Отана же он (царь Дарий -
clement) назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана - Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит.
Геродот, История. Книга 5, глава 25
История неправедного судьи Сисамна и справедливого царя Камбиса была весьма популярна в северном искусстве. Наряду с изображениями сцен Страшного Суда, и справделивости
Оттона,
Траяна и
Херкенбальда, она изображалась в зданиях ратуш, где и должна была напоминать отцам города, выступавшим в роли судей, об их долге.
Самое раннее из найденных мной изображений с ратушей не связано, но тем не менее носит морализаторский характер - это иллюстрация из "Книги Шахмат" Конрада фон Амменхаузена, в которой игра в шахматы рассматривается как модель мира и обсуждаются вопросы этики. Выполнена миниатюра была в ателье Диболда Лаубера в первой половине пятнадцатого века. Хранится манускрипт сегодня в Штуттгарте, в библиотеке земли Вюртемберг.
Созданный в то же время южнонемецкий Апокалипсис, хранйщийся сегодня в библиотеке Веллком, изображает менее "кровожадную" сцену: Камбис наставляет сидящего на кресле Отана. К сожалению, не смотря на то, что Апокалипсис (MS 49) можно
полистать, нужную страницу 56v мне найти не удалось.
Единственным известным мне изображением совмещающим обе сцены является картина Жерара Давида (начало 1480-х). Более того, к правой панели изображающей эти сцены была добавлена левая: арест неправедного судьи.
Обе панели находятся сегодня в Брюгге.
Любопытная копия правой панели была написана в семнадцатом веке. Миллз утверждает, что изображено мученичество св. Варфоломея и строит на этом целую теорию, но так ли это непонятно:
фототека называет хранящуюся в провинциальном музее "Брюхсе Вреэ" картину "Судом Камбиса". Тем не менее, косвенным подтверждением того, что картина изображает мученичество св. Варфоломея может служить опушенная по сравнению с Давидом деталь: Отан на кресле, обитом кожей отца. Пропуск этой сцены делает традиционную морализаторскую интерпретацию маловероятной.
Тема продолжала привлекать внимание и в шестнадцатом веке. Приведу два примера подобных изображений. Первое (около 1537) является работой ателье Лукаса Кранаха-старшего и входт в берлинский цикл четырех сцен справедливости (Давид и Голиаф, Купающаяся Вирсавия, Суд Париса). Вирсавия, кстати, мне сначала показалась Сусанной, но лира в руках одного из мужчин указывает на Давида, а наличие Суда Париса позволяет предположить противопоставление правденого и неправедного суда.
Вирсавия.
Камбис.
Примерно тем же временем (1542) датируетса витраж Дирка Веллерта (Амстердам, Рейксмузеум). Дирк Веллерт работал между 1511 и 1544 и был членом антверпенской гильдии художников. Как и Давид, и, возможно, под его влиянием, Веллерт изображает три сцены: арест Сисамна, его казнь и судью Отана. Любопытно, что Веллерт не только создал образец, но и сам расписал стекло: на это указывает его монограмма D*V.
Монограмма.
Mills Robert, Suspended Animation. Pain, Pleasure & Punishment in Medieval Culture.