Для того, чтоб отличить знание от сведения, необходимо дать им определения. Но тут возникает проблема: если сведения можно определить как информацию, определение которой даётся в курсе теории информации, и которую человек получает через зрение, слух, осязание и пр, то для того чтоб определить "знание", надо для начала понять как человек "знает". Может быть, знание и понимание - близкие понятия, и можно перейти от одного понятия к другому? Но с пониманием тоже есть загвоздка - для того, чтоб что то понять, надо обладать разумом - "понять" на уровне условных рефлексов нельзя. А как у нас обстоит дело с разумностью человека?
Считается, что человек - это какое то исключение из мира животных, наделённого уникальным свойством - разумом. При этом объяснения, что такое разум, и почему разумен именно человек, а не кашалот - нет. Мозг слона, к примеру, больше, чем мозг человека. Если использовать такой показатель, как отношение веса мозга к весу тела - то самым умным существом на земле оказывается лабораторная мышь. Фактически, идея о особой избранности человека происходит из религиозного мировоззрения.
В то же время известны факты, опровергающие гипотезу о том, что человек является каким то избранным существом. Еще в начале XX века Н.Н. Ладыгиной-Котс и Вольфгангом Келером было установлено, что антропоиды умеют мыслить и способны освоить язык. Позднее, во второй половине ХХ века учёные догадались, что бессловесность животных - это следствие неприспособленности их речевого аппарата, и стали учить их языку жестов. Именно тогда выяснилось, что разумность - вовсе не уникальное свойство человека. Когда обезьян обучали языку жестов, и выяснялось, что обезьяны вполне могут осознанно общаться друг с другом и с человеком, шутить, ругаться, и т.д. К примеру, горилла Коко попала к психологу Фрэнсис Паттерсон в 1972 году в возрасте один год. Коко училась за клавиатурой, с помощью которой можно выводить символы на экран. Сейчас Коко знает около 500 символов и составляет предложения из пяти-семи слов. Коко воспринимает две тысячи английских слов, причем многие не только на слух, но и в напечатанном виде.
Опыты на крысах показали, что эти животные, не являясь антропоидами, способны сопоставлять явления и делать выводы. Крысе, содержащуюся в клетке делали укол, после которого ей становилось плохо. Также, воду в одном из корытец, из которых крыса пила, подслащали. После выздоровления к этой крысе в клетку помещали другую крысу. Было замечено, что первая крыса старается не подпустить вторую к корытцу с подслащённой водой. Таким образом крыса способна сопоставить два явления, и предпринять меры по защите других крыс от того, что по её мнению, послужило причиной её заболевания.
Известны и обратные примеры: дети-маугли. Эти дети уже не могут научиться человеческой речи, адаптироваться к обществу, напротив, они ведут себя подобно животным, в среде которых выросли. Возможно, что разумность человека и неразумность животных - следствие недостаточной гибкости из лап, и, как следствие неспособность животных производить сложные операции. Сложно сказать, как бы вели себя те же кошки, если бы у них была возможность взять в лапы палку или камень.
В реальности граница раздела на разумных и неразумных проходит по линии теплокровные-хладнокровные. Различия в том, как работает мозг теплокровного животного и рептилии - коллосальны. Всем известны трюки с помещением головы в открытую пасть крокодила. Почему крокодил не кусает человека в этом случае? Он ждет когда его языка коснётся что нибудь.
У некоторых племён есть такой способ охоты на крокодила: они обходят водоёмы, находят дорожку, промятую ползущим крокодилом, и втыкают посреди неё нож, лезвием вверх. Крокодил всегда ползёт к воде обратно по этой же дорожке, и пропарывает себе брюхо о воткнутный в землю нож от пасти до хвоста. А ведь это - наиболее развитое из хладнокровных существ. Похожие особенности поведения есть и у других хладнокровных, например змей. Описанное поведение характерно скорее для роботов. В то же время, все теплокровные так или иначе могут реагировать на незапрограммированные раздражители, в отличие от хладнокровных.
