К вопросу о свободе

Feb 26, 2009 17:28


«Никто не порабощен так, как тот, кто
считает себя свободным, таковым не являясь»
Гете

Свобода - это такая вещь, за которую умирают, бомбят чужие страны, ходят на митинги, и пишут стихи. Однако дать определение свободе не может никто. Эдакое то-не-знаю-что, вроде сферического коня в вакууме. В результате такой неопределённости термина, слово "свобода" используется как лозунг. Дерьмократы постоянно завывают о какой то свободе, ради которой надо срочно распустить армию и запретить неэффективное быдло. Свободу несут американские бомбардировщики. А между тем слово вполне полезное, и стоило бы его определить.

     Когда заходит разговор о природе свободы, всегда найдётся кто нибудь, кто заявит: "свободы не бывает, бывает свобода от чего-либо". Я целый день ломал голову, пытаясь вспомнить, от чего же можно быть свободным, но в голову лезло только "свободным от совести", "свободным от ответственности" и т.п.. Можно быть свободным от обязанностей, но такое определение не только двояко: или человек уклоняется от исполнения своих обязанностей, или они на него не возложены - оно фактически определяет свободу как отсутствие обязанности. Подобная точка зрения была бы приемлема для какого генетического раба, который весь мир рассматривает через призму разрешений и запретов, установленных его хозяином. Но мы не рабы, рабы не мы, и потому попробуем дать определение свободе, не прибегая к рабской логике.

Итак, свобода - это некоторая характеристика, которая характеризует величину множества допустимых поступков человека. Что может влиять на это множество? Во первых, это физические возможности совершить поступок. Очевидно, что назвать несвободой неспособность человека подпрыгнуть на высоту километр глупо. Такие непреодолимые ограничения мы назовём возможности. Возможности могут варьироваться в зависимости от технической вооружённости человека, к примеру, на автомобиле возможно уехать за сутки дальше, чем на велосипеде. Также на них влияет умение пользоваться этими техническими(или иными) средствами, т.е. наличие знаний. Знания необходимы для создания и использования технических средств, выживания в природе.

Поскольку человек - существо общественное, и живёт среди других людей, в обществе, помимо возможностей у него возникают еще и права. Право - это всё то, что обществом не запрещено в форме закона. Закон может быть как кодифицированным(уголовный кодекс, порядок проведения церемоний), так и некодифицированным(понятия у братков, правила приличия). Следует отметить, что одновременно могут действовать несколько законов, по разному определяющие границу допустимого. К примеру, помимо собственно государственного закона, человек может обладать понятиями справедливости и морали. В отличие от возможностей, ограничения накладываемые законом в принципе преодолимы, но в зависимости от вида закона сложность преодоления оного, и вероятность такого события могут значительно различаться. Следует отметить, что в обществе без законов права человека всё равно ограничиваются, только не писанным законом, а его физическими возможностями.

Так, законы определяемые извне человека - законодательство государства, понятия братков, правила поведения в общественно транспорте и т.д. - в принципе будут работать только в случае неотвратимости наказания за нарушение этих законов. Ежу понятно, что держащееся только на угрозе расправы общество быстро скатится к хаосу, как, например, недогосударство зимбабве. На практике же закон всегда подкрепляется моралью - системой знаний, формирующих императивные(не допускающие выбора) оценки тех или иных действий. Чем сильнее эти оценки в голове среднестатистического члена сообщества, тем больше предпосылок для развития такового сообщества.

Кроме того, у человека есть еще и обязанности. Они могут быть как естественными - потребность в еде - так и наложенными сообществом - уплата налогов. Обязанности отвлекают часть ресурсов и времени, и тем самым дополнительно сужают круг возможных действий. Как правило, возможны различные пути исполнения обязанностей. При выборе правильной стратегии возможно высвобождение некоторой части ресурсов и времени, и тем самым расширение множества доступных действий. Для осуществления такого выбора требуются, опять таки знания и навыки. Примером может служить банальное обслуживание ПО персонального компьютера: разбирающийся в ПК человек может сам найти и исправить неполадки в программном обеспечении(настроить программу), тогда как неграмотный человек будет вынужден обратиться за платной консультацией, чем сократит свои денежные ресурсы и сузит круг иных доступных ему действий.

Итак, перечень возможных действий ограничен: возможностями, правами и обязанностями. Все три класса ограничений зависят от знаний, которыми обладает сам человек, и от уровня развития общества в целом, который также в значительной мере определяется средним уровнем развития каждого члена общества. При заданном уровне развития общества, заданных обязанностях, правах и возможностях, степерь свободности поведения человека определяется способностью его выбирать стратегию поведения, основываясь на своих знаниях. Таким образом свободу можно определить как способность человека осознанно выбирать правильную стратегию поведения, основываясь на известных ему знаниях, без опоры на внешние источники недостоверной информации.

Очевидно, что закладывая в голову человеку неверные знания, возможно, на самых ранних стадиях развития, можно значительно ограничить степень его свободы и даже сделать несвободным - вменить ему стратегию поведения, выгодную кому либо ещё. Описанные в ранее упоминавшейся книге Райнера Пацлафа факты использования внушения посредством телевидения, либо иные методы массового гипноза могут в значительной мере ограничивать свободы человека.

Одним из средств наступления на свободы человека в современном мире стала, как это не странно, наука. Британский политики Бертран Рассел приводит слова Йогана Готлиба Фихта, сказанные еще в 1810м году:

Объект, попавший в руки ученых в условиях научной диктатуры, будет делать семимильные шаги. Социальные психологи будущего будут вести различные классы школьников, на которых они будут отрабатывать различные методы выработки уверенности, что снег черный. Очень быстро будут получены разнообразные результаты. Во-первых, будет доказано, что семья мешает. Второе: обработка не даст существенных результатов, если она начнется после десятилетнего возраста. Третье: стихи, положенные на музыку с повторами, очень эффективны. Четвертое: мнение, что снег белый, нужно считать проявлением болезненной склонности к эксцентричности. Но я забежал вперед. Ученым будущего предстоит отточить эти максимы и точно подсчитать, во что обойдется убеждение одного школьника в том, что снег черный, и насколько дешевле будет убедить его в том, что снег темно-серый.

Все четыре перечисленных "результата" вы легко найдёте в современной жизни: достаточно просто оглядеться вокруг. Если не видели их раньше, то причиною этому было лишь ваше незнание о существовании подобных "результатов".

знание-сила

Previous post Next post
Up