О прощении

Oct 05, 2010 02:28

К сожалению я не умею сказать об этом в двух словах, и даже в паре предложений не могу, но если я изложу все хорошо и вы правильно меня поймете, то надеюсь вы простите меня за многословие и поделитесь своим мнением на этот счет.

Сегодня был насыщенный рабочий день, в который мне удалсоь не только хорошо поработать, но и много подумать. Я вспоминал евангельские тексты, думал о том, кому и как я навредил и кто и как навредил мне и вернулся к своим мыслям о прощении, к современным и давним и кажется я что-то понял. Мысли оформились в слова и теперь я могу (и очень хочу) ими поделиться.

Мне было непонятно, как прощать других людей и самого себя, что можно простить, а что нельзя и как может выглядеть прощение изнутри, что происходит в душе и в сознании того, кто прощает. Возможно ли простить насильника-убийцу, Гитлера, Иуду? И вот сейчас у меня появилось мнение на этот счет, которое я хотел бы обсудить, и проверить чтоли.

Я довольно поздно начал пытаться осознавать механизм прощения. Мне было что-то около 18-ти лет. К нам зашел отец и остался ночевать и вот, чуть ли не впервые в жизни, мы с ним стали говорить о чем-то серьезном, причем не в виде спора, где он, конечно же всегда прав, поскольку старше, и вообще, яйца курицу не учат, а просто стали нормально разговаривать. Он рассказал историю, подробностей которой я не помню, но суть помню хорошо. Некий человек (рассказчик) встретил преступника, совершившего ужасное преступление, типа предательства или убийства, и это касалось расказчика непосредственно, и вот он мог убить злодея на месте, повесить, но он отпустил его сказав: Я прощаю тебя, но Бог тебя накажет! Так и вышло, преступник мучался угрызениями совести и повесился (прям как Иуда). В истории, или в том, как ее понимал отец, был вывод, что нечего злодея осуждать, Бог сам осудит и вообще, неожиданное прощение колет острее кинжала. И на это я почти не подумав сказал (вернее из меня вдруг вырвалось): Что же это за прощение, если простивший втайне желал чтобы тот, кого он простил был наказан, и он был вполне доволен тем, что он повесился. Это не истинное прощение, а притворство. Он как бы сделал Бога частью своего плана, по которому тот злодей конечно же должен был быть наказан. А истинное прощение подразумевает полный отказ от осуждения, простивший отдает прощенного в руки Господа и не ждет от Него того или иного решения. После моих слов отец вдруг изменился в лице и сказал, что он никогда раньше и не думал в таком ключе, что наверное я прав. Мне конечно лестно было, хотя не то чтобы отец был для меня большим авторитетом в вопросах морали, но эту мысль я отложил и возвращался к ней потом не раз, ведь это была часть рассуждения, которое я сформулировал только сейчас, и которое хочу изложить в этом посте.

Прощение, с расчетом на дальнейшие муки адские - это первый способ "прощать". Второй способ - прощать другого за слабости, которые сам имеешь, за грехи, которые сам не раз совершал. Как бы рука руку моет, круговая порука. То, что простил себе, прощаешь и другим, терпим к людям оттого, что осознаешь свои недостатки, как Стива Облонский. Но это, на мой взгляд, тоже не совсем прощение, так можно вечно жить в мире прощающих друг друга воров, лентяев и сластолюбцев. И вообще, как можно себе что-то простить, я так и не понял, но это отдельная тема, поэтому о ней коротко. Если человек нашел в себе грех, скажем в результате рефлексии, откопал грешные мотивы, то грех этот может быть прощен только извне, человеком или Богом (но тоже, видимо, через человека). А если он нашел грех, и нашел обстоятельства, вынудившие его так поступить, то значит это как бы и не грех и прощать нечего, то есть нельзя простить себе грех, можно объяснить себе почему вот ЭТО - не грех, а например досадный форсмажор.

Истинное прощение - основа христианства, это прямое следствие любви к ближнему, в том числе и к врагу своему. Прощать не просто (как я раньше думал), это тяжелый духовный труд, главный труд христианина. Так мир очищается от зла, каждый простивший совершает маленькую победу над Дьяволом, в своей душе и в душе того, кто прощен. Возьмем наш земной мир, все люди участвуют в гонке за деньгами, властью, авторитетом, за правом обладать ценностями, не только материальными, но и духовными, кидая все в одну кучу, лишь бы быть первым, или первее кого-то (хотя "последние станут первыми" и "блаженны нищие духом"), пытаются доказать свое превосходство над другими уничтожая целые нации за свою религию или в интересах государства. Дьявол везде, в том числе и в этом посте, ведь я не только хочу донести до людей мысль, которая может быть поможет им в чем-то, но непременно хочу показаться умным, понимающим, человеком с офигенно высоким уровнем потребления духовных ценностей. И мне никуда от этого не уйти, вернее очень сложно уйти. Человек чертовски слаб, в каждой его слабости - Дьявол.