Лучше всего разницу между хладнокровными и теплокровными характеризует сон. У хладнокровных качественной разницы между сном и бодрствованием попросту нет. Изменяется активность мозга в количественных показателях(частота колебаний, амплитуда), но характер процессов остаётся таким же. Поведение их мозга напоминает их же реакцию на низкие температуры - они просто замедляются. Хладнокровные по сути живут не просыпаясь - у них нет сознания, и поэтому они не могут реагировать на непредвиденные раздражители типа ножа в земле.
Сон теплокровных - разительно отличается от сна хладнокровных. Прежде всего тем, что все теплокровные животные видят сны. Сон теплокровного периодичен и каждый период состоит из нескольких стадий: на первой стадии активность мозга снижается по сравнению с бодрствованием, но качественно почти не отличается. Фактически этот сон напоминает сон хладнокровных. Вторая стадия, называемая SP-фазой, длится несколько минут, и характеризуется отключением мозга от управления организмом. В этой фазе у человека исчезает тонус мышц, ритм сердца падает до минимальных значений. Это происходит потому, что специальные нейроны в области продолговатого мозга отключают передачу сигналов от головного мозга к телу.
Если эти нейроны не сработают, возникает лунатизм. Также, если, по какой то причине человек просыпается во время SP-фазы сна, он не сможет пошевелиться. Такое пробуждение характеризуется угнетённым состоянием, человек задыхается, не может управлять своим телом - это по ошибке продолжает работать защита организма от лунатизма. По статистике, каждый второй человек хоть раз просыпался во время SP-фазы сна. Такое состояние длится в среднем до нескольких секунд до пары минут.
После SP-фазы следует REM-фаза или активный сон. Активный сон характеризуется резкой активизацией головного мозга, ростом количества сокращений сердца до 150-180 ударов в минуту, резким учащением дыхания и т.п. Именно в течении этой фазы сна человек видит сны и растёт. Также, во время этой фазы сна высока смертность среди пожилых людей, так как нагрузки на сердце очень велики. Следует отметить, что во время обоих вышеописанных фаз сна у человека нарушается терморегуляция. Организм прекращает регулировать теплообмен с окружающей средой, и его температура может меняться под воздействием внешних факторов достаточно быстро как в сторону нагрева, как и в сторону охлаждения.
Периодичность сна у разных животных разная. Большинство домашних животных спят дважды в сутки. Такая же периодичность характерна для людей, живущих в антисоциальных условиях. Иногда, также, домашние животные спят один раз в день, как люди. У большинства животных сон охватывает весь мозг, тогда как у дельфинов сон захватывает поочерёдно то одно, то другое полушарие, иначе они уснут полностью и не смогут вынырнуть на поверхность, чтоб вдохнуть воздух. Если человек длительное время находится без сна, его мозг также может частично засыпать. При этом может оказаться так, что вы разговариваете с человеком, а не энцефалограмме у него уже появилось так называемое «сонное веретено» - движение в противофазе потенциалов в разных полушариях, признак наступления сна. Человек при этом может быть внешне в сознании и даже вести с вами беседу, но будет периодически отключаться и «клевать». Сон жизненно необходим теплокровным, но объяснений, зачем он нужен на сегодняшний день нет. Недостаток сна ведет к развитию психических расстройств и смерти. Человек же качественно отличается от большинства животных только режимом сна - один раз в день.
Что могло послужить причиной изменения распорядка дня у человека? Если сравнить человека с любым животным его размера, оказывается, что человек слабее и беззащитнее этого животного. Возьмите к примеру первобытного человека и тигра: тигр быстрее, сильнее, видит в темноте, имеет когти... Конечно человек может взять палку, но...обезьяны тоже умеют брать палку! И взяв палку, обезьяна получает преимущество перед человеком: она физически сильнее. Будучи слаб, человек вынужден был приспосабливаться, быть постоянно наготове. «Разумность» человека по сути - это приспособительная реакция, компенсирующая его физическую слабость и полнейшую неприспособленность к жизни в дикой природе. Человек просто вынужден был думать, чтобы выжить. Если подумать, оказывается, что многие виды общественных отношений существуют среди животных. Например, в чем разница между приручением домашнего животного и дружбой между людьми?
