Из детского дома в дом пристарелых

Mar 20, 2010 18:17

Одна знакомая друзей, репетитор, рассказывала что помимо работы еще занимается с умственно неполноценными людьми в доме пристарелых. Само название этого дома, оказывается, не означает, что там живут только старики, туда же поселяют и молодых людей, с отклонениями в развитии, которых уже нельзя держать в детском доме. Если "ребенку-инвалиду" по достижении 18-ти лет государство не нашло работу или он вообще не может работать, его поселяют в дом пристарелых на всю жизнь. И вот эта знакомая поддерживает уровень социализации таких людей, а где возможно, поднимает его.

Но она не просто рассказывала, она собирает для этих людей одежду. А одежды им надо во много раз больше, чем обычным людям, поскольку некоторые из них плохо контролируют себя, а значит одежда может быть испачкана несколько раз в день, за едой, на прогулке и т. д. Государство предоставляет им только помещение и еду, остальное - забота волонтеров. Ну вот я собрал старую одежду, и мама собрала и скоро понесу этой девушке, но как же мрачно об этом думать, сам я наверное не смог бы не то что заниматься с такими людьми, но даже отнести туда эту одежду. В детстве я очень много видел таких людей, а самого первого человека с диагнозом кретинизм (а может имбецильность) я запомнил на всю жизнь, как свой первый детский страх, он жил по соседству и целыми днями сидел на лавочке у нашего подъезда.

И вот я думаю иногда о таких людях, и об обществе и понимаю, как же мне повезло еще при рождении, но как же сложно вообще думать о людях, у которых проблемы с сознанием, им же невозможно !сочувствовать! в полной мере, их состояние непредставимо для человека в здравом уме. Им можно сочувствовать только через некие моральные посредники, не напрямую.

Им не больно от ран, им просто что-то недоступно, (а может и открыто нечто другое, может в сознании идиота находится ответ на вопрос "какие сны в том смертном сне приснятся?") даже не поймешь страдают ли они от этого, может они наоборот счастливы. Но здоровым людям они кажутся безобразными, а значит и несчастными. В любом случае, общество должно удовлетворять хотябы их физиологические, экзистенциальные и (возможно) социальные потребности.

Мысли о том, что от простых здоровых граждан зависит качество жизни беспомощных людей наверняка натолкнули бы меня на мысль "надо найти время и что-то делать для них, раз уж у меня все хорошо", если бы я был человеком дела. Тоесть надо идти и без всяких рассуждений делать то, что бесспорно необходимо, например 4 часа в неделю что-нибудь разгребать, помогать, раздавать, информировать. Но вместо этого я, как теоретик, думаю о милосердии, волонтерстве, об уровне жизни в Украине и Европе...

Часто приходится читать и слушать, что в развитых европейский странах, в штатах, в Японии очень распространено волонтерство. И это по-моему не только в воспитании и образовании дело. Дело в том, что эти общества уже привыкли к высокому уровню жизни, когда твоя семья живет хорошо, и соседи не бедствуют, и службы нормально работают появляется свободное время. Люди вкладывают его кто куда, в развлечения, достижения, и иногда в человечность, в помощь другим. Тоесть чтобы помощь другим была обычной практикой в обществе, нужен обьективно высокий уровень жизни, (или послевоенная разруха, экстренный случай) а чтобы помощь другим стала обычной практикой для конкретного человека, видимо нужно глубоко внутри себя понять, "Я в полном порядке", тогда только помощь другим не будет наталкиваться на тяжелые мыслительные процессы типа самолюбования с последующим стыдом или рефлексии по поводу собственных мотивов типа сердцем ли я добр или разумом, а нужно ли вообще быть добрым чтобы помогать.

Но я все равно часто думаю о помощи механической, по рациональному убеждению, и сочувственной помощи по велению сердца, видимо оба подхода верны и главное сам результат. Но неужели все настолько относительно, иногда так хочется получить четкий ответ, а не "вы оба правы". Тоесть мысли о морали невозможно сложны, но зато !ощущения! от любого доброго дела всегда самое простое в мире, самое понятное и самое прекрасное... но все это скорее всего исчезнет, как только начнешь объяснять, спрашивать, что такое добро, добрым ли было это дело. Но отказаться от объяснений можно только после того, как серьезно в них погряз, как художники отказываются от фигуративности пройдя период реалистичной изобразительности...

А вообще, если у кого-то есть ненужные вещи, можно туда нести. Даже можно не прям туда, а девушке этой передавать.

мысли, жизнь, просебятина

Previous post Next post
Up