Feb 21, 2013 15:48
Понятно, что эти вопросы взаимосвязаны. Просто напомню, что один из первых нефтепроводов на Ближнем Востоке был построен англичанами в самом конце 1940-х годов и через Сирию связывал иракские месторождения со Средиземным морем. Так что Сирия еще 60 лет назад рассматривалась западными компаниями как очень важный транзитер.
Но очень сильная политическая нестабильность в Сирии в 1950-е годы и политическое урегулирование между Западом и Египтом после войны 1956 года, которое гарантировало нефтяным компаниям безопасный проход Суэцкого канала, сделали эксплуатацию этого нефтепровода не актуальной. А после прихода в 1963 году в Сирии к власти баасистов этот вопрос был вообще закрыт.
В евразийских маршрутах по транспортировке углеводородов есть две ключевые и кайне проблемные точки. Это Ормузский пролив и Суэцкий канал. Египтяне уже дважды перекрывали канал, в 1956 и в1973 годах. И Запад прекрасно понимает, что значит остаться без ближневосточной нефти.
Ормузский пролив с гарантией перекроет Иран в случае вооруженного конфликта в Персидском заливе. Если создать транспортный коридор для нефти и газа по материку от залива до Средиземного моря, т.е. Северный маршрут, то обе эти проблемы будут решены. С нефтью все ясно, она иракская. А вот с газом большой вапрос, ведь конкурируют два проекта: персидский с месторождения Южный Парс и катарский. Оба месторождения находятся рядом, в самом центре залива. Катарский газ сейчас поступает на мировой рынок в сжиженном виде и перевозится газотанкерами. Иранский газ практически заперт.