Миф о разумности человека порождает первое заблуждение: человек считает, что он может осмысливать любую поступающую информацию. Но на самом деле его воля может зависеть от процессов в его мозгу, которые человек не силах контролировать. Человек может даже не понимать что на его поведение воздействуют некоторые программы.
В частности, человека можно приучить к каннибализму. Известен дедовский способ выведения крыс, состоящий в следующем:
- ловят двух крыс, одну неделю не кормят.
- по прошествии недели убивают вторую и, разрубив на части, скармливают голодающей крысе.
- голодающую крысу отпускают на волю, где она начинает убивать и съедать своих товарок.
Так происходит потому, что природа закладывает в любое животное некоторый набор основных программ. Это программы типа ешь, размножайся. Обычно у теплокровных есть еще одна программа: не убивай своих. В некоторых случаях она не выполняется, но большинство млекопитающих следуют ей. Есть - это основной инстинкт, который подавляет в случае особого голода все остальные. Эти инстинкты составляют основу поведения, а нарушения их работы - серьёзные отклонения в психике. В опытах Павлова было установлено, что если животное подвергнуть действию двух противоречащих друг другу рефлексов оно с большой вероятностью сходит с ума. В случае с крысой - инстинкт есть противоречит инстинкту «не трогай своих», и как более сильный безусловный инстинкт «есть» подавляет его. В результате у крысы отключается инстинкт «не трогай своих», и когда она хочет есть, её уже ничего не останавливает от убийства других крыс.
Теперь представим, что происходит в голове чиновника, которого государство поставило перед необходимостью брать взятки с людей, чтобы физически выжить. Ведь совсем недавно, в 90-е достаточно дисциплинированное совестское чиновничество было посажено на зарплаты в 3-4 тысячи рублей. Надо ли говорить, что люди были поставлены перед выбором - грабь других людей или умри? Сегодняшняя безудержная коррупция родом из тех самых 90-х, когда государство приучало чиновников к мысли - преступление - это не так уж и плохо, особенно если за него следует вознаграждение
А что же с «программным обеспечением»? Не только борьба за выживание подняла человека так высоко в развитии. Теплокровное животное обладает еще одним важным отличием от остальной природы: оно обучаемо. Нельзя приручить змею или таракана. Но лошадь, кошку или собаку - вполне. Дикие животные также хорошо обучаемы.
Человек обучаетcя в основном в детстве. Количество клеток в мозгу, от рождения до смерти остаётся практически неизменным. Объём мозга растёт в основном за счет роста соединений между нервными клетками, называемых аксонами. Все более интенсивные и регулярные процессы научения ведут к росту и организации нервной системы, к формированию новых связей между клетками, воспринимающими чувственные раздражения, и соответствующими областями мозга. Благодаря процессам нейрональной организации функциональные связи между имеющимися нервными сетями активируются легче (так называемая «трассировка»). Одновременно возникают сильно дифференцированные разветвления, причем многие нервы либо объединяются в совместные нервные пути (конвергенция), либо, наоборот, отдельный нервный пучок разветвляется на множество нервных путей (дивергенция) и тем самым может выполнять более дифференцированные функции. В раннем возрасте мозг от природы более пластичен, чем позднее, хотя его пластичность сохраняется в течение всей жизни и нервные связи в принципе еще могут изменяться в любом возрасте. И все же переучивать и переформировывать мозг труднее, чем обучать с самого начала. Пока нейрональные трассы не сложились, их гораздо легче сформировать, чем когда они «отвердели», постоянно отвечая на определенные импульсы.
Следует отметить также, что в процессе обучения задействованы невидимые сознанию каналы передачи информации. В замечательной книге немецкого педиатра
Райнера Пацлафа «ЗАСТЫВШИЙ ВЗГЛЯД. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей» приведен пример их действия:
Насколько тесно в первые годы жизни моторика речепроизнесения связана с общей моторикой тела, выявилось, к примеру, входе обследования дошкольников с нарушениями речи (Массингер, Никиш,1996). Оказалось, что у 70% детей они сопровождались дополнительными нарушениями как тонкой, так и общей моторики. В более ранних обследованиях было выявлено от 60 до 70%. Нарушения развития речи сказывались в том числе на движении глаз. Но если двигательные способности как следует не развились,то недоразвитыми останутся и сенсорные способности. Это уже доказано относительно зрительного восприятия (нарушения у 85% детей),и прежде всего относительно осязания : дети без нарушений речи в возрасте от трех до шести лет в тестах Кизе-Химмель показывали заметно лучшие результаты в тактильном восприятии, чем дети того же возраста с нарушениями речи.При повторных тестах второго уровня эти последние все еще не могли справиться с комплексными тактильными восприятиями.Стало быть, похоже на то, что формирование тактильного восприятия - предпосылка, необходимая, чтобы дети овладевали речью.
