В связи с моими исследованиями по поводу магистерской диссертации пришлось много в последнее время заниматься проблемами, связанными с равновесием. Я все больше убеждаюсь в том, что этот конструкт не может использоваться в эконмической науке
(
Read more... )
Comments 47
Охотника вообще не интересует увеличение или уменьшение количества уток, его интересует добыча - поэтому неверна аналогия.
Люди стремятся к удовлетворению потребностей локально, то есть к уменьшению числа потребностей локально, т.е. их движение в фазовом пространстве действительно направлено в сторону состояния покоя по градиенту. Из этого утверждения никак не следует ни то, что они могут его достичь, ни то, что в следующий момент времени движение будет направлено в ту же сторону (хотя и опять по градиенту). Мизес в общем-то именно это и пишет.
Кстати, заодно о пользе математического образования ;-)
Reply
Reply
Речь о том, что направление в сторону максимально достижимого уменьшения беспокойства - это всегда то же самое направление, что и в сторону полного покоя, как оно видится из данной точки.
В реальном, разумеется, мире.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вообще, смысл "анализа" Мизеса на уровне "поймать на слове" без немецкого вряд ли осмыслен, не говоря уже о том, что вообще идея пословного анализа HA требует какого-нибудь обоснования. Чай, не Маркс - тип влияния на аудиторию другой, охват другой, я так понимаю, его обычно осознают крупными паттернами, а не знаками препинания.
Reply
Изначально, говоря о действии, Мизес совершенно правильно утверждает, что у каждого действия есть конкретная цель, то есть, тот элемент будущего, который человек желает этим действием создать, то есть элемент будущего, к которому он осознанно стремится.
Потом вдруг Мизес ни с того, ни с сего вводит понятие некого состояния, к которому якобы объективно стремится (совсем в другом смысле, чем выше) каждое действие. Причем это понятие никак из характеристик самого действия не следует.
Потом Мизес смешивает эти два понятия в своем анализе, чтобы мочь употреблять ментальные конструкты вроде "простого состояния покоя" и "финального состояния покоя". Без этого смешения рушится значительная часть аподиктических рассуждений Мизеса о конкретных экономических феноменах, потому что они на этом смешении построены.
Reply
По существу предполагаемой проблемы я при этом мнения не высказываю. Как говорили по этому поводу в Тбилиси, "Слушай, где Кура, а где твой дом, а?" - наверное, это все важно. Скажу лишь, что у меня не возникало ощущение непонимания этого конструкта в HA, поэтому я как-то и не вижу, зачем бы я мне исследовать точную разницу между простым и финальным состоянием покоя. Но, если б исследовал - глянул бы в оригинал в первую очередь, конечно.
Reply
Потом вдруг Мизес ни с того, ни с сего вводит понятие некого состояния, к которому якобы объективно стремится (совсем в другом смысле, чем выше) каждое действие. Причем это понятие никак из характеристик самого действия не следует.
Это не новое понятие (и даже не умозаключение), это способ сказать то же самое другими словами.
Достижение цели прекращает эту цель, удовлетворение нужды прекращает эту нужду. Самим фактом осознанного стремления к некоей данной совокупности целей человек стремится к состоянию, когда эти цели достигнуты, т.е. прекращены. Речь не идет об отсутствии целей вообще, это не буддизм какой.
Reply
Leave a comment