Побочный эффект / Side effects (2013)

Feb 28, 2013 23:52

Гордый доктор Айболит


Хрупкая и обаятельная Эмили (Руни Мара) не может выйти из депрессии, в которую погрузилась, когда её мужа посадили в тюрьму. Мужа выпустили - но для Эмили мир всё равно словно туман, через который ей нужно пройти. Она попадает в больницу, где к ней присматривается доктор Бэнкс (Джуд Лоу). Вскоре доктора подпишут распространять экспериментальное лекарство от депрессии за большие деньги - и он начнёт пробовать его на Эмили. Но начнутся побочные эффекты...

Новый фильм Стивена Содерберга вызывает больше интереса не своей тематикой, а режиссёром. Содерберг - фигура уникальная (не тем, что собирается уйти из кино - это временно: попасть в большой кинематограф трудно, выпасть из него невозможно). Этот режиссёр выработал какой-то фирменный, холодно-техничный стиль съемок, который иногда работает, иногда нет, но всякий раз узнаваем. Он снимает завораживающе (хотя тут могут быть разные мнения). И последние его фильмы - почти документальные драмы о людях очень разных профессий.
Если бы я был умнее, я бы нашёл общее в "Девушке по вызову", "Нокауте", "Заражении", "Супер-Майке" и "Побочном эффекте" - и объявил бы их сериалом (пенталогией). Фильмы Содерберга объединяет что-то содержательное, кроме одной лишь производственной тематики. "Побочный эффект" с актёрами, перекочевавшими сюда из "Нокаута" (Ченнинг Татум) и "Заражения" (Джуд Лоу), кажется их продолжением - хотя это абсолютно другая история о другом.
Фильм, как и предыдущие, эффектно снят, но в очень простой и даже бытовой стилистике. Он так же равнодушен к своим героям - ни один из персонажей не раскрыт, мы остаёмся в неведении, что каждым из них движет, какие страсти внутри них бушуют - фильм сосредоточен лишь на событиях. От этого отдельные зрители, не приученные думать, покидают зал вскоре после начала. Происходящее захватывает не сразу - поначалу немного скучно, но во второй половине от экрана трудно оторваться. И на всём протяжении, под речитатив однообразного саундтрека не отделаться от ощущения, что Содербергу всё равно, что с кем из героев станет - хоть пропади они все пропадом!
Судя по его фильмам, Содерберга давно уже не волнуют люди как таковые - его интересуют некоторые человеческие проявления. Так и "Побочный эффект" по своей подаче быстро перестаёт быть "психологическим триллером в духе "Основного инстинкта", как про него пишут: может, такой была изначальная задумка, но Содерберг не был бы собой, если бы снимал по написанному. В его руках фильм заиграл другими красками: побочные эффекты новых лекарств, жажда наживы, заговоры - для Содерберга всё это скучное человеческое мельтешение. Что его вправду здесь интересует - гордость психотерапевта и его власть над людьми.
Кто из нас полностью адекватный? В сравнении с психически больными с приемлемым социальным поведением - кто из здоровых выдержит проверку? Говорят, здоровых нет - есть те, кого не обследовали. Всю власть в такой ситуации общество вручает психиатру - за ним последнее слово, окончательный вердикт.
О результатах этой страшной власти - новый фильм Содерберга. Абстрагируясь от личностей, он набрасывает портрет гордого целителя душ, убежденного, что его анализ - окончательный. В фильме "Олдбой" героя без видимых причин посадили в тюрьму на долгие годы; диагноз психиатра может упечь вас в психушку на столько же. Где пределы доверия, которым облечен доктор души? Ведь, будучи уязвленным, целитель душ может захотеть стать их властителем.

p.s. Огромное спасибо hejly и кинотеатру "Синема Стар" в ТРЦ "Ереван-Плаза" за возможность посетить специальный показ.

NB: "Чойта за звёзды?" - Для пояснения к оценке нажмите на постер.
Previous post Next post
Up