Стало быть, речь- в самую первую очередь формосозидающий процесс. В его ходе складываются динамические образования, которые частично в течение секунд остаются в воздухе, после того как соответствующие звуковые волны уже исчезли. Но одновременно и все тело говорящего при каждом звуке речи производит определенные, недоступные невооруженному глазу движения. Выявить эти движения помогла еще совсем молодая наука кинезика:исследователи снимали говорящих высокоскоростной камерой (30 и 48 кадров в секунду), а затем подвергали отдельные кадры микроанализу.Оказалось, что эти микродвижения протекают абсолютно синхронно с актом произнесения, затрагивая всю мускулатуру тела с головы до ног.
Специалисты по кинезике с изумлением обнаружили,что слушатель, со своей стороны, отвечает на выслушанное точно такими же микро-движениями, какие бессознательно производит говорящий, и точно так же-с головы до ног, но с минимальным запаздыванием в 40 - 50 миллисекунд.Сознательная реакция при этом, естественно,исключена. Открыватель этого явленияУильям Кондон описывает поразительную синхронность движений говорящего и слушающего следующими словами: «Выглядит это так, будто все тело слушающего точнои пластично сопровождает речь говорящего плясом»
Хотя физически связи между этими процессами установить невозможно, кажется, будто говорящий и слушающий ритмично движутся в какой-то общей среде. Причем, как показали проверочные тесты, это относитс яисключительно к звукам речи, но ни какне к шумам или бессвязным звукам. А речь опять-таки может быть на каком угодно языке: Кондон выяснил, что двухдневный младенец реагирует и на китайскую речь,и на английскую точно теми же микродвижениями, какие производит говорящий.
Фактически, мозг человека содержит низкоуровневые аппаратные системы обучения, воспринимающие значительный поток информации, анализирующие его, выделяющие важную информацию. Эти системы действую прозрачно для сознания, они обеспечивают восприятие информации, развитие мозга. Сознанию же доступна весьма небольшая часть этой информации. В то же время, эти системы крайне уязвимы, особенно в детстве, когда мозг растёт и каждая минута развития дорога. Работоспособность этих систем напрямую влияет на сознание человека, и любое нарушение их работы влечет тяжелые расстройства. Например, первым признаком шизофрении является потеря способности к эмпатии. Эмпатия, или восприятие эмоций других существ - явление свойственное только теплокровным животным, в основе которого лежит распознание тонких изменений мимики наблюдаемого существа, и обеспечивается этими самыми низкоуровневыми системами.
Мозг человека можно представить как сложную систему, в которой собственно разум представлен очень слабым не-детерминированным процессором, который управляет множеством специализированных сервисных сопроцессоров, формирует для них программы по мере обучения, и контролирует в общих чертах их работу. Возможности разума по усвоению и переводу во внутренний формат информации весьма ограничены, и на практике, мысленное моделирование процесса куда входят уже 7-10 различных сущностей оказывается для среднестатистического человека проблематично: мозг «незаметно» исключает из рассмотрения «лишние» знания при достижении порога сложности. На практике это выражается в непредусмотренных обстоятельствах, эффектах и явлениях.
К примеру, в состоянии гипноза восприимчивость органов чувств временно повышается, а скорость движения может резко возрасти. Насколько гипноз в состоянии обострить чувства, можно убедиться, поставив следующий опыт. Нужно взять новую колоду карт, рубашки которых должны быть совершенно одинаковыми, выбрать какую-либо карту и записать ее масть и достоинство, погрузив подопытного в глубокий гипноз и заставив его в таком состоянии открыть глаза. Надо показать ему эту карту, но только рубашкой, и внушить, что при следующем показе он увидит на рубашке какой нибудь знак, по которому тут же опознает карту, положить карту обратно в колоду, тщательно перетасовать ее и показывать подопытному по одной все карты, предварительно попросив найти ту самую, с якобы имеющимся знаком. Почти всегда подопытный узнает ранее выбранную карту.
