Мастер амстердамской смерти Девы - северно-нидерландский художник, работавший на рубеже пятнадцатого-шестнадцатого веков. Считается, что на творчество этого художника оказало влияние фламандское искусство первой половины пятнадцатого века. Фридлендер идентифицировал художника и назвал его по хранящейся в амстердамском Рейксмузеуме картине:
Среди окружающих Марию апостолов узнаваемы св. Иоанн со свечой и св. Пётр рядом со св. Иоанном. В этом же музее находятся панели "Воскресение" и "Тайная вечеря", некогда являвшиеся частью ещё одного полиптиха художника. К сожалению, найти репродукции мне не удалось.
Хоогеверфф отнёс к творчеству мастера и ряд картин, приписанных Фриндлендером, к творчеству мастера с фонарём. Ещё одно различие мнений Фридлендера и Хоогеверффа состоит в какой школе должно отнести мастера амстердамского Успения: по мнению Фридлендера, речь должна идти об амстердамской школе, по мнению Хоогеверффа - об утрехтской. Последний видел сходство вышеупомянутой "Тайной вечери" с аналогичной сценой из выпоненного в Утрехте около 1440 часослова Екатерины Клевской. Косвенным подтверждением связи мастера с Утрехтом может служить дошедший до нас двойной портрет бургомистра Утрехта Дирка Борре ван Амеронген и его супруги Марии ван Снелленберг (Роттердам).
Ещё одна панель приписываемая мастеру хранится сегодня в Антверпене. Панель, некогда боковая панель полиптиха, изображает на внутренней стороне Взятие Девы на Небо (я осознанно не использую термин "Успение", т.к. он может обозначать как взятие на небо, так и самый момент засыпания - два разных иконографических сюжета). Обратите внимание на Троицу с короной в верхней части картины.
На внешней стороне панели зигзагом расположены следующие группы: монахи-заказчики (трое из которых - августинцы), Мария, Иисус, Бог-Отец. Монахи со сложенными в молитвенном жесте руками обращаются к Деве. Она обнажает грудь и смотрит на Сына, показывающего раны. Взгляд Сына направлен на Отца. Подобная структура не случайна и известна как "Лестница Спасения", выражающая принцип "через Марию к Христу, через Сына к Отцу" (о роли Девы-заступницы и посредницы писал, к примеру, св. Бернард Клервосский, 1090-1153). Это самый ранний из известных мне примеров изображения "Лестницы" в нидерландском искусстве.