Возьмем слабость к передаче страданий другому. Вот некий человек, родился не в любви, но остался жить, ребенку не уделяли внимания, били его, или просто ребенок родился сложным, странным. Люди не сумели полюбить его, не смогли понять и он страдал и хотел избавиться от страданий. Потом ребенок вырос и слабость подсказала ему великую ложь, что страдания исчезнут, если их кому-то передать, кому-то кто виноват, или как-то символизирует виноватого. И вот человек становится серийным убийцей, убивает детей или женщин, умножает страдания, и может быть до поры до времени сам от них избавляется. Но это полбеды. Потом начинается суд, маньяка заперают в клетку, чтобы его не растерзали люди, ведь тех, чьи родственники убиты трудно убедить, что это дело правосудия, о прощении никто и не заикается. Нередко им хочется отомстить, грубо, физически, и это понятно. Мстителей обманывает та же слабость, они страдают и думают, что избавление от страданий в том, чтобы растерзать злодея, и вымещая гнев, или просто осуждая в душе, они тоже умножают страдания. А как умножают страдания те, кто рассказывает о маньяках по телевизору, нас часто учат ненавидеть и бессмысленно страдать, но почти не учат прощать.

Страдания сами по себе не есть зло. Но страдания переданные дальше, преумноженные - это победа Дьявола, а удержанные в себе, и завершившиеся на себе - победа Бога. Получается, что Дьявола нужно выстрадать из своей души, до последней капли (ведь он - неотъемлемая часть человека) и прощение происходит именно через страдания. Например вас оскорбили, или кот-то повел себя ужасно, надругался над вашей системой ценностей и вы уже сделать ничего даже не можете, например момент упущен. Вы раздражены, но откуда берется гнев, я вот что заметил: в голове постоянно возникает образ обидчика, вам больно, а он в порядке, вы осуждаете его, хотите чтобы он страдал, а не вы, и это как-будто логично. Вы точите на него зуб и может быть отомстите при случае. Если образ повторяется и вы все страдаете и осуждаете, то грех как бы уже и на вас, вы желаете страданий для другого. Просто забыть не получится, ведь грех совершен и за ним непременно последует наказание в виде страданий, почти по закону Ньютона. Если просто забыть, то осадок останется, подсознательно, вы станете грязнее. Поэтому надо прощать осознанно и полностью, не отмахнуться, а расти духовно до тех пор, пока вы лично не пострадаете в душе так, как раньше желали страдать обидчику, ведь в конце концов вы с ним одного человеческого рода твари, так почему не пострадать за брата, чтобы совершенный им грех отпустил его, не преграждал дорогу в рай. А если заставили страдать не вас, (скажем убили чьего-то сына), то вы вообще не сможете простить убийцу, да и вообще для вас это не будет грехом, если вы не познаете страданий родителей, лишившихся сына. Не познав страдания нельзя и осуждать даже маньяка, можно лишь спокойно, стоически голосовать за обвинительный приговор, если вы присяжный, ведь суд общества, земной суд, никто не отменял. Не подумайте только, что я пишу о себе, что я так умею, я просто пишу что почувствовал, а не как сам делаю. Человеку (мне например) очень трудно прощать, в этом деле часто требуется помощь, поэтому желающий простить обращается к Богу с просьбой о прощении своих врагов и о том, чтобы сомому научиться прощать полностью, без следа.

Теперь о страдании Христа. Начну с истории, когда-то в каком-то американском фильме, или передаче я услышал фразу, характерную для религиозных американцев, мать обращалась к ребенку: Кевин, подумай, как бы на твоем месте поступил Иисус? и еще фраза: "Стен, когда ты ругаешься, младенец Иисус плачет!" (согласитель, звучит как полная херня!). До сегоднешнего дня (а отчасти наверное до прочтения повести Селинджера "Зуи") подобные фразы и вообще такие методы воспитания мне казались чудовищной ошибкой, я думал, что это ужасно вульгарно и высокомерно сравнивать себя с Иисусом, обращаться к нему как к другу, думал, что это профанация и ничего больше. Но если верить в то, что Иисус был в самом деле, что он - Богочеловек, который страдал именно ради того чтобы грехи людей были прощены Богом, тоесть впустил в себя страдания равные "отдаче" за все наши грехи, то не таким уж бредом выглядит то, что за каждый мой и ваш грех страдает тот один Безгрешный, и страдает всечастно, пока все не перестанут грешить, и не простят друг другу все.