Подобная точность различения говорит о том, что в состоянии гипноза разум отключается, и работать продолжает нижележащие структуры. Они отвечают за фильтрацию огромного потока данных, поступающих разуму. Знаки на рубашке карты появляются как раз по пути от этих систем к разуму. Гипноз же позволят, говоря компьютерными терминами, отключить контроль доступа к этим системам, и записать в них любую программу. Выйдя из гипноза, человек будет следовать ей, и даже логично объяснит себе, почему так надо поступать. Причина этого, видимо, в том, что оценку правильности действий разум производит, обращаясь к тем же самым подсознательным структурам.
Известны также опыты, в ходе которых участники принимали наркотики, и могли иногда вспомнить во всех деталях события, произошедшие в детстве, и которые они уже позабыли. Например, Н. Миклухо-Маклай, замечательный ученый и отважный путешественник, ради эксперимента курил в Гонконге опиум под наблюдением врача и с ведением записей. Он упоминал о случае, когда ему удалось вспомнить в обкуренном состоянии ощущения из внутриутробного состояния, за несколько дней до родов. Это говорит о том, что в подвалах сознания человека, еще до момента его рождения, уже работает суперкомпьютер, дотошно записывающий каждый сигнал, систематизирующий их, и снабжающий разум отфильтрованной картинкой.
В то же время эти системы, от которых зависит способность человека обучаться и правильно мыслить крайне уязвимы и без участия гипнотизёра. К примеру, рассмотрим действие телевизора на сознание человека. Ошибочно считается что телевизор - это всего лишь устройство, передающее картинку и звук, и он не может нанести вреда. Дело в том, что человек видит не так, как фотоаппарат или видеокамера. Взгляд перемещается по рассматриваемой картине рывками, называемыми саккадами, несколько раз в секунду, фиксируясь на наиболее интересных элементах изображения. Это связано с тем, что в глазу наиболее четко картина воспринимается так называемым желтым пятном. Опытно установлено, что набор точек, на которых фиксируется взгляд, зависит от того, что высматривает человек. На одной и той же картине, в зависимости от вопроса, взгляд испытуемых останавливался наиболее часто или на лице, или на одежде, или на мебели в комнате, что указывает на то, что зрение - это сложный процесс, затрагивающий и мыслительную деятельность человека.
Но совсем по другому человек смотрит на картинку на экране телевизора. В отличие от целостной картины, здесь по экрану скользит якрая точка луча развертки, из-за чего экран как бы мерцает. Это мерцание нарушает работу системы зрения человека, и она прекращает активную деятельность. Резко, в десятки раз, сокращается количество саккад в секунду. На энцефалограмме пропадает или сильно ослабляется бета-ритм, который мозг вырабатывает во время бодрствования. Обмен веществ замедляется настолько, что потребление калорий организмом оказывается ниже, чем если бы человек просто лежал, не двигаясь, или спал. Фактически человек оказывается в состоянии гипноза. В книге Райнера Пацлафа приводится масса примеров того, как человек, смотрящий телевизор, утрачивает способность критически мыслить, например:
Отсюда становится ясно, как обстоят дела с автономией телезрителя: до просмотра телепередачи и после у него могут быть(если он ими обладает вообще) сколь угодно развитые критические способности.Но вот во время просмотра эти способности словно отключаются, и ситуация складывается гротескная - зритель совершенно правильно диагностирует состояние сниженной критической способности у других, но только не у себя самого. Емукажется, что он выше любого возможного влияния, - вот тут-то он и попадаетв простейшую ловушку драматургиимасс-медиа. Если бы сразу вслед за передачей начались выборы, их исход был бы предрешен.Такие возможности манипулирования сознанием известны телевизионщикам уже давно, и в связи с этим спрашивается: в какой мере эти возможности используют и политики(причем публика о них и не догадывается)?Как известно, в США выборные баталии разыгрываются почти исключительно на телеэкранах, а телевыступления американских президентов не случайно готовятся соответствующими специалистами.Тут важны как раз воздействия, неосознаваемые зрителем, - а уж такие воздействия можно инсценировать вполне преднамеренно.
Также, приводится пример использования еще одной особенности человека: если в ходе спора находящемуся с телевизионном трансе человеку показывать лицо одного оппонента крупным планом, а другого - мелким и издалека, то симпатии будут неосознанно отданы первому оппоненту. Стоит отметить, что это вы можете видеть в ходе любых теледебатов. Фактически, можно утверждать, что люди, управляющие СМИ давно знают об этой уязвимости сознания человека и активно используют её.
Также, можно воздействовать на психику человека через музыку. Известный своими фильмами на тему взаимодействия музыки и разума режиссёр Эрик Холмберг в фильмах «Власть музыки: колокольчики ада»(The Power of Music - Hell's Bells) и «Звук и ярость»(Sound and Fury) приводит десятки примеров того, как музыка воздействует на сознание человека. Достаточно ознакомиться с тем что пишут сами музыканты о воздействии их выступлений на аудиторию:
Эрнст Браун: «Музыка приходит к людям на подсознательном уровне, она добирается до самых глубин вашего существа и может изменить вас»
Карлос Сантана: «Музыка - это целый океан, иногда и одна нота может заставить все волосы на твоем теле встать дыбом, ты чувствуешь, что как будто только что занимался любовью, коснулся ног бога или и то и другое одновременно»
Джин Саймонс, член группы KISS: «Вы только посмотрите на это, просто поражаешься этой силе, я так был поражен тем, что можно было сказать «убивайте!», и люди кинутся делать то, что им сказано»
Никто не защищал рок музыку громче, чем Френк Заппа, один из самых новаторских и влиятельных музыкантов и композиторов современной эпохи. В интервью, в книгах и даже в своем свидетельстве перед конгрессом, Заппа настаивал снова и снова: «Музыка - это всего лишь музыка, она не может никому повредить». И всё же, в статье, которую он написал для журнала Life, Заппа отметил просто невероятную силу рока, когда цитировал Хела Зейкера, одного из первых больших покровителей музыкальной индустрии: «Я понял, что эта музыка достигла молодежи, потому что ее основной ритм совпал с основным ритмом человеческого тела. Я знал, что нет ничего, что кто-нибудь мог бы сделать, чтобы выбить из них это, что они будут нести это с собой всю оставшуюся жизнь». Далее Заппа заметил: Пути, посредством которых звук воздействует на человеческий организм, бесчисленны и неуловимы. Громкий звук и яркий свет сегодняшнего дня - это потрясающие по своей силе инструменты внушения различного рода».
Думаю, после прочитанного вы по новому взглянете на фразу основателя MTV Боба Питмана:
«Мы на MTV не снимаем для 14-летних. Мы ими владеем»
Помимо этого, существуют и другие способы насильственного изменения сознания человека, создания у него убеждений и суеверий, через которые он не сможет перешагнуть. Это изменение языка, удаление из него "нежелательных" понятий, нарушение естественного процесса обучения, особенно совмещенное с подгрепленным некой угрозой(отчисления или получения двойки) требованием уложиться в ограниченный промежуток времени, нарушение режима сна и т.д. Точно также, как в случае с телевидением, человек не ощутит процесса программирования подсознания.
Резюмируя всё вышенаписанное:
- Разумность человека не является исключением из остального мира теплокровных.
- Мозг человека содержит структуры, работающие без его ведома, и в значительной мере влияющие на волю и логику человека
- Эти структуры крайне уязвимы, а вред, наносимый им, незаметен
Очень может быть, что некоторое знание, в правильности которого вы на 100% уверены, на самом деле является сведением, подкреплённым только уверенностью в его истинности. Уверенностью, которая основана не на логике и разумном выборе, а на программе, заложенной в ваше подсознание. Подумайте, сколько таких сведений у вас может быть? Что вы знаете, а что получили как единственно верное сведение?