Прежде чем уступить место новой эпохе, Постмодерн спасет мир от финансового кризиса!
Я, конечно, не силен в экономике, но из нескольких статей и лекций мне кое-что известно о причинах глобального экономического кризиса, кроме того, современная ситуация в мире мне понятна и близка из-за прогрессирующего постмодернизма головного мозга, ) позволяющего мне авторитетно рассуждать обо всем мире на правах обычной рефлексии. =) Я, как и весь мир, с его информационной экономикой, все еще радуемся удивительным возможностям "виртуального мира". Например то, чего нет физически, легко заменяется выдуманным, виртуальным. Это касается перемещения в пространстве, впечатлений, знаний, общения, достижений, денег, идеалов. Все это представлено в виртуальном мире телевидения, мобильной связи, интернета, этим уже никого не удивишь.
За последние полтора века в мире, в самом деле, произошло много беспрецедентных изменений, как бы ни хотелось назвать все это витками спирали, повторением обычных циклов развития, все равно, это происходит очень быстро, быстрее, чем когда-либо. Железные дороги, фотография, электричество, радио, кино, телевидение, ядерная бомба, компьютеры, интернет. Наша "новая природа" успешно познает окружающий мир и своих беспечных создателей. Никогда еще плотность информационного потока не росла так быстро, а люди не были настолько привязаны к информации (винтам, паролям, пин-кодам). Вобщем время уникальное.
Главное значение технического прогресса в том, чтобы заменить живую рабочую силу на искусственную. Биологические организмы отдыхают, работают механические, потом механические становятся еще и электрическими, затем информационными. Грузовик, станок или компьютер это фактически виртуальная рабочая сила. Она производит товар и получает зарплату, в виде электроэнергии, ремонта, апгрейда. Отличия от живых профессионалов не большие, о них чуть позже. Деньги тоже стали виртуальными, даже не с появлением электронных кошельков с титульными знаками, а с тех пор, как доллар перестал обеспечиваться золотом. Он стоит столько, сколько за него готовы дать, чем больше доверия к американской экономике, к американской мечте даже, тем крепче позиции доллара в мире. Итак, виртуальная рабочая сила есть, виртуальные деньги - тоже. Все привыкли, все понятно. И вот наступает кризис.
Суть которого в том, что оптимистичный средний класс в развитых странах привык к растущему благосостоянию, привык жить в кредит. Все брали "деньги из будущего", думая, что жизнь то она воооон какая длинная, заработаем. К тому же, как не взять новый пылесос, когда твой уже совсем устарел, в нем даже нет видеокамеры с функцией распознавания мусора!? То же самое делали производители, и в итоге на виртуальных деньгах производство выросло быстрее, чем платежеспособный спрос, люди поняли, что взяли в кредит слишком много и отдать не получится, никак, короче п....ц всім сподіванням.
Рыночная экономика подразумевает постоянный рост. Надо постоянно расширять свои границы, сферы влияния и будь у нас вторая планета, проблем бы не было, никаких лишних товаров и незанятых людей - все на Венеру, строить Город Солнца! Но захват территорий и рынков сильно отстает от роста производства, поэтому вместо территорий люди стали массово захватывать "светлое будущее". Чтобы выйти из кризиса нужно искать альтернативу растущему потреблению, которое раньше было залогом благосостояния капиталистических обществ. Печатать новые деньги нельзя, все знают, что это приводит к инфляции, а значит нужно напечатать новых потребителей! И вот тут начинается самое интересное.
Как я уже убедил себя, и вас надеюсь тоже, виртуальная рабочая сила есть, виртуальные деньги есть. Одиноким в своей реальности, остается лишь потребитель. Но как было бы хорошо, если бы кто-то покупал излишки производства, удовлетворялся ими и работал на благо всего общества. Собственно станок, будучи виртуальной рабочей силой, которая производит и потребляет товары (запчасти, эдекртичество), уже является потребителем, с тем лишь отличием, что станок не размножается и у него нет воли. Машина не может выбрать какой бензин/электроэнергию купить, за кого проголосовать рублем. На нее нельзя воздействовать рекламой, промыть ей мозги... или можно?
Может показаться, что я намекаю на искусственный интеллект, но это совсем не так. Сымитировать потребительское поведение легче, чем разум, ведь потребители действуют обусловлено, что-то можно просчитать, скопировать с реальных потребителей, что-то спрогнозировать с учетом колебаний спроса, например сезонных или событийных. Вобщем нужно создать виртуальную игровую среду с многочисленными агентами, которые будут покупать разные товары за реальные деньги, причем не только в интернет-магазинах. Виртуального потребителя будут брать с собой в супермаркет и он будет совершать покупки. Его глазами будет скажем камера на мобилке, такой себе антикризисный тамагочи. Вообще его можно нацепить себе на грудь, как бейджик, пусть смотрит на мир, на рекламу и стремится купить машину круче, чем у соседа. Агенты игры будут работать, умирать и размножаться, им также нужно будет платить зарплату. Главное чтобы была сымитирована потребительская воля, предсказуемая и управляемая в той же степени, что и настоящая потребительская воля. Работать такие агенты смогут в качестве вычислительных единиц, поисковиков, анализаторов баз данных, короче, мозговые клетки на зарплате, если нечего будет делать им можно придумать кучу фиктивных задач, благо в игре не нужно будет полностью воссоздавать реальность. Просто нужно трактовать их не как средства производства, а как простых потребителей. Дать агентам игры волю и права, в розумных пределах конечно. Люди смогут подправлять их алгоритмы, по решению ООН например.
На практике товары, купленные виртуальными потребителями, будут публично утилизироваться, или торжественно отправляться в космос, это зависит от фантазии реальных потребителей =). В любом случае, из утилизации (или выброса с планеты вон) излишков производства можно сделать огромное дело, превратить в шоу например. Глобальный ритуал выбрасывания товаров, выбрасывание со значением потребления, даже еще значимее! Сам факт существования такого явления заставит задуматься, найти реальное решение проблемы рыночной экономики. Ведь эта идея, является временным амортизатором, отсрочкой, а не решением, и вообще это все преимущественно для лулзов, но смех ведь полезен, особенно в кризис.
А если идею развить до фантастики, получится, что мы отдадим виртуальным потребителям всю грызню за материальные ценности, и чем больше у них будет прихотей, тем больше мы выбросим или утилизируем. Виртуальные потребители будут заболевать жаждой наживы, пока мы будем от нее выздоравливать. Рано или поздно прийдет к тому, что люди будут выбрасывать 90% товаров, а сами будут ориентироваться на другие ценности, увидев свои ошибки со стороны. Постепенно денежная система полностью уйдет в виртуальную игру. В один прекрасный день люди выкинут последний товар, после чего останется отправить в космос только сами компьютеры с этой "игрой". Демон будет изгнан и земля превратится в рай! =)
А по-другому если развивать, то мы, наверняка, пожалеем созданных нами агентов и будем периодически посылать к ним агента со специальной программой пророка или мессии. Понятия не имею, что люди смогут дать агентам, которые благодаря таким пророкам вдруг прозреют, осознают всю глупость их игры... но мы что-нибудь придумаем. Напишем для них более одухотворенную игру.
З.Ы. Пост написан под впечатлением от лекции
Шильмана о постмодернизме и от повторного просмотра
лекций Клейна о капитализме. Идея не вполне моя даже, во время лекции Клейна кто-то из аудитории сказал что-то типа "а может создать идеального портебителя", но как многие гениальные мысли, эта идея не удостоилась даже элементарной реакции, и вот я решил подумать на эту тему. )