И вообще, я подумал и понял, что для христианина все-же нормально видеть в Иисусе личный идеал и образец пути, пусть это недостижимо высоко, но если почитать Евангелие, там вообще не говорили, что будет легко! Легко птицам небесным (что не думают о хлебе насущном), младенцам и неразумным (которым Бог открыл себя), но до них то людям взрослым и умным бесконечно далеко, ведь они уже искушены своим грешным телом и умом гордым, и им нужно обойти весь этот греховный круг и вернуться, как блудный сын, тогда как первые еще не были искушены. Вообще быть христианином в евангельском понимании далеко не приятно, не престижно, на первый сторонний взгляд это просто одни страдания и мучения. Возьмем некоторые моменты: "оставь свою семью" (тоесть мать - не мать, брат не брат, но зато все братья, всякий ближний, который всегда разный, ведь речь еще шла о странствиях) "все имение раздай нищим", "молись тайно, а не напоказ". И последние удары по тем, кто ищет благообразного внешнего вида и внешней привлекательности: "Последние станут первыми" (в ответ на вопрос, кто же самый первый из нас, кто будет по правую руку твою в Царствии Небесном) и "раскаявшимся грешникам на небесах радуются больше, чем праведникам". И даже во фразе "Кто унижает себя, тот возвысится" как бы видно, что не возвысится, на такие мысли времени даже не будет. Тоесть возвысится безусловно, но не возгордится от этого, не насладиться обладанием духовными ценностями, поскольку "блаженны нищие духом", а ведь люди возвышаются еще и для того, чтобы поплевать со своей высоты на других, кто еще не возвысился, тоесть возвышение будет совсем непонятное для того, кто не принимает все это, не живет этим. Как я понимаю, для христианина не существует чужих страданий, чужих грехов, за которые не нужно страдать самому. И в Рай самые праведные попадут не раньше, чем там окажется последняя заблудшая овца. Это путь страданий, которые не кончатся никогда, по крайней мере на Земле, но это же и бесконечное счастье и радость за тех, кого ты спас, как бы вместо себя.

Это все звучит уже почти по Достоевскому, как Зосима говорил Алексею Карамазову: В горе счастье ещи, ищи страданий. Но мне кажется, что не стоит всем искать страданий, их можно искать тому, кто пошел в монастырь практически будучи безгрешным. Тот же кто уже грешен, тот нашел страдания в своих грехах, и в монастырь идет чтобы выстрадать из себя Дьявола. А безгрешному сразу можно брать на себя чужие страдания и "чувствовать себя виноватым перед всеми и за всех".

Теперь об Иуде. Начиная класса с 10-го я реально гордился тем, что нашел "главную ошибку христианства", (даже главнее этой раздробленности на разные конфессии) которая заключается в том, что Иуда, конечно не предатель, и не изверг, а лишь орудие, с его помощью совершилось пророчество, и без распятия не было бы и воскресения, не было бы пути христианского к спасению. Поэтому его миссия трагична, ведь он один взял на себя ненависть всех христиан, и не выдержав угрызений совести повесился. Он прошел сквозь муки духовные, в то время как Иисус познал муки телесные (хотя и духовыне тоже, но наверное сравнимые с муками от осознания греха предательства Спасителя). Кроме того, обвинять Иуду политически выгодно, ведь его грех можно экстраполировать на всех евреев, что было и остается по сей день аргументом в пользу того, что евреи, мол, гады, иудино племя, распяли Христа и все беды от них! ) Но я всегда думал, что ненависть, поиски виноватого это все не имеет отношения к Иисусу, это чистая политика. Но недавно я усомнился и в этом и снова взглянул на Иуду, хотя и без ненависти, но как на того, кого нельзя простить. Я просто забыл, что Иисус не только Бог, но и человек и ему не чужды были искушения, и гнев. Ведь он выгонял торговцев из храма и бил их, (за что он и "разонравился" десятилетней Френни Гласс) и в досаде проклинал те города, которые не приняли его (за что он "разонравился" временно, двадцатипятилетнему мне). И он же молил Бога "Пронеси эту чашу мимо меня!" и восклицал: "Отче, для чего ты меня покинул?" Как я теперь понял, человеческая ипостась Иисуса не менее значима, чем божественная. Кроме того, нигде не было написано что Иисус простил Иуду, хотя он молил о прощении врагов своих и мучителей. Но как я понимаю, истинный христианин тоже хотел бы чтобы чаша была пронесена мимо Христа, и сожалеет о том, что пророчество сбылось и чувствует боль его ран, ведь это очень по-человечески. Так вот я думаю, что человеку просто не дано простить Иуду, поскольку ему не дано пропустить через себя все страдания, к которым привело его предательство.

дорогой дневничок, Бог, религия, мысли, жизнь, просебятина

Previous post Next post
Up