малость мы иногда не можем им дать… Это постоянная работа над собой - слушать ребёнка, стараться понять, а не отмахнуться, не оценивать своими мерками глубину горя или величину проблемы. Последняя часть книги посвящена периоду полового созревания, юности, первой любви , юношеским мечтам. Я позволю себе не цитировать и не комментировать эту часть потому, что мне этот период кажется ещё очень отдалённым и поэтому не очень актуальным пока что.
Спасибо всем, кто осилил. Надеюсь, кому-нибудь пригодится.