В Дублине, в Национальной галерее, есть две превосходные работы Габриэля Метсю - одного из самых значительных «малых голладцев». Он работал в середине 17 века. На одной картине - прекрасный молодой человек пишет письмо. На другой картине - дама, которой служанка только что принесла письмо, внимательно его читает. В музее я рассматривала каждую работу отдельно, а когда на экране монитора они оказались рядом друг с другом, невольно зародилось желание увидеть в них две грани одной и той же истории:
Итак, герой первой картины - молодой щеголь, который перед распахнутым окном, за столом, покрытым роскошным ковром, увлеченно пишет письмо. На стене - пейзаж с охотничьими собаками. Поза юного красавца, выражение его лица свидетельствуют скорее о сочинении любовного письма, а не о бухгалтерских подсчетах или сосредоточенных философских размышлениях. Картина на стене, как это часто бывает у «малых голладцев», помогает понять скрытый смысл. Это - охотничья сцена, а, следовательно, охота на даму началась.
Героиня второй картины письмо получила. Одинокая туфелька говорит о разладе в семье. Наперсток на полу свидетельствует о том, что женская добродетель, с которой отождествлялось рукоделие, отброшено. А самое главное, служанка, в руке у которой конверт, приоткрывает изображение бурного моря. Здесь вполне очевиден любовный контекст. Бурное море - образ страсти. Вот текст под эмблемой корабля среди волн из сборника Яна Хармена Крула (1640 г.):
«В бескрайнем море со множеством волн мое любящее сердце словно парусник плывет между надеждой и страхом. Любовь как море, влюбленный как корабль. Любимая, твоя благосклонность подобна гавани, твой отказ - словно риф». (См.: Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16 - 17 веков. М., 2004, стр.51)
Может быть, что-то подобное читает дама в